Первые цивилизации на территории Индии и Китая

 
 

В III тыс. до н.э. в долине Инда воз-никает Хараппская цивилизация, также относящаяся к типу цивилизации речных долин, как и Египетская и Шумерская. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и основная часть на-селения занималась поливным земледелием. Центрами этой цивилизации были крупные города Хараппа и Мохенджо-Даро, активно торговавшие с Месопотамией. Существовала эта цивилиза-ция сравнительно недолго она погибла на рубеже XIX-XVIII вв. до н.э. Причины этого до сих пор неизвестны, хотя высказываются различные предположения: неблагоприятные климатические ус-ловия, эпидемии, нашествия кочевых племен и пр.

На рубеже III-II тыс. до н.э. к уже существующим древним цивилизациям добавляется еще одна – китайская, правда, ее развитие очень долго идет изолированно от остальных. Как и везде, первой формой государственности на территории Китая были номы. Они появляются в бассейне реки Хуанхэ, население их в основном занимается земледелием. Однако в отличие от древнееги-петской, нижнемесопотамской, древнеиндийской цивилизаций древнекитайская не относилась к цивилизациям ирригационного типа. Здесь земледелие было основано на паводковом и атмосфер-ном орошении.

В XVIII в. до н.э. на территории Китая среди множества городов-государств выделяется го-род Шан, возглавивший довольно крупное объединение номов. Правитель Шана (более позднее название этого государства – Инь) носил титул ван, власть его была ограничена советом знати и народным собранием.

В конце II тыс. до н.э. государство Шан перестало существовать – оно было захвачено пле-менами чжоусцев, живших до этого в бассейне реки Вэй.

Эпоха расцвета древних государств (конец II – конец I тыс. до н.э.)

 
 

В эпоху расцвета древних государств возникают так называемые мировые державы, или им-перии, которые в отличие от государств ранней древности представляют собой гораздо более прочные объединения с центральным управлением, единой внутренней политикой. В это время наибольшего развития достигает деспотическая форма государственного устройства. В мировых державах сельская территория постепенно оказывается в составе государственного сектора, об-щинный сектор экономики сохраняется в городах, где наряду с центральной властью существуют органы самоуправления. Именно в городах, в ремесленном производстве, в это время начинает преобладать рабский труд; в сельском хозяйстве по-прежнему в основном заняты крестьяне-общинники, хотя и здесь труд рабов начинает использоваться гораздо шире, особенно государст-вом.

В экономическом отношении важнейшим отличием второго этапа древности от первого яв-ляется активное использование железа, стали, что значительно повышает производительность труда, способствует развитию сельского хозяйства, ремесла, росту товарности производства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений – получают повсеместное распростране-ние деньги в монетной форме. В этот период происходит развитие международной торговли: в нее включаются Индия, Китай, Средняя Азия, а также юг Аравийского полуострова.

Важным следствием развития товарно-денежных отношений является возникновение в конце второго этапа Древности частной земельной собственности (наряду с государственной и общин-ной), земля превращается во многих государствах в объект купли-продажи, крупные частные хо-зяйства начинают преобладать в экономике большинства стран.

Месопотамия

 
 

В конце Х в. до н.э. Ассирия восстанавливает свое господство в Северной Месопотамии и возобновляет военные походы на юг и в Восточное Средиземноморье, где в это время, пользуясь ослаблением великих держав, возвышаются новые государства1. В Сирии это было Дамасское царство, созданное арамеями, в Финикии – город Тир. В Палестине во второй половине Х в. до н.э. единое израильское государство распадается на две части: на юге страны Иу-дейское царство со столицей в Иерусалиме, на севере – Израильское царство.

В период с XII в. до н.э. по II в. до н.э. в Израиле и Иудее усилиями многих поколений соз-дается религиозный, исторический и литературный памятник – Библия. Она включает 39 книг, В ней сосредоточены мифы, легенды, повествования по истории еврейского народа и других наро-дов Древнего востока, религиозные и этические нормы, философские и публицистические произ-ведения, поэзия и проза. Заложенная в Библии впервые на планете идея монотеизма (единобожия) стала основой создания не только иудаизма, но и других мировых религий – христианства и исла-ма. Библия оказала огромное влияние на формирование не только религиозного мировоззрения многих стран и народов, но и на их культуру и искусство.

Во второй половине VIII в. до н.э. начинается период наибольшего могущества Ассирии, ее преобладания в ближневосточном регионе. В значительной степени подъем Ассирии в это время связан с административными и военными реформами царя Тиглатпаласара III (745-727 до н.э.). Он провел коренную реорганизацию военного дела в Ассирии. Наряду с ополчением, состоявшим из всего взрослого мужского населения, была создана регулярная армия, находившаяся на полном государственном обеспечении. Изменилась политика в отношении покоренного населения. Если раньше это были грабежи, увод в рабство, выкачивание дани, то теперь стало широко практико-ваться переселение целых народов в этнически чуждые области. Кроме того, по-новому было ор-ганизовано и управление завоеванными территориями. Во главе вновь образованных округов ста-вились наместники, которым подчинялись ассирийские военные гарнизоны. Размеры новых окру-гов были меньше, чем раньше, что облегчало управление ими. Каждый округ вносил в государст-венную казну определенные налоги. В результате была установлена строгая централизованная власть Ассирии над захваченными народами. Важнейшим фактором экономического единства го-сударства стала торговля. Одной из главных целей военных походов был захват новых торговых путей для дальнейшего обогащения Ассирии.

При Тиглатпаласаре III и его приемниках Ассирия стала первой в истории Древнего мира действительно великой военной империей, которая объединяла, правда, на короткое время почти все государства ближневосточного региона. В VII в. до н.э. она охватила огромную территорию, подчинив всю Месопотамию, Восточное Средиземноморье, Египет, Малую Азию, Элам2, персид-ские и мидийские племена.

Однако при Ашшурбанапале (669-631/29 до н.э.), последнем великом ассирийском царе, от-дельные центры державы начинают соперничать друг с другом, а после его смерти в последней четверти VII в. до н.э. империя распадается, и в конце этого века ассирийское государство пре-кращает свое существование под ударами мидийских племен и Вавилона.

На рубеже VII-VI вв. до н.э. в правление царя Навуходоносора II (605-562 до н.э.), захватив-шего Сирию и Палестину, крупнейшим государством Месопотамии становится Вавилония. Насту-пает временное экономическое, политическое и культурное возрождение страны. Однако во вто-рой половине VI в. до н.э. Вавилон был разгромлен персами, Месопотамия вошла в состав их го-сударства.

Наши рекомендации