Карл Ясперс – теория осевого времени
Карл Ясперс – теория осевого времени
1. Предыстория, или «прометеев век» (возникновение языка, орудий труда, употребление огня и др.) – до 3000 г. до н.э.
2. Основание первых цивилизаций (Шумерской и Египетской) – ок. 3000 г. до н.э.
3. Осевое время (религиозно-философские революции, заложившие основы религии, философии, науки, человек осознал себя личностью) –I тыс. до н.э., точнее 800-200 гг. до н.э.
4. Научно-технический век (современная эпоха бездуховной техники и массовой культуры).
В концепции осевого времени особо выделяется Греция как колыбель политической свободы, гуманизма, рационализма, стремления к активному осуществлению внутреннего идеала.
Отличительные признаки античной цивилизации:Динамизм социокультурных процессов.
Большая, по сравнению с Востоком, четкость социальной структуры.
Развитый принцип собственности, закрепленный в праве.
Высокая роль товарно-денежных отношений в экономике.
Демократические элементы в политической структуре, выборность власти.
Диалогичность, многоголосие в политической и философской мысли.
Идеал личности, занимающий важное место в системе ценностей.
2 вопрос.Античный полис – гражданская община, т.е. коллектив граждан со всеми материальными условиями его существования .
Основой полисной экономики является земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждались в использовании труда рабов. Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса. Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев, а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом. Гражданский коллектив полиса был неоднородным. Укрепление товарных отношений усиливало имущественную и социальную дифференциацию гражданского коллектива, приводило к его расслоению и ослаблению. Для поддержания некоторого единства граждан полисные власти принимали ряд мер. Этими мерами были наделение участками потерявших землю граждан, введение земельного максимума, который препятствовал концентрации земли в руках отдельных лиц за счет других. Место главенствующего политического учреждения занимает совет знати (булэ), где решаются основные дела полиса, ведутся переговоры с представителями других полисов, решаются военные вопросы.
Рядом с советом в той или иной форме существует народное собрание, эпизодически собирающееся на рыночной площади – агоре. Для повседневной управленческой работы советы образуют особые коллегии – притании, обладающие исполнительной властью. Некоторые города меняют царей на выборных правителей – архонтов, которые исполняют те же функции.
Ахейские цари, судя по всему, были воинственными и свирепыми людьми, жадными до чужих богатств. Ради грабежа они предпринимали далекие походы по суше и по морю и возвращались на родину, нагруженные добычей. Отсюда - вошедшее в пословицу богатство микенских владык.
О структуре ахейского общества позволяет судить найденный в Пилосском дворце архив, содержащий документы хозяйственной отчетности на глиняных табличках. Ахейские греки создали так называемое "линейное письмо Б", которое удалось расшифровать. До нас дошло большое количество письменных памятников, главным образом документы хозяйственной отчетности. В хозяйстве дворцов использовался труд сотен, а, может быть, и тысяч рабов, в основном женщин и детей. Они мололи зерно, пряли, шили одежду. Однако основную массу трудящегося населения в микенских государствах составляли жившие в окрестных деревнях земледельцы и ремесленники, формально свободные, но фактически находившиеся в зависимости от дворца. Таким образом, было создано централизованное дворцовое хозяйство, роднящее ахейскую цивилизацию со многими обществами Древнего Востока. Конечно, не следует считать, что этим централизованным хозяйством была полностью охвачена экономика того или иного ахейского царства. Крестьяне имели собственные небольшие частные хозяйства. Ахейская Греция не составляла единого государства. Отдельные царства вели независимое существование, часто вступая друг с другом в конфликты и войны. Именно об этом говорят мощные стены ахейских дворцов-крепостей. Лишь изредка, для крупных совместных военных предприятий, эти государства объединялись во временные союзы, как правило, под главенством Микен - сильнейшего греческого царства того времени.
