Политика как общественное явление 3 страница
Различают две формы государства: монархия, республика и их разновидности.
По формам территориального устройства государства подразделяются на: унитарное государство, федерация и конфедерация.
6.2 Формы правления: монархия и республика
Формы правления представляют собой организацию верховной государственной власти и предопределяют структуру и принципы взаимоотношений высших государственных органов. В конечном итоге они определяют правовое положение главы государства.
Различают два основные формы правления – монархия и республика. Монархия характеризуется тем, что власть главы государства (короля) передается по наследству, не считается производной от какой-либо другой власти или избирателей. Республика – глава государства (президент) является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей.
Разновидности монархического правления:
- абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя (Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ);
- конституционная монархия предполагает ограничение полномочий главы государства представительным органом (парламентом). Конституционная монархия имеет свои подвиды. Различают дуалистическую (полномочия монарха ограничиваются в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти – в настоящее время не существует) и парламентскую («монарх царствует, но не правит», законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительную власть осуществляет правительство с премьер-министром – Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Япония и др.) монархии.
Республики бывают парламентскими, президентскими и смешанными - в зависимости от соотношения полномочий президента, парламента и правительства, а также принципов отношений между ними.
Парламентская республика (ФРГ, Италия, Венгрия, Ирландия, Индия, Латвия). Президент - глава государства, но он не является главой правительства, как правило, осуществляет представительские функции. Президент может избираться прямым народным голосованием, либо парламентом. В некоторых странах существует институт контрасигнатуры – акты президента вступают в силу только после того, как они подписаны главой правительства или министром, которые и несут ответственность за принимаемые президентом акты. Исполнительная власть находится в руках правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией, получившей большинство мест в парламенте, и несет ответственность перед парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства и имеет право отправить его в отставку.
Президентская республика (США, Мексика, Бразилия, Казахстан, Таджикистан, Сирия, Нигерия). Родиной президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. Президент избирается путем всенародных выборов и не зависит от вотума доверия парламента. Он является главой государства и главой исполнительной власти. Правительство назначается президентом и несет ответственность перед ним. Парламент не имеет право отправить правительство в отставку. Основным принципом организации и осуществления власти в президентской республике является принцип разделения властей: парламент осуществляет законодательную власть, президент – исполнительную, судебную власть – независимые суды. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.
Смешанная республика (Болгария, Литва, Португалия, Россия, Республика Беларусь, Румыния, Украина, Финляндия). Впервые данная форма возникла в 1958 г. во Франции. Здесь сочетаются элементы президентской и парламентской республик. Глава государства – президент обладает большими полномочиями, избирается напрямую народом, формирует правительство, обладает правом роспуска нижней палаты парламента. Правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом. Верховная власть в стране принадлежит президенту.
6.3 Территориальное устройство государств
Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Эта категория характеризует правовое положение составляющих территорию государства частей. При этом большое значение имеют экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, социально-культурный и этнический факторы. Различают: унитарное государство, федерация, конфедерация.
Унитарное государство (РБ, Украина, Франция, Португалия, Япония, Дания, Норвегия). Это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают политической самостоятельностью. Признаками унитарного государства являются: - единая конституция; - единая система центральных органов власти; - единая судебная и правовая система. Внешнюю политику осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
В зависимости от степени формы контроля центра за местной властью выделяют три разновидности унитарного государства: децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.
Федерация(США, Канада, Бельгия, ФРГ, Индия, Россия). Это форма государственного устройства, состоящего из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. Субъекты федерации создаются не по национально-территориальному, а по физико-географическому (США, Австралия) или историческому признаку (Швейцария, Австрия, ФРГ). В многонациональных федерациях число ее субъектов не соответствует числу национальностей (так, в Швейцарии 23 кантона и 4 национальные группы).
Признаки федерации: - территория состоит из отдельных субъектов (штаты, земли, провинции); - верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
-субъекты имеют право принятия собственной конституции и имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы; - возможно наличие союзного гражданства и гражданства федеральных единиц; - в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом (несмотря на его формальное провозглашение), не имеют права выхода из союза и юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях.
