Сущность, функции Government Relations

Существуют различные подходы к толкованию понятия «Government Relations» (GR). Наиболее прямолинейный из них ограничивается переводом термина «Government Relations», как «связь с правительственными организациями». Такой перевод приводит к логичному выводу, что GR-специалист курирует только органы исполнительной власти: аппарат правительства и профильные для его отрасли министерства. Порой дело обстоит именно таким образом, но сфера GR гораздо обширнее. Понятие «Government» в указанном контексте следует переводить не как «правительство», а как «государственная система управления» в целом, которая включает все ветви государственной и муниципальной власти[4].

Встречается и более широкое определение GR как «взаимодействия бизнеса и власти с целью обеспечения, отстаивания и продвижения интересов бизнеса в системе органов государственной власти»[5]. Упомянутое взаимодействие носит, по всей видимости, обоюдный характер, предполагая не только защиту интересов бизнеса во властных структурах, но и формы и методы влияния государства на бизнес. При этом игнорируется значительный пласт взаимодействий между государством и обществом, в котором находят применение различные PR технологии.

Интересна также трактовка понятия «GR-менеджмент» как одного из направлений коммуникативного менеджмента, целью которого является согласование собственных интересов организаций с интересами органов государственной власти различного уровня для снижения рисков и обеспечения устойчивого развития[6].

По мнению исследователя GR Е. Тарашвили, в современной российской действительности формируются отношения государства и общества как управляющих и управляемых. GR приобретает в этих условиях иное качество, прежде всего под воздействием того, что государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть, а управление — регулирование, упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. Поэтому стратегия коммуникации общества и государства основывается на принципиально новом понятии — взаимодействие[7].

В этой связи главными задачами государственной деятельности в сфере коммуникаций являются: 1)участие в демократизации государственного управления, 2)содействие становлению гражданского общества. Созданная в 2005 г. Общественная палата РФ должны была стать ярким примером такого рода деятельности, представляя собой связующее звено между властью и обществом. [8]

Государственная и муниципальная власть, обязанная обеспечивать конституционное право граждан на объективную информацию, опи­рается на службы по связям с общественностью, призванные, в свою очередь, обеспечивать систему политического влияния и реализацию в государственной политике принципов свободы и справедливости, формирование цивилизованной GR-платформы информационной от­крытости государственных органов. Этот важнейший политический вопрос решают специальные подразделения «GR-отрасли», именуемые иногда «государственные PR», иногда Public Affairs. На уровне госу­дарства к ним относятся:

• управление пресс-службы и информации Администрации Пре­зидента Российской Федерации;

• управление пресс-службы Совета Федерации Федерального Со­брания Российской Федерации;

• управление по связям с общественностью и взаимодействию со средствами массовой информации Государственной думы Фе­дерального Собрания Российской Федерации;

• департамент массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства Российской Федерации;

• управления информации и общественных связей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Сметной палаты Россий­ской Федерации.

В министерствах, ведомствах и федеральных службах это:

• Департамент информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации;

• отделы {или центры) по связям с общественностью (обще­ственных связей) и СМИ (Министерствофинансов Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Рос­сийской Федерации, Министерство транспорта Российской Фе­дерации, Федеральная служба Российской Федерации по эко­логическому, технологическому и атомному надзору);

• центры (или бюро) общественных связей (или по связям с об­щественностью и СМИ) (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков);

• пресс-службы (или пресс-центры) (Министерство экономиче­ского развития и торговли Российской Федерации, Министер­ство образования и науки Российской Федерации, Министер­ство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральная таможенная служба Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по тарифам. Федеральное агентство кадастра объек­тов недвижимости. Федеральное агентство по рыболовству);

• управление сводных статистических работ, общественных и меж­дународных связей Федеральной службы государственной ста­тистики Российской Федерации;

• управление по работе со средствами массовой информации департамента внешних и общественных связей Центрального банка Российской Федерации;

На уровне субъектов РФ GR-структуры именуются следующим об­разом:

• пресс-службы Губернатора, Администрации и/или главы Адми­нистрации края, области, города, муниципального образования;

• управления информации и общественных связей;

• департаменты по информационной политике и работе с обще­ственностью;

• отделы по связям с общественностью;

• информационно-аналитические отделы;

• методические отделы;

• пресс-центры.

В государственных учреждениях:

• службы по связям с общественностью и средствами массовой информации;

• управления по международным связям, связям с общественно­стью и средствами массовой информации;

• пресс-службы.