Во главе каждого государства стоял царь, носивший титул "ванакт" (то есть повелитель, владыка). Второе место в системе государственного управления занимал военачальник - лавагет. Кроме них, в кругу высшей дворцовой знати входили жрецы главных храмов и высшие военные чины. Следующую ступень после военно-жреческой аристократии занимали многочисленные чиновники, ведавшие исправным функционированием дворцового хозяйства. Территория царства была разбита на округа во главе с наместниками, отвечавшими за поступление податей в казну. Наместникам подчинялись чиновники низшего ранга - басилеи. Они управляли отдельными деревнями, надзирали за работой зависимых ремесленников. К бюрократии относились также писцы, курьеры и ревизоры, с помощью которых центральная администрация контролировала местные власти.
Нижнюю часть этой хорошо организованной пирамиды составляли жители деревень, крестьяне и ремесленники. Они не принимали никакого участия в управлении государством и были к нему, в общем, безразличны, воспринимая дворцовые структуры как грубую внешнюю силу. Собственно, дворцы и были именно такой силой. Они как бы тянули соки из собственной сельской округи. Блестящий облик микенской цивилизации во многом базировался именно на этом паратизме. Разрыв между экономическим и культурным уровнем знати и народа был огромен.
Гибель дворцов
Дворцы были только центрами потребления, расточавшими ресурсы страны. Основная масса населения жила сельскими общинами и была практически не связана с собственной государственностью. Стоили уничтожить правящую верхушку дворцовых государств, и вся пирамида микенского общества развалилась. Микенская цивилизация исчезла, наступили так называемые "тёмные века", длившиеся до сер. VIII в. до н.э. Реконструировать историю этого времени можно по данным археологии, и из поэм Гомера.
Реформы Клисфена
(508-500 гг. до н.э.) –
административно-территориальная реформа, реформа аппарата управления, остракизм-суд черепков.Законы Ликурга –
передел земли,закрепощение илотов,запрет на участие спартиатов в производительном труде,
казарменный образ жизни,
тотальный контроль,
полное равенство в быту.
Причины Великой греческой колонизации
VIII-VI вв. до н.э.
Демографический рост и относительное перенаселение
Потребности промышленности в сырье
Социальная дифференциация и стремление восстановить прежний статус
Политическая борьба
Военная угроза со стороны соседей
Илоты
Клеры обрабатывались не самими спартиатами, занятыми всецело военным делом, а прикреплёнными к их участкам бесправными илотами. В отличие от обычного в древней Греции типа рабства илоты принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а всему их коллективу в целом — государству. Илоты жили со своими семьями на территории участка, пользовались известной хозяйственной самостоятельностью и были обязаны выплачивать владельцам участков установленный государством натуральный оброк в виде определённого количества сельскохозяйственных продуктов, составлявших примерно половину урожая. Владелец участка не мог требовать от своих илотов поставок сверх этой нормы. Историческая традиция отметила и не характерные для классического рабства отношения собственности, в которые были включены илоты: вся совокупность спартанских граждан совместно владела землей и илотами («рабами общины», «государственными рабами»). От рабов классического типа илоты отличались целым рядом особенностей, которые наводят на мысль, что они были в лучшем положении, чем обычные рабы - возможность иметь жен и вести семейную жизни, ограниченное владение собственностью, право убежища в храме Посейдона. Таким образом, в Спарте сложилась особая форма рабовладельческого хозяйства, при которой непосредственное вмешательство рабовладельца в производственный процесс стало чем-то совершенно необязательным или даже вообще исключалось. Из организатора производства рабовладелец превращается здесь в пассивного получателя ренты, хозяйственная же инициатива сосредотачивается всецело в руках непосредственного производителя, т. е. раба. Надзор государства за экономическими взаимоотношениями илотов и их хозяев, может быть, является самым важным моментом, объясняющим и столь долгое существование илотии, и, как думают некоторые современные исследователи, сравнительно низкий уровнень "мятежности" илотов.
