РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ XIV — ХVI ВЕКОВ
1. Гуманистические идеи Ренессанса в малорусской (украинской) культуре.
2. Образование. Книгопечатание.
3. Развитие художественной культуры в Украине в XIV—XVI вв.
Развитие малорусской (украинской) культуры в XIV—XVI вв. происходило в сложных условиях. Социально-политическая ситуация определялась окончательной потерей остатков государственности и самоуправления Киевской Руси — малорусские (украинские) земли вошли в состав Литовско-Польского государства. После Кревской унии (1385 г.) Польша повела тотальное наступление на культуру, веру, обычаи, традиции малорусского (украинского) народа. На протяжении XV—XVI вв. все еще продолжалась неравная борьба с татарской ордой, которая опустошала край, забирая людей в неволю.
Изменилась духовная, культурная жизнь общества.
С одной стороны, эти изменения определялись решительной переориентацией на взаимодействие с культурными достижениями Западной Европы. В XIV—XVI вв. строятся города, растет цеховое производство, развиваются различные виды художественного творчества, ремесла, торговля, оживляются, международные, в том числе творческие контакты. С другой стороны, экспансия католицизма, усиление социального и национального гнета вызывало обострение социально-политического и духовно-просветительского противоборства народа. Защитником веры, традиций становится казачество, период становление которого выпадает на середину XVI в.
Пробуждение национального самосознания дополнялось распространением идей гуманизма Возрождения. Усиливавшийся интерес к природе и человеку закладывал почву для появления в кругу европейских культур плеяды представителей малорусской (украинской) интеллектуальной элиты, которые не только овладели гуманистическими идеями своего времени, но и сделали определенный вклад в развитие западноевропейской культуры.
Получив надлежащее образование в европейских университетах, выходцы с территории Малороссии становились известными учеными, педагогами, медиками, художниками.
Юрий Дрогобыч (Юрий Котермак, 1450—1494) стал доктором философии и медицины в Болонском университете, читал там лекции по математике, занимал должность ректора факультета медицины. В Риме увидел свет первый в нашей истории печатный труд малоросса природоисследователя — "Прогностическая оценка текущего 1483 года".
Лукаш из Нового Града (умер прибл. в 1542 г.) был магистром и преподавателем Краковского университета. В этом университете в XV в. работали 13 профессоров - малороссов.
Павел Русин из Кросна (ок. 1470—1517), читал в Кракове университетский курс римской литературы, писал стихи, преподавал также в Венгрии. Он является первым гуманистическим поэтом Малороссии и также одним из основателей польской гуманистической поэзии.
Станислав Ореховский-Роксолан (1513—1566) свой многогранный талант оратора, публициста, философа, историка реализовал во многих трудах, которые читали в Италии, Испании, Франции, Германии. Не случайно в Западной Европе его называли "рутенский (русский) Демосфен", "современный Цицерон".
Творчество ранних гуманистов характеризуется глубоким знанием античной философии, вниманием к проблемам изучения природы, утверждением достоинства личности, ее свободы, идеалов социальной справедливости. Они оказали положительное влияние па образование и литературу, стали идейными вдохновителями ренессаисного искусства.
Резкое обострение в XVI в. религиозных конфликтов, связанных с попытками обратить в католическую веру население Малороссии, вызвало распространение идей, созвучных идеологии Реформации.
Главным содержанием украинского Ренессанса было формирование новой ментальности, новых культурных традиций, которые возникали на почве реформационной идеологии и ренессансно-гуманистического мировоззрения.
Система научных знаний в украинской культуре того времени состояла, из богословских дисциплин, грамматики, поэтики, арифметики, этики, истории, права, медицины, музыки. Распространялись переводные работы по проблемам метафизики, логики, астрологии, астрономии: "Логика Авиасафа", "Космография" и др. Несомненный интерес представляет медицинский справочник "Аристотелевы врата или Тайная Тайных".
Теоретическое осмысление и разработка идей, созвучных новой Эпохе, осуществлялись в кон. XVI-нач. XVII вв. украинскими книжниками, которые объединялись вокруг культурно-просветительских центров, создаваемых магнатами-меценатами или представителями городского населения для сохранения отечественной культуры.
Таким культурным центром в кон. XVI в. стала Острожская славяно-греко-латинская академия (коллегиум), которую открыл в 1576 г. в г. Остроге (ныне - в Ровенской обл.) князь Константин Острожский. Со временем эта школа поднялась до уровня европейских учебных заведений. В ней преподавали лучшие украинские и иностранные ученые.