Несмотря на большое разнообразие наименований GR-служб их цели и задачи имеют одина­ковый GR-вектор взаимодействия с общественностью, а именно:

• во-первых, это повышение уровня информационной культуры государственной или муниципальной структуры управления средствами Government Relations;

• во-вторых, доведение до широкой общественности оператив­ной, полной и объективной информации о принятых решениях и политики их исполнения;

• в-третьих, налаживание тесных контактов с электоратом и це­левыми группами граждан;

• в-четвертых, расширение этих контактов и получение от граж­дан обратной связи в виде предложений, критических замеча­ний и даже жатоб;

• в-пятых, поддержание постоянных контактов с различными целевыми группами граждан для выработки предложений по корректировке реализуемых планов, проводимых мероприятий и GR-программ;

• в-шестых, проведение постоянного анализа поступающей ин­формации и определение степени адекватности реакции обще­ственности на действия должностных лиц, выполняющих свои функциональные обязанности в рамках законов и других нор­мативно-правовых актов;

• в-седьмых, осуществление процесса прогнозирования развития социально-экономической ситуации и мониторинга полити­ческих процессов;

Как показывает практика авторов, познавших все аспекты GR-кухни изнутри, последовательная реализация этих десяти пунктов позволяет успешно справляться с поставленными задачами, постоянно контро­лировать социальный тонус населения, своевременно и качественно выполнять поставленные задачи.

Исследование деятельности управлений, департаментов, отделов по связям с общественностью, а также пресс-служб различных уровней всех ветвей государственной и муниципальной власти выявило не только определенные закономерности и характерные черты, но также достаточно большое разнообразие подходов к такой деликатной сфере, как Government Relations. Это обусловлено тем фактом, что, выполняя практически одни и те же функции, GR-подразделения в государственных и муниципальных органах реализуют прежде всего конкретные цели и задачи, стоящие перед каждой из структур в отдельности — министерством, ведомством, федеральной службой, федеральным агентством, администрацией субъекта федерации, органом местного самоуправления,— включенных, однако, в единую президентскую «вертикаль власти». Во многом успешное выполнение этих функций зависит и от выделенных на данные цели бюджетных средств. А также не только от финансовых, но и от других ресурсов. на федеральном уровне штатное расписание, технические, информационные и технологические возможности любой пресс-службы значительно больше, чем у муниципалитета сельского района. Вместе с тем на основе личного практического опыта и научных обобщений, сделанных в ходе исследований данных, авторами сформулированы базовые GR-функции, даюшие общее представление о направлении деятельности Governmenl Relations. К ним относятся:

1) четкое соблюдение международного и российского законодательства, регулирующего доступ к информации. К основным нормативно-правовым актам в этой сфере относятся: Всеобщая декларация прав человека (ст. 19), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 10), Конституция Российской Федерации (п. 4, 5 ст. 29), Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (ст. 1, 39, 40. 47, 48, 58), Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 12,13,24), Закон РФ «О государственной тайне» (ст. 15), Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (ст. 4), а также Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» и др.;

2) координация взаимодействия государственных и муниципальных органов власти со средствами массовой информации, проведение аккредитации, предоставление аккредитованным СМИ полной и объективной информации;

3) информирование общественности (граждан) о принятых нормативно-правовых актах;

4) предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности должностных лиц, в том числе подготовка и размещение в средствах массовой информации текстовых, фото и видеоматериалов о деятельности руководителей;

5) организация и проведение пресс-конференций, брифингов, интервью представителей власти с российскими журналистами и зарубежными представителями средств массовой информации;

6) информационно-аналитическое формирование информационной среды официальных интернет-сайтов материалами о деятельности органов государственной и муниципальной власти, высших должностных лиц, включая их интервью, выступления, доклады, заявления для прессы, фотографии и видеоматериа­лы, отражающие выполнение этими лицами функциональных обязанностей, в том числе личные контакты с гражданами, ре­шение их проблем, реализацию критических замечаний и пред­ложений;

7) осуществление мониторинга федеральных, государственных, местных и независимых средств массовой информации с целью проведения анализа отражения в СМИ деятельности предста­вителей органов власти;

8) формирование через средства массовой информации объектив­ного общественного мнения о деятельности органов государ­ственной и муниципальной власти, повышение уровня инфор­мационной культуры;

9) согласование финансово-экономических вопросов при расче­те потребности в бюджетных ассигнованиях на содержание GR-подразделений по связям с общественностью;

10) взаимодействие с другими GR-, PR-. IR-подразделениями орга­нов государственной власти, бизнес-структур и инвестицион­ных институтов, включая обмен пресс-релизами, пресс-дайдже­стами, пресс-бюллетенями[9].

Наши рекомендации