- периэки
Вторую группу подвластного Спарте населения составляли периэки — лично свободные, но лишённые политических прав люди. Они владели (как правило, на пограничных территориях) имуществом и землёй, которая принадлежала им в отличие от спартиатов,повидимому, на началах частной собственности. Часть периэков, по всей вероятности, жила на этих территориях ещё до того, как последние были навоёваны Спартой, другая часть была здесь специально поселена. В руках периэков сосредоточивались также занятия ремёслами и торговлей, которыми сами спартиаты по существующим законам заниматься не могли. Впрочем, ремёсла и торговля в аграрной Спарте были мало развиты. Периэки пользовались известным самоуправлением в рамках спартанского государства и. были. обязаны нести военную службу.
воспитание. Совершенно очевидно, что государство в качестве основной и единственной цели воспитания видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового поколения, физически сильного и способного к выживанию в условиях воинственной политики, проводимой Спартой. В программу обучения вошли только те предметы, которые способствовали развитию физических навыков и моральную выдержку и стойкость, совершенно вытеснив прочие науки, связанные с развитием эстетической стороны души человека.
В Спарте верховным собственником земли, бесспорно, считалось государство. Оно наделяло всех граждан клерами и под угрозой потери их заставляло выполнять свои обязанности. Земля, которая не являлась предметом купли-продажи, не могла в полной мере считаться и частной собственностью.
Государственными институтами Спарты являлись:
апелла - собрание граждан полиса.
герусия - совет старейшин.
эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц.
два архагета - царя.
Царская власть переходила по наследству, от отца к сыну. Но одновременное правление двух царей было обязательным. Апелла - народное собрание полноправных граждан-спартиатов. Эфорат - должностная коллегия эфоров, состоявшая из 5 человек, ежегодно переизбираемая из состава всей общины спартиатов.
Пелопонесский союз — объединение древнегреческих полисов Пелопоннеса. . Спарта, создавая Пелопоннесский союз, стремилась к лидерству в Греции и рассчитывала на помощь союзников при подавлении восстаний илотов. Другие полисы Пелопоннеса надеялись на военную поддержку Спарты в случае внешней опасности. В случае войны каждый член Союза выставлял 2/3 своей военной силы, но верховное командование принадлежало спартанцам. Высшим органом Пелопоннесского союза было собрание всех союзников, которое возглавляли спартанские эфоры. Каждый полис, независимо оттого, был ли он большим или маленьким, имел один голос на собрании, что позволяло Спарте добиваться принятия необходимых ей решений, противопоставляя мелкие полисы более крупным.
Кризис п. системы
В чрезвычайной обстановке и постоянных войнах единоличная власть более оперативна и мобильна
При разорении значительного числа граждан народное собрание радикализируется (охлократия)
Социальная смута приводит в возрождению тиранических режимов («младшая» тирания IVв. до н.э.)
Появилась возможность использовать наемников для личных целей
Софисты теоретически обосновали мысль о праве сильного от природы человека на первенство и власть над другими
Младшая тирания возникает в обстановке кризиса полисной системы, в обстановке исключительного обострения социальной и политической борьбы, обусловленной противоречиями уже зрелого рабовладельческого общества. Общим для обеих тираний является только то, что как «старшие», так и «младшие» тираны достигали власти посредством, хотя и скрытой иногда, ломки существовавшего до них государственного строя, при этом руководствуясь в проводимой ими политике и личными интересами.
Римские цари
Ромул (753 – 715 гг. до н.э.) латинянин
Нума Помпилий (715 - 672 гг. до н.э.) сабинянин
Тулл Гостилий (672 – 640 гг. до н.э.) латинянин
Анк Марций (640 – 616 гг. до н.э.) сабинянин
Тарквиний Приск (616 – 578 гг. до н.э.) этруск
Сервий Туллий (578 – 534 гг. до н.э.) этруск
Тарквиний Гордый (534 – 510 гг. до н.э.) этруск
Реформы Сервия Туллия
Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все свободное население Рима патриции и плебеи - было разделено по имущественному признаку (цензу) на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий. Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме названия, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано, видимо, 21: четыре городских и семнадцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды .Падение царской власти.Римские цари в результате постоянных войн присоединили к Риму часть соседних племен. Даже несколько царей — выходцев из Этрурии — управляли Римом. Один из них, Тарквйний Гордый, абсолютно не считался с народом, с необычайной жестокостью бесчинствовал, за что и был изгнан из города его же жителями. Это произошло в 510 г. до н. э. Так была свергнута царская власть в Риме.