Острожская школа объединила вокруг себя известных в то время деятелей культуры. Писатель Герасим Смотрицкий (первая пол. XVI в. — 1594 г.) стал ее ректором. Он редактировал и написал предисловие к известной Островской Библии — первого полного издания Библии на славянском языке, осуществленного в 1581 г. Иваном Федоровым. Одним из ярких образцов полемической литературы является работа Г. Смотрицкого "Ключ царства небесного" (1587 г.).
Многие иностранные ученые сотрудничали с Острожской академией: доктор философии и медицины, профессор Краковского университета Ян Лятощ, грек Кирилл Лукарис, ставший в дальнейшем патриархом Константинопольским и др.
В последней четверти XVI — нач. XVII вв. в городах создаются братства - организации, которые в условиях усиления влияния католицизма стали идейными центрами по защите веры, языка, культуры и др. духовных ценностей украинского народа.
Первым из них было Львовское братство, возникшее еще в 1439 г. На его средства содержались школа, госпиталь, типография, библиотека.
В начале XVII в. братства появились во многих городах Украины. При каждом из них была открыта школа. Ведущей среди них стала школа Львовского Успенского братства, организованная в 1586 г. Обучение в ней регламентировалось уставом — "Порядком школьным".
Обучение в братских школа» начиналось с изучения славянской грамматики, овладения навыками чтения и письма, изучения греческого языка и латыни, знание которых давало возможность ученикам знакомиться с достижениями западноевропейской науки и литературы. В программу братских школ входили также поэтика, риторика, музыка.
Выпускники школ путешествовали по Украине, распространяли знания, призывали народ к отпору польско-католического влияния.
Большое значение в становлении новой культуры сыграла светская литература, связанная с традициями летописания, развития русского (украинского) права: "Судебник" Казимира (1468 г.), Литовский Устав (1529, 1566 ГГ.), литовско-русские летописи и краткая Киевская летопись XIV - нач. XVI в. Как знаки своей эпохи они отразили историческое наступление литовской государственности в ее взаимодействии с культурной традицией украинского народа.
В 1574 г. во Львове вышла первая на Украине книга Ивана Федорова "Апостол", несколько позже — "Букварь". После переезда в Острог, он на средства К.Острожского основал вторую типографию, в которой издал ряд книг, в том числе, уже упоминавшуюся Острожскую Библию. Она получила распространение в Украине и за ее пределами, поступила в библиотеку Оксфордского университета, в королевский двор Швеции.
ХV-ХVI - период расцвета народной культуры.
Особое место в литературетого времени занимает украинский эпос— думы, баллады, исторические песни. Глубокая образность дум восхищала Т.Шевченко, который ставил их выше гомеровских "Илиады" и "Одиссеи". Этнограф М.Максимович обратил внимание на органическую связь дум с историей народа, он выделил их в отдельный
литературный жанр. .
Цикл дум "Маруся Богуславка", "Самійло Кішка" и др. проникнуты освободительными настроениями, верностью православной вере. Высокой поэтикой, эмоциональностью, духовной силой непобедимости пронизаны думы о смерти казака в степи: "Смерть Федора Безродного", "Три брата самарских". Отдельную группу составляет эпос, прославляющий героизм казачества: "Козак Голота", "Атаман Матяш", "Івась Коновченко". Герои дум воплощали лучшие черты украинского народа, его неукротимое стремление к жизни, свободе, широкую натуру, благородство.
В архитектуреи изобразительном искусствеформируются особенности украинского стиля. Они проявляются, прежде всего, в каменном строительстве Западной Украины, где ренессансный стиль органически слился с украинским народным стилем, перенесенным с деревянного зодчества на каменные сооружения церквей, замков, городских построек.
В то время ведется широкое строительство замков-крепостей и замков-дворцов, перепланировываются и расширяются города Львов, Луцк, Каменец-Подольский, Перемышль, Броды.
Возникли две архитектурно-строительные школы:
- галицкая, для которой характерна каменная кладка с крепкими стенами и несколькими башнями (замки в Хотине, Кременце, Белгороде-Днестровском и др.);
- волынская, представители которой использовали для строительства крупногабаритный кирпич. Кирпичные башни этой школы имеют вид цилиндров, которые играли в системе укреплений особенно важную роль.
В храмовом строительстве также наблюдаются новые тенденции. Рядом с сооружениями старого типа возводились более торжественные постройки: в Холмах была построена башнеподобная церковь Иоанна Предтечи, Косьмы и Домияна, во Львове — церковь Св. Онуфрия (XV в.), в которой сохранились фрагменты (одни из немногих) фресок того времени, Петропавловская церковь на Подоле в Киеве (XVI в.).