Конфедерация– это временный союз нескольких независимых государств, объединенных для проведения единой политики в определенных целях (для совместной обороны, для решения экономических, энергетических и др. проблем). В конфедерации создаются органы управления, решения которых вступают в силу только после их утверждения центральными органами власти входящих в нее стран. Страны имеют право договариваться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах. Здесь нет единых законодательных, исполнительных и судебных органов, нет единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, отсутствует единый бюджет. Страны сохраняют самостоятельность как во внутренних, так и во внешних делах и могут по своей воле покидать конфедерацию. Данное образование, как правило, недолговечно.
6.4 Конституция РБ о формах государственного правления и устройства страны
В Конституции нашего государства отмечается, что Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ.
Форма государственного правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.
Республика Беларусь – смешанная (президентско-парламентская) республика. Она характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является главой государства, избирается народом. Он формирует правительство, которое подотчётно перед ним. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В Республике Беларусь установлен принцип верховенства права.
Форма государственного устройства страны раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. В Республике Беларусь сложилось унитарное государство.
Унитарное государство – это единое, простое государство состоящее из административно-территориальных единиц (6 областей), не обладающих собственной государственностью.
Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство. Характерной чертой белорусского унитарного государства является чёткая вертикаль высшей и местных органов власти.
Существенной особенностью белорусской государственности является ее социальная направленность. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, повышению качества жизни народа.
Социальное государство осуществляет свои цели и задачи в форме правовой государственности и стремится к расширению прав граждан, достижению большей социальной справедливости, сглаживанию социального неравенства.
В Республике Беларусь оптимально сочетаются принципы правового, социального эффективного государства и гражданского общества.
6.5 Сущность и принципы правового государства
Идеи верховенства закона, равенства всех перед законом, разделения властей рассматривались мыслителями разных эпох. Классиками теории правового государства являются Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант. Сам термин «правовое государство» утвердился в Х1Х веке благодаря трудам немецких юристов Клауса Т. Велькера и Роберта фон Моля.
Правовое государство означает создание между властью и гражданином системы права, законодательства, регулирующей их взаимоотношения на договорной, контрактной системе. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права, наличие реального разделения властей, строгий общественный контроль за политической сферой. Власть и гражданин, государство и общество выступают равными субъектами права.
Правовое государство – это вид демократического государства, действующего только в рамках принятых и единых для всех законов, уважающее и защищающее права и свободы граждан.
Социальной базой правового государства являются свободные граждане, составляющие гражданское общество.
Правовое государство это не только хорошие и правильные законы, но и определенный уровень развития граждан. Граждане не только сами соблюдают все законы, но и способны «заставить» государственные органы действовать в рамках закона.
Характерные черты правового государства:
1. наличие развитого гражданского общества,
2. правовое равенство граждан и гарантированность законных прав и свобод,
3. всеобщность права и его распространение на всех граждан, все государственные институты,
4. взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом,
5. суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер,
6. реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
7. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан.
Для возникновения правового государства необходим определенный уровень экономического, политического и социального развития и соответствующий уровень политической культуры граждан.
6.6 Гражданское общество: общая характеристика и условия его возникновения
Большую роль в разработке теории гражданского общества сыграли такие мыслители прошлого, как Аристотель, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Гегель. Гражданское общество – это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы.
Для координации совместной деятельности граждане входят в добровольно сформированные группы, коллективы, организации, ассоциации, защищающие их экономические, этнические, культурные, религиозные интересы, реализуемые вне сферы деятельности государства.
Во взаимодействии «общество – государство» первичным является общество. Во-первых, потому что общество возникло задолго до появления государства. Во-вторых, государство является производным от общества, а не наоборот. Именно граждане через свои общественные структуры формируют государственные органы власти. Произвол государства и его органов в отношении индивидов или общества возникает там и тогда, когда этот произвол терпят сами граждане. В условиях гражданского общества предполагается, что все государственные органы находятся под жестким контролем общества и любые нарушения прав и свобод граждан со стороны государства строго пресекаются.