Покорение Италии
Арицийская федерация (493 г. до н.э.)
Война с г. Вейи (406-396 гг. до н.э.)
Галльское нашествие (390 или 387 гг. до н.э.)
1-я Самнитская война (343-341 гг. до н.э.)
Латинская война (340-338 гг. до н.э.)
Римско-италийская федерация (338 г. до н.э.)
2-я Самнитская война (327-304 гг. до н.э.)
3-я Самнитская война (298-290 гг. до н.э)
Тарентийская война (281-272 гг. до н.э.)
Завоевание г. Вольсинии (265 г. до н.э.)
Характеристика римско-италийского союза. Все ходят под Римом. Т.е кроме Рима есть другие полисы, но у них нет права самостоятельной внешней политики. У всех союз только с Римом (divide et impera), причем на разных правах: foedus equm et foedus inequam. Т.о., Рим как civitas теряет свою замкнутость, а другие члены союза – свою автономию; и то и другое – составляющие civitas; начинается ее разложение.
Разделяй и властвуй
Принято считать, что это был девиз внешней политики Древнего Рима. Древний Рим управлял многочисленными провинциями разделяя и ссоря их между собою. Так римляне давали грамоты отдельным городам-вассалам, дававшую этим городам особую привилегию по отношению к другим городам вассалам. Так, настраивая своих вассалов друг против друга Рим правил территорией и населением во много раз превышающей сам Рим..
Кризис полиса
Экономический аспект – сформировалось товарно-денежное хозяйство, распространившееся по всему Средиземноморью и объединившее страну в единую экономическую общность (подорвана автаркия).
Социальный аспект – сложилось новое соотношение сил и противоречий среди свободного населения в границах империи (разрушена замкнутость гражданского коллектива)
Политический аспект –республиканский аппарат самоуправления, действовавший в интересах римского нобилитета, оказался бессилен в управлении полиэтничным и разнокультурным населением Средиземноморья.
ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ
яркое проявление клас. борьбы (между крупными землевладельцами-рабовладельцами и мелкими производителями, а также между различными группировками господств, класса) в рабовладельч. обществе Рима. Восстания рабов в понятие "Г. в. в Р." обычно не включают. Первыми вспышками гражд. войн можно считать отд. эпизоды борьбы в период агр. реформ Гракхов (133 и 123-122 до н. э.) (см. Гракхов реформы) и трибуната Апулея Сатурнина (100 до н. э.). Особенно широкого размаха гражд. войны достигают во время столкновений сторонников Мария и Корнелия Суллы (88-82 до н. э.), в период борьбы Юлия Цезаря за диктатуру (49-45 до н. э.), а также в эпоху второго триумвирата (43-30 до н. э.). В ходе Г. в. в Р. к власти пришли новые слои господств, класса (муниципальная аристократия, богатые отпущенники, ветераны и т. п.), в интересах к-рых рим. республика была заменена новым политич. строем- империей.