Передовые позиции вархитектуре принадлежали Львову, ренессансные сооружения которого занимают выдающееся место не только в истории украинского, но и западноевропейского искусства. Так, Успенская церковь, башня Корнякта и часовня Трех Святителей составляют уникальный архитектурный ансамбль кон. XVI - нач. XVII вв.
На фасадах, порталах, в интерьерах ренессансных домов, дворцов, церквей, в иконостасах появляются скульптурные рельефы и богатая резьба по дереву. С традициями Возрождения тесно связан и скульптурный портрет, получивший распространение в виде надгробных памятников: памятники киевскому воеводе А.Киселю, К. Острожскому и др.
Мастера украинского монументального фрескового искусства, были известны далеко за пределами Украины. Но в отличие от фресковой живописи XIII в., в которой доминировали настроения аскетизма, отречения от мирского, в XV в. преобладают лирические, светлые, радостные мотивы: доброта, самопожертвование, героизм, любовь. К сожалению, в Украине почти не сохранилась эти фресковые шедевры.
Украинская живопись XIV-XVI вв. развивалась под животворным влиянием иконописи Киевской Руси. Мастера стремились к выразительности, лаконичности, простоте. Центрами живописи были Киево-Печерская Лавра. Львов, Перемышль.
Проявлением гуманистических идей стало появление на картинах и иконах подписей живописцев: "Владыка", "Яков", "Матвей" и др.
Наиболее распространенными образами были: Юрий (Георгий) Змееборец, Богородица, Архангел Михаил; сюжетами: Распятие Иисуса, Тайная Вечеря, Рождество, Страшный Суд, Изгнание из рая. Святые на иконах все больше напоминают простых людей, крестьян, а не аскетов-мучеников, приобретают определенные индивидуальные черты. Ярким образцом живописи кон. XIII - нач. XIV вв. является икона "Волынской Богоматери", величественный силуэт которой производит глубокое впечатление и передает характерное для той эпохи понимание женской красоты.
В кон. XVI - нач. XVII вв. широкое развитие получает портретная живопись. Под влиянием идей гуманизма художники стали обращать особое внимание на лицо человека, стремились передать характер личности, его ум, силу воли, чувство собственного достоинства. Эти черты характерны для портретов Яна Гебургта, польского короля Стефана Батория, князя Константина Острожского и др., выполненных такими мастерами известной Львовской школы, как художник В.Стефанович.
Плодотворно работали в Украине художники-графики. Они мастерски оформляли книги — сначала рукописные, а затем печатные. Уникальным в этом отношения является оформление Киевского псалтыря (1397 г.), содержащего более 200 миниатюр.
В XIV — XVI вв. развивались музыкальная культура и театральное искусство. Музыканты, певцы, танцоры, как и раньше, объединялись вокруг монастырей и епископских кафедр.
В инструментальной музыке использовались такие инструменты, как гудок, гусли, бубен, волынка и др. Казачество отдавало предпочтение трубе, литаврам, бандуре, кобзе, лире.
Самобытным вокально-инструментальным жанром того времени были исторические песни и думы с вольным построением поэтических и музыкальных фраз, исполняемых кобзарями.
Важную роль играло музыкальное образование в братских школах. Именно тогда возникает так называемое партесное пение (лат. раrtes— часть, голоса) — многоголосие, пение по партиям (по голосам), которое со временем достигло высокого профессионального уровня.
В кон. XVI в. расширяется сфера театрального искусства. Возникает кукольный театр. Развитие театра было связано с выступлениями скоморохов - народных певцов, музыкантов, клоунов, акробатов. Они были не только исполнителями, но и безымянными творцами фольклора.
В последней четв. XVI в. одновременно с братскими школами возникает и школьный театр. Вначале он имел только учебно-воспитательное значение, но с конца века активно использовался в борьбе против католицизма.
Достижения культуры украинского народа в XIV—-XVI вв. позволяют сделать вывод о ее самобытном характере, с одной стороны, и тесной связи с гуманистическими идеями, с другой.
Перед нами постепенно раскрываются немеркнущие культурные ценности, созданные в тот период анонимными, в большинстве своем, авторами. На землях, где господствовали поработители, в условиях чужеземной культурной экспансии вся духовная энергия украинского народа направлялась на то, чтобы доказать свою жизнестойкость, национальное достоинство и приверженность традициям национальной культуры.
Процесс становления культуры украинского народа в рассматриваемый период одновременно отражал формирование украинского этноса.