Структуру гражданского обществаможно рассмотреть через экономическую сферу (фирмы, совместные предприятия, акционерные общества); социально-политическую (семья, классы, политические партии) и духовную сферы (традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки и культуры).
Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, их интересы и потребности осуществляются через семью, церковь, профессиональные и творческие организации, политические партии и т.д.
Основными признаками гражданского общества являются:
1. разграничение компетенций государства и общества,
2. демократия и плюрализм в политической сфере,
3. рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия,
4. экономика, основанная на новейших технологиях,
5. социальную базу гражданского общества составляет средний класс – это экономически, политически и социально независимые люди,
6. социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами,
7. в правовой сфере тесное взаимодействие с правовым государством, приоритет свобод и прав граждан перед интересами государства,
8. идеологический и религиозный плюрализм,
9. свобода слова и средств массовой информации.
В гражданском обществе преобладают горизонтальные (невластные) связи и отношения. В то время как в государстве – доминируют вертикальные связи.
Тема 7. Институты государственной власти
7.1 Глава государства и его роль в структуре высших органов власти
Главой государства является официальное лицо (орган), занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и во взаимоотношениях с другими государствами.
Место и роль главы государства в каждой конкретной стране определяется особенностями конституционного строя, национальным законодательством и практикой государственного строительства. В большинстве цивилизованных стран мира глава государства — символ национального единства, обеспечивающий преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие всех её ветвей (законодательной, исполнительной, судебной).
Правовой статус главы государства и его реальная роль зависят от формы правления и характера политического режима. В странах, где глава государства наделён широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь. В странах с парламентарной формой правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает, выполняя представительские функции, но способен влиять на политические процессы, а в случае возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций его степень воздействия на органы государственной власти возрастает.
В государствах с монархической формой правления монарх: суверен, верховный представитель и носитель государственной власти. По его воле действует правительство, от его имени издаются законы, его именем принимаются судебные решения, под его контролем формируется и действует парламент.
В республиканских странах главой государства является выборный президент. В его компетенции входят следующие функции и полномочия:
Представительские функции:
— верховное представительство государства, председательство на торжественных церемониях, выступления с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации;
— в сфере внешних отношений.
Полномочия главы государства в области государственного управления:
— роль в формировании правительства (в парламентских республиках он автоматически соглашается на замещение поста премьер-министра лидером победившей на выборах партии)
— в президентских республиках он является единоличным носителем правительственной власти, назначает и увольняет членов правительства, играет решающую роль в определении программы правительства, подписывает важнейшие акты исполнительной власти, руководит административным аппаратом и вооружёнными силами, производит назначения на высшие военные и гражданские должности.
Полномочия в сфере законодательной деятельности:
— в парламентских республиках главе государства принадлежит право открытия и закрытия сессий, в ряде стран — право роспуска парламента и назначения внеочередных выборов;
— в президентских республиках он не имеет рычагов для вмешательства во внутреннюю деятельность парламента, кроме обращения к его палатам с выступлениями;
— в смешанных республиках у президента есть право роспуска парламента, созыва сессий, возврата законопроектов, право законодательной инициативы.
Внешнеполитические полномочия:
— в странах с парламентскими формами правления внешняя политика находится в компетенции главы правительства, а у президента — лишь протокольно-представительские обязанности;
— в республиках со смешанной формой правления президент может руководить внешней политикой единолично или передавать часть обязанностей главе правительства;
— в президентских республиках глава государства единолично руководит и управляет внешней политикой (представляет страну, руководит дипломатическим ведомством, ведёт переговоры и подписывает международно-правовые акты, имеет право на объявление войны и заключение мира).
Полномочия в судебной области: назначения на судебные должности, участие в формировании правовой базы государства, право на помилование.
Чрезвычайные полномочия: право объявления чрезвычайного положения, право приостановки действия конституционных гарантий, право на ограничение полномочий парламента, право на использование вооружённых сил внутри страны.