Цезарь постепенно собирал политическую власть в своих руках. В 60е гг. участие Цезаря на ранних этапах заговора Катилины вообще заставило его отойти на некоторое время от политических дел. Однако, в свою очередь, это в некоторой степени сблизило его с Помпеем и Крассом, с кем Цезарь в 60 г. «создали» первый триумвират, в котором он не играл первой роли, она была отдана Помпею, хотя и тот, и другой стремились к единоличной власти. Поэтому очевидно, что их коалиция была не долгой. Возвышение Цезаря было очень стремительным. Консульство сделало Цезаря одним из первых политиков республики, но он мог потерять власть после окончания срока магистратуры. Поэтому было необходимо закрепить положение, получив Галльские провинции. Так, с 58 по 56 г. Цезарь вёл войны в Галлии, итогом которых стало присоединение всей территории между Альпами, Рейном и Пиренеями к Риму. К тому же эти победы дали Цезарю главное - любовь римского народа. Но срок наместничества кончался, а согласно лукскому соглашению триумвиров, Цезарь выдвигал свою кандидатуру в консулы через 10 месяцев. Поскольку и Помпей, и Цезарь стремились к единоличной власти, но первый представлял меньшую опасность для сенаторов, поэтому они пошли на союз с Помпеем. Накал внутриполитической обстановки перерос в гражданскую войну, в которой Цезарь одержал победу, что сделало его самым сильным политиком Рима. Гражданская война привела к обострению социальной борьбы и поставила перед господствующими классами вопрос о военной диктатуре, а самой вероятной фигурой для этого был Цезарь. Диктатура Цезаря носила чисто римский характер, она выросла из предшествующего развития элементов авторитарной власти. Таким образом, правомерно говорить, что монархическая по существу власть Цезаря юридически возникла из сосредоточения в его особе высших республиканских магистратур. Став диктатором, Цезарь во внутренней политике, в основном, преследовал три цели: усиление своей личной партии, общую стабилизацию и решение проблем по трансформации Рима в империю.
Вопрос. Принципат Августина
Принципат
система политического дуализма, "диархия" сената и императора (Т.Моммзен)
система, в которой вся полнота власти принадлежит сенату, а принцепс является лишь охранителем устоев восстановленной республики (Э.Мейер, Г.Ферреро)
Особый вид монархии, при которой формально сохранились основы республиканских форм правления (Э.Д.Гримм, Н.А.Машкин)
новая политическая система, представлявшая собой сложное динамичное сочетание полисно-республиканских и имперско-монархических элементов
Одной из таких задач было создание монархической структур на месте существование столетиями полисно - общинной, т. е. в принципе республиканской, формы государства. 13 января 27 г. до н. э. Октавиан объявил, что он отказывается от всех предоставленных ему полномочий и «восстанавливает республику». В действительности это торжественное заявление ничего не значило. Октавиан не собирался отказываться от своего единовластия, которого он достиг ценой таких больших усилий. Римское государство фактически превратилось в монархию. Имя Октавиана теперь значилось первым в списке сенаторов. Он был объявлен «принцепсом» - первым, как бы почетным главой сената. Как первый в списке сената, он получил право раньше всех высказывать свое мнение на заседании, и никто из сенаторов не рисковал ему возражать. Так как главу государства называли теперь принцепсом, то и государственный строй, созданный Октавианом и просуществовавший около 300 лет, принято называть принципатом. Ряд законов, принятых при Августе, был направлен на укрепление устоев рабовладения. Для решения демографических проблем, был принят закон Паппия-Поппея о браке, а для восстановления добрых нравов — закон о роскоши. Политика, проводившаяся Августом в провинциях, способствовала созданию прослойки населения, заинтересованной в сохранении римского господства.
Август разделил Рим на 14 округов, украсил город многочисленными новыми строениями (императорский дворец и форум, алтарь Мира, мавзолейна Марсовом поле и др.) и по справедливости мог гордиться, что «принял его кирпичным, а оставляет мраморным». В его правление построены первые большие общественные бани и библиотека. Улучшение финансового положения империи позволило сформировать постоянное оплачиваемое войско, создать в Риме пожарную службу и полицию, улучшить снабжение зерном, вести строительство дорог, водопроводов, храмов, библиотек, школ. Потерявшим реальное значение магистратурам Август противопоставил бюрократический аппарат. В отношении плебса император придерживался политики «хлеба и зрелищ». Опорой императорской власти была армия, подвергшаяся масштабной реформе. Количество легионов (большей частью недоукомплектованных) было существенно сокращено.
Юлии-Клавдии-В сознании элиты закреплена идея приемлемости монархической власти. Ликвидирована монополия власти староримской аристократии.
