Методические рекомендации по подготовке докладов

В качестве ориентировочной модели при подготовке устного сообщения предлагается

следующая схема :

* выработка плана работы с отражением всех композиционных элементов;

* составление списка источников и литературы для последующего критико-аналитического

изучения;

* характеристика источников информации ( происхождение, тип, методы их обработки);

* анализ литературы: жанр произведения (научный, справочно-информационный,

публицистический, беллетристический), его источниковая основа, концептуально-

методологические подходы автора;

* формирование содержания сюжета с обозначением историографических аспектов;

* подбор источниковых материалов для устного цитирования при чтении доклада;

* планирование сравнительно-сопоставительных параллелей.

В рецензии на доклад следует оценить:

* объем и разнообразие использованных источников информации;,

* умение докладчика отбирать, анализировать и систематизировать факты, композицию

доклада;

* логичность изложения, доказательность и манеру подачи материала;

* уровень самостоятельности в выборе плана, композиции работы, постановке проблем и

выводов;

* полноту информации о различных сторонах личности и ее деятельности.

. Примерная схема доклада «Политический портрет императора»

1. Характеристика источников информации (происхождение, тип, методы обработки).

2. Анализ использованной литературы (происхождение, жанр, источниковая база, методологические подходы авторов).

3. Факторы формирования личности «героя» (характер образования и учителя, традиции семейного воспитания, родственное окружение и друзья). Личностные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые) в оценке современников.

4. Подготовка и участие в государственной деятельности. Идейно-политические ценности «героя». Деловые качества. Единомышленники и оппоненты. Отзывы современников и историков о вкладе «героя» в государственное строительство России и степени реализации возможностей личности в условиях конкретной эпохи. «Белые пятна» (по мнению докладчика) в биографии.

План рецензии на доклад:

Оценка:

· полноты информации о различных сторонах личности и ее деятельности;

· объема и разнообразия использования источников;

· умения пользоваться, отбирать, анализировать, систематизировать историческую фактуру;

· уровня аналитического осмысления всего материала;

· композиции доклада;

· логичности изложения;

· манеры подачи информации;

· самостоятельности в постановке проблемы.

Формирование ответов на другие – проблемно-тематические – вопросы плана должно идти с учетом приведенных ниже вопросов:

1. Как определялось автором место России в мировой истории?

2. Как оценивалось автором прошлое России?

3. Какие «сильные» и «слабые» места находит автор в российской модели развития?

4. Какими аргументами оперирует автор, говоря о традициях России?

5. Существовала ли необходимость приобщения России к европейской цивилизации?

6. Нуждалась ли Россия в совершенствовании традиционных структур? Если да, то где источник обновления и какова «технология» этих изменений?

7. Оставлял ли автор в будущем России место для взаимодействия с Европой?

В докладе биографического плана необходимо учесть:

* социальное происхождение и положение «героя»;

* факторы формирования личности ( образование, окружение, профессия );

* основные вехи жизни и карьеры;

* самооценка персонажа и его личностные качества в оценке современников;

* общественно-политические предпочтения и интересы изучаемой личности;

* сфера занятости личности и отзывы современников о ее значимости и результативности ее

деятельности;

* степень реализации возможностей личности в условиях конкретной эпохи;

* ее вклад в хозяйственный, политический и культурный потенциал страны;

* « белые пятна» в биографии и историографические версии в их интерпретации.

Наши рекомендации