7.2 Парламент: общая характеристика и функции
Парламент — выборный коллегиальный высший орган государства, который функционирует в условиях демократического правления и осуществляет законотворчество. В системе государственно-властных функций он выступает как постоянно действующий представительный орган власти.
Важнейшей характеристикой парламента является его построение. В большинстве стран мира парламенты строятся по принципу двухпалатности, что отражает ряд объективных задач: необходимость оптимизации деятельности, обеспечения уравновешенности и высокого профессионализма парламентской работы, соблюдение сбалансированности и взвешенности законодательного процесса. Данный принцип абсолютно необходим в федерациях для соблюдения баланса интересов населения (нижней палаты) и субъектов федерации (верхней палаты).
Нижние палаты двухпалатных парламентов, как и все однопалатные парламенты, формируются на основе прямых выборов по фиксированным нормам представительства (когда от определенного среднего количества избирателей избирается один депутат). Порядок формирования верхних палат может быть различен: на основе прямых выборов; на основе выборов с высоким возрастным цензом; от региональных представительных органов власти.
Центральным элементом внутренней структуры парламента являются комиссии (комитеты). Их задача заключается в детальной проработке законотворческих вопросов непосредственно перед сессиями парламента. Таким путем достигается оперативность и профессионализм в решении вопросов создания или изменения законов, так как комиссии (комитеты) строятся и формируются по основным направлениям внутренней и внешней политики государства. Они занимаются рассмотрением вопросов бюджета, внешней политики и международных отношений, обороны, вопросы безопасности, экономики, финансов, проблемами социальной защиты, образования, культуры. Функциями постоянных комиссий (комитетов) является деятельность по вопросам функционирования самого парламента: процедурные вопросы, регламент, депутатская этика и т.п. Зачастую они осуществляют функции связи с министерствами и контролируют деятельность органов исполнительной власти, а их специализация и предметная компетенция чаще всего соответствует общей структуре правительства.
Компетенции парламента связаны с построением представительных органов. Двухпалатность парламента предопределяет наличие полномочий у каждой из палат, но практика государственного строительства большинства стран мира показывает, что нижние палаты играют более значительную и даже доминантную роль в реализации этих полномочий.
Содержание компетенции парламентов предопределяет направления их деятельности: законотворчество, принятие бюджета, контроль за деятельностью органов исполнительной власти, судебную и внешнеполитическую. Парламенты не принимают участия в оперативном решении проблем внешней политики, но могут принимать заявления и обращения по наиболее острым внешнеполитическим вопросам; имеют право одобрять заключенные международные договоры и соглашения, и заключать мирные соглашения или объявлять войну.
Важную роль в характеристике компетенции парламента имеет оценка содержания конституционно-правового статуса самих парламентариев. Практически во всех развитых странах депутаты не связаны юридическими обязательствами по отношению к своим избирателям. Они не считаются представителями конкретных избирательных округов, а всего народа в целом и в силу этого не могут быть отозваны избирателями. Подобный подход наиболее полно обеспечивает для депутатов возможность заниматься делами в рамках своей компетенции, придает их деятельности политический характер, не сводит её к уровню работы уполномоченных по местным делам.
7.3 Правительство: порядок формирования и полномочия
Понятие «правительство» может трактоваться как в узком, так и широком смысле. В узком смысле – это: люди, которые правят страной; центральный орган управления государством; исполнительная власть; группа людей, которая управляет повседневными делами государства. В широком смысле правительство– это государственный коллегиальный орган, призванный осуществлять повседневное текущее руководство внутренней и внешней политикой своей страны.
В правовом и конкретно-государственном плане правительства в разных странах отличаются по своим властным полномочиям, по способу формирования, по месту и роли в системе государственного механизма. Правительства в демократических государствах бывают партийные и беспартийные.
Партийные правительства подразделяются на однопартийные, формируемые партией, которая получила большинство на парламентских выборах, и многопартийные (коалиционные), которые создаются на вынужденно-договорной основе из представителей разных политических сил.