Флавии-Законодательное закрепление властных полномочий императорской власти, сформулированных предыдущей династией. Передача власти италийской элите от староримской знати Правление Флавиев подготовило расцвет римской державы во II веке, поскольку они представляли ту часть элиты, для которой главными были интересы единого государства, охватывающего весь известный римлянам мир.
Вопрос.
Реформы
Империя была разделена на Запад и Восток, а каждая из этих частей — на две префектуры. Возглавлявшие их префекты претория обладали высшей гражданской и военной властью.
Сто провинций были объединены в 12 диоцезов, управлявшихся викариями — заместителями префектов. У них была гражданская власть, военная принадлежала наместникам провинций. Рим стал особым административным округом, приравненным к провинции. Контроль за местной администрацией осуществлялся с помощью разветвленной сети шпионов.
Резиденцией Диоклетиана стала Никомедия на Мраморном море, Максимиан избрал Медиолан (современный Милан), Галерий — Сирмий (на Балканах), а Констанций Хлор — колонию Августу Треверов (современный Трир). Рим остался столицей империи.
Эконом.реформы
В 301 г. Диоклетиан установил твердое содержание золота в монетах и ввел максимум цен на предметы первой необходимости, а также максимум оплаты труда работников разных специальностей. За несоблюдение этих норм полагалась смертная казнь.
Население империи платило единый натуральный налог (аннону). Единицей подушного обложения была голова — взрослый мужчина; женщины приравнивались к половине головы. Поземельный налог исчислялся с учетом размеров земельного участка, качества земли и возделываемых на ней культур.
Размеры налогов определялись на основе переписи населения. Она проводилась раз в 15 лет, списки налогоплательщиков выверялись через каждые 5 лет. Этот порядок, носивший название индикта (объявление), лег в основу летосчисления.
Учет населения и земель вел к закрепощению людей. Колоны прикреплялись к поместью, ремесленники — к ремесленным коллегиям, горожане — к городским куриям. Каждое сословие связывала круговая порука: все отвечали за поступление налогов собственными средствами. Переход из одного сословия в другое запрещался.
Реформы Константина
Константин правил единолично. Тетрархия была упразднена.
Диоцезы разделили на 4 префектуры.
Высший совещательный орган при императоре, куда он сам назначал сановников, назывался Священным консисторием (местом, где стоят вместе: в присутствии императора никто не имел права сидеть).
Карьеру чиновников определяла иерархия рангов из шести ступеней:
Высшие чиновники имели титул благороднейших мужей.
Далее шли сиятельные, почтенные, светлейшие и совершеннейшие мужи (эти ранги были доступны только сенаторам). Их привилегиями были свобода от налогов и пыток, от службы в городских советах, подсудность императору и право приезда ко дворцу (остальные шли пешком).
На более низкой ступени стояли выдающиеся мужи — вершина карьеры для выходцев из средних слоев.
Распад Рима
В 476 г. предводитель германских наемников в Италии Одоакр сверг последнего западноримского императора Ромула Августула, отослал знаки императорского достоинства в Константинополь и объявил себя королем
ПАДЕ́НИЕ РИ́МА (476 год), гибель Западной Римской империи под ударами варварских племен вестготов, гуннов, вандалов и остготов, растянувшаяся более чем на полвека. Около 376 король вестготов Аларих (см. АЛАРИХ I) вторгся в римские владения, после того как он в течение 30 лет разорял балканские провинции и Грецию. В 408 он появляется в Италии, дважды осаждает Рим, однако уходит, удовлетворившись огромным выкупом, и провозглашает императором Аттала, который однако быстро выходит из-под контроля Алариха. Тогда Аларих снова осаждает Рим, 24 августа 410 захватывает его и в течение трех дней подвергает разграблению, оставив нетронутыми лишь христианские церкви. Уйдя затем на юг Италии, он вскоре скоропостижно умирает близ города Козенца в Калабрии
Варварские общества
Вест-готы. ост-готы, бургунды к моменту формирования феодальной системы переживали последний этап родо-племенной организации и вождества.
