Избирательные системы. Харак-ка основных типов.

Избир сис-мы – это комплекс нормативных актов и процедур по формированию представит органов власти. Основой функц-ия этих систем явл избират законы, * несмотря на различ в отдельн странах имеют много общего. Законы регламентируют: 1. порядок выдвижения кандидата на ту/иную должность и требования к нему 2. порядок финанс-ия избират компании кандидата (сколько м истратить и из каких источников получать ср-ва) 3. порядок исп кандидатом СМИ 4. хар-ер и порядок пропагандистской компании 5. процедура голосования, требования к оформлению избират документов 6. процедура подведения итога, подсчета голосов 7. процедура вступления в должность избранного. Во всех законах запрещ исп средств иностр гос-в, религиозн и благотворит организаций. Харак-ка основных типов избират системы: мажоритарная и пропорциональная. Мажор-ая – избиратель голосует за конкр чел, * выдвигается на альтернат основе. Победитель опред по абсолютн большинству: 50% +1 голос или относитльному. Если выборы в 2 тура, то в 1м туре – треб абсолютн больш, во 2м – относительное. «+» этой системы: 1. тесная связь кандидата с избирателями 2. победители на выборах в одномандатн округах оказ как прав, представители наиб влият полит сил, в рез в законодат органах оказ 2-3 наиб крупные партии, * образ свои фракции. Согласование спорных моментов идет оперативно, законотворческий процесс высоко динамичен. «-» - 1. относит не высок профессионализм состава поредставит органа власти, т.к каждый кандидат выступает от своего имени и м рассчит только на свой опыт и знания. Качеств уровень принимаемых законов не высок, они часто пересматрива и доп-ся 2. низкая легитимность представит органа (от каждого округа кандидат имеет нбольш число избирателей). Эти минусы преодол в некотор степени в пропорц системе. – избиратель голосует не за отдельн лиццо, а за партию и прогр. «+» 1. высок степень легитимности, за парламентом стоит не менее 70% избирателей 2. высок качество принимаемых законов, т.к закон готовится целой парт фракцией, участ спецы разных направлений «-» - 1. много мал групп, предс-щих интересы региональные или профессион групп. Проталкивание множества частных интересов замедл законотворч процесс, закон обсужд месяцами, годами. этот минус (избыточная дискусс-сть) преодолевается введением 3-5% барьера для прохожд в парламент 2. больш зависимостьдепутатов от партийн рук-ва, что вызывает конфликты. Пропрц система явл более прогресс и она принята в подавляющ большинстве развитых стран.

Ход избират компании:3 этапа: 1) подготовительный, до начала компании, опред кандидаты, подсчит их ресурсы, формир избират система 2) позиционирование кандидата, офиц выдвижение и публикация программы 3) борьба за избирателей, реализ 3 основн стратегий: победить с пом рекламы, если много денег; с пом полит партии и ее членов; стратегия конфликта, кандидат нападает на своих конкур, вызывает их на ответн действия. Желательно применять все 3 стратегии

Особенности российской избирательной системы

Гл особенность: 1. система не устоявшаяся, к каждым очередным выборам меняется законодат-во, но сохран общее 2. в России смешанная избират система. 50% депутатов гос думы избир можарит способом и 50% - пропорциональным, т.е по партийным спискам. На региональн уровне действ свои избират сис-мы. На посл выборах они были можарит.. выборы провод по одномандатн округам. Тем самым была возм-сть с пом щедрого финансирования провести кандидатов от крупного капитала. Этому способст: 3. отсутствие в законе нормы, опред-щей долю бюджетн финас-ния кандидата. Напр в гос думу м потрат 1,5 млн руб, а на местах, в итзбират комиссиях кандидаты получ 1-2 тыс руб. в нов зако-во на уровне регионов внесено положение об обязательности смешанной системы выборов, и на ур регионов 50% д идти от полит партии. Правила финанс-ния те же. 4. там где выборы губернатора, президента предпол 2 тура, во 2м туре победитель опред простым относит большинством (из-за невысок явки избират) 5. на региональных уровнях – нижн черьта необходимой числ-сти избирателей, чтобы выборы были признаны опущена до 25% числа избирателей. Это гов об апатии и недоверии к власти.

Наши рекомендации