Беспартийные правительства характерны для стран, где политические партии отсутствуют (де-факто или де-юре); когда в стране кризисная ситуация и возникает необходимость в переходном правительстве (правительство чиновников); когда межпартийная борьба не позволяет создать стабильное правительство и формируется кабинет управления текущими делами государства в ожидании следующих парламентских выборов; когда в результате чрезвычайных событий (например, военного переворота в стране) правительство образуют непрофессионалы (например, генералитет); когда партийная система в стране не развита, а правительство формируется из профессионалов своего дела (кабинет специалистов).
Образование правительства предопределяется формой правления конкретного государства и предполагает два способа: парламентский и непарламентский. При внепарламентском способе глава государства назначает главу правительства и его членов без официального участия парламента. При парламентском способе правительство образуется по воле партии парламентского большинства или коалиции партий. Существует несколько методов этой процедуры: глава государства предлагает кандидатуры главы и членов правительства – парламент назначает; глава государства предлагает кандидатуры – парламент одобряет – глава государства назначает; глава государства назначает главу и членов правительства – парламент одобряет; парламент предлагает кандидатуру главы правительства – глава государства назначает. Но в любом случае, даже с учетом конкретно-исторических особенностей, правительство должно получить вотум доверия со стороны парламента.
Конкретно-исторические особенности отдельных стран определяют специальные требования к членам правительства. Министры могут быть (или не быть) депутатами парламента, они могут занимать (не занимать) какие бы то ни было иные посты и должности, они обязаны (или не обязаны) иметь определенную религиозность (например, исповедовать ислам), должны иметь соответствующие должности компетенцию, опыт и образование. В состав правительства должны в обязательном порядке входить в качестве министров представители всех основных религиозно-этнических групп данного государства.
Структурно состав правительства в каждой стране отличается своеобразием. В состав правительства помимо его главы, министров и руководителей департаментов входит особая структура – управление делами правительства (канцелярия), призванное чётко организовывать работу кабинета, а также привлекаемых специалистов (которые могут формально входить, или не входить в состав кабинета).
Правительство– формально коллегиальный орган, несущий ответственность за принимаемые решения и проводимый политический курс. В случае внутренних волнений или угрозы внешней безопасности оно может вводить военное положение.
Полномочия правительства:
- общее руководство внутренним состоянием государства;
- общее руководство внешними делами;
- подготовка проекта бюджета и после его утверждения парламентом обеспечивает его исполнение;
- руководит государственной политикой в области культуры, образования, религии, науки и техники.
7.4 Институты государственной власти в Республике Беларусь
Высшими органами государственной власти в Республике Беларусь являются: Президент, парламент, правительство и суды.
Президент Республики Беларусь является главой государства, главнокомандующим Вооружёнными Силами, главой Совета Безопасности, гарантом Конституции Республики Беларусь. Перед белорусским народом Президент несёт ответственность за суверенитет, национальную безопасность страны, её территориальную целостность, политическую и экономическую стабильность.
В компетенцию Президента Республики Беларусь входят: реализация основных направлений внутренней и внешней политики, представление белорусского народа на международной арене; подписание проектов законов; предоставление амнистии осужденным заключенным; присуждение государственных наград, званий и чинов; назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; роспуск нижней палаты Парламента. С согласия Палаты представителей Президент осуществляет назначение на должность Премьер-министра и самостоятельно определяет структуру Правительства РБ. Президент предлагает кандидатов на должность Председателей Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Судов с согласия Совета Республики. Назначает самостоятельно 6 судей Конституционного Суда и судей других судов; имеет право на освобождение от должности всех вышеперечисленных лиц; своими указами определяет дату проведения республиканских референдумов по собственной инициативе. Осуществляет назначение 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов; с согласия Совета Республики - назначение Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка.
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами, не имеющий судимости. На основании решения референдума 17 октября 2004 года было отменено ограничение на количество сроков пребывания на посту Президента одного лица. Легитимность выборов Президента предполагает: в голосовании должны принять участие более половины зарегистрированных избирателей, а претендент должен получить голоса более половины граждан, принявших участие в голосовании.