Лангобарды, англы, саксы и юты, бавары, тюринги, аламанны, германцы Скандинавии, венгры, западные и восточные славяне. К моменту распада Западной Римской Империи сохранили больше черт архаичного общественно-родового строя.
Преобладающее воздействие на структуру гос. устройства ост-готского королевства оказали римские госучреждения. Продолжал функционировать Сенат, сохраняли функции префекты претория, сохранилась римская судебная система и муниципальные органы управления, римские налоговые и монетные системы. Наряду с этим развивались институты политической власти ост-готов. В частности королевская власть трансформировалась из органа племенного управления в государственный механизм. Так уже ост-готский король Теодорих обладал всей полнотой административной, военной, судебной, финансовой власти. На ряду с префектами претория действовали графы. Поручения короля исполняли сайоны. В рамках центрального аппарата управления действовал королевский совет. Помимо римского права функционировали нормы ост-готского права.
После смерти Константина (337) снова разразился острый политический кризис. 16 лет тянулась борьба за власть между его преемниками. В 353 году империя фактически был объединена в руках одного из сыновей Константина – Констанция II. Попытка преемника Констанция II – Юлиана Отступника (361-363) найти опору в восстановленном язычестве еще более обострила внутреннюю борьбу.
императоре Валентиане I произошло разделение империи на две части: Валентиан I управлял западной частью империи, его брат Валент – восточной.
В 418г. в юго-западной Галии (Аквитания) было образованно первое варварское вест-готское королевство Тулуза.
Во второй половине 5в вест-готы завоевали почти всю южную Галлию и большую часть Испании.
В 429г. в Северной Африке сформировалось королевство вандалов.
В 457г. бургунды основали новое королевство в Юго-восточной Галии в долине верхней и средней Роны и Соны. Столица - Лион.
После Гуннского нашествия ост-готы осели в Южно-восточной Империи. А в 488г. под предводительством Теодориха выдвинулись в Италию.
В 493г. Теодорих сместил Одоакра и основал ост-готское королевство на территории северной и средней Италии с центром в Равенне.
Гунны .В середине V в., в 451 г., вестготы, франки, бургунды сражаются на стороне Рима против насшествия союза племен, возглавляемого гуннами. Разбитые близ Труа, гунны отступили. Их вторжение продолжалось всего четыре месяца. Оно охватило сравнительно узкую область на востоке Галлии - между Мецем и Орлеаном; но разрушительность его была столь велика, что в памяти народов само имя гуннов стало нарицательным. После смерти предводителя Гуннов Атиллы (453) союз племен распался.
Находясь в Паннонии по поручению Ореста, Одоакр навербовал множество наёмников, выходцев из племён герулов, ругов и скиров (их соплеменником являлся и он сам). Имея под началом столь большую армию, он теперь мог сам претендовать на верховную власть. После привлечения на свою сторону также гвардии самого Ореста, Одоакр начал планировать военный переворот. К тому же он увеличил свои силы, пообещав другим наёмникам из италийских гарнизонов земельные наделы по окончании службы.
К тому времени, как Орест узнал о готовящемся военном перевороте, армия мятежников обладала весьма значительными силами, так что Орест бежал из Равенны в Павию, оставив оборону столицы брату Павлу.
Разведчики Одоакра сообщили ему о бегстве Ореста, и он двинул свою армию за ним, захватив и разграбив Павию, а также казнив своего бывшего начальника 28 августа 476 года н.э. Далее быстрым маршем мятежный полководец достиг Равенны, которая пала 4 сентября того же года. Пленённый император Ромул Августул был сослан в бывшее поместье Лукулла вКампании близ Неаполя 5 сентября, где и прожил до конца своих дней, получая пожизненную пенсию как важный пленник.
Христианство, занесенное к готам каппадокийскими пленниками, мирно распространялось среди них. Во время первого Вселенского Собора Готская Церковь была настолько многочисленна, что имела своего представителя в Никее, в лице Феофила, подпись которого имеется в соборных актах.
Вопрос.
20 вопрос. Общественный строй германцев (по данным Цезаря и Тацита). Хозяйство германцев по Цезарю. Землевладение и землепользование по Ц. Общественно-политический строй. Изменения в хозяйственной деятельности германцев к концу Iв. н.э. по Тациту. Землевладение и землепользование. Общественно-политическое устройство германских племен во времена Тацита. Быт и нравы германцев в восприятии римлян.
Цезарь первым осознал важность сбора любой информации о германцах, которая могла бы пригодиться римлянам в военном и политическом отношениях. Отсюда в «Записках о галльской войне» появляются сведения об общественном устройстве германцев. Он пишет об общественном строе, хозяйственном укладе и быте древних германцев, а также излагает ход военных событий и столкновений с отдельными германскими племенами. Будучи наместником Галлии в 58 - 51 гг., Цезарь совершил оттуда две экспедиции против германцев, которые пытались захватить области на левом берегу Рейна.
До эпохи Великого переселения народов у германцев был родовой строй. Цезарь пишет, что германцы селились родами и родственными группами, т.е. племенными общинами. Во главе германских племен стояли старейшины – кунинги. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решались советом старейшим. В военное время избирался военачальник. Он собирал вокруг себя дружину.
По данным Цезаря германцы еще кочевники, занимающиеся в основном скотоводством, в также охотой и военными набегами. Земледелие играет у них незначительную роль, но все же Цезарь неоднократно упоминает в своих "Записках о галльской войне" о земледельческих работах германцев. Описывая в книге IV племя свевов, он отмечает, что каждый округ ежегодно высылает на войну по тысяче воинов, тогда как прочие остаются, занимаясь земледелием и "кормя себя и их; через год эти последние в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома. Благодаря этому не прерываются ни земледельческие работы, ни военное дело". Землей они владеют сообща, применяя примитивную залежную систему земледелия, периодически, через два-три года, меняя землю для посевов.
Политическую организацию германцев отличало наличие нескольких уровней, на которых взаимодействовали различные институты власти: существовало народное собрание (concilium), у которого в мирное время не было единого руководящего органа; далее шли округа (pagi) и более мелкие области (regiones); обычное право среди сородичей осуществляли старейшины (principes — «первенствующие»).
На время войны племя избирает особую власть с правом лишения жизни соплеменников. Из первенствующих на народном собрании военным командиром-вождем утверждался тот, кто был известен (т. е. знатен) своими удачами в набегах. Власть такого вождя была временной — только на период разбойного нападения. Не желающие участвовать в таких авантюрах признавались дезертирами и изменниками.
Образование парламента.
Во второй половине ХIII в. в Англии оформляется сословно-представительная монархия.
В ряде стран возникновение сословно-представительных учреждений не было связано с какими-либо значительными политическими потрясениями. Королевская власть по собственной инициативе обращалась к сословному представительству. В Англии, где весьма рано укрепилась королевская власть, лишившая феодальную знать ее политической самостоятельности, сословно-представительная система сложилась в результате острой борьбы феодалов с королем и ознаменовала политическую победу сословий над монархией.
Одной из предпосылок возникновения сословно-представительной монархии было оформление феодальных сословий. Высшая феодальная знать добилась у сословной монархии наследственного пэрства. В число пэров вошли и крупнейшие прелаты английской церкви.
Английское дворянство уже в XIII в. играло большую роль в экономической и политической жизни страны. Оно рано потеряло военное значение, зато приобрело большой вес в местной политической жизни. Интересы дворян -рыцарей и джентри (новое дворянство)- сблизились с интересами городской верхушки и мелких деревенских собственников. В развернувшейся политической борьбе дворянство и верхушка городского и свободного сельского населения выступали заодно.
В 1258-1267 гг. в Англии разгорелся политический конфликт: на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, опираясь на недовольство на