Политическая психология лидерства

Феномен лидерства как особая проблема политической психологии. Фено-

мен лидерства как "человеческое измерение" проблемы власти.

Ранние теории политического лидерства. Теории "героев" и "теории

черт". Теории среды. Личностно-ситуационные теории. Теории взаимодейст-

вия-ожидания. "Гуманистические" теории. Теории обмена. Мотивационные

теории.

Общие типологии и типы лидерства.

Политико-психологические типологии лидерства. Психопатологическая

типология Г. Лассуэлла. Типология политических типов Д. Рисмана. Теория

"макиавеллистской личности". Типология президентов Дж.Д. Барбера. Типоло-

гия Д.М. Бернса; "трансформационное" и "трансдейственное" лидерство.

Отечественные типологии политического лидерства.

Современные подходы к проблеме лидерства. Стили лидерства и психоло-

гический климат в группе (авторитарный, демократический и попуститель-

ский). Анализ лидерства через четыре переменных Д. Катца. Обобщенные кон-

струкции М. Германн {"дудочник в пестром костюме", "торговец", "марио-

нетка", "пожарник"). Культурологическая теория А. Вилдавского. Типология

В.Д. Джоунса.

Феномен лидерства - нечто совершенно особенное в политической пси-

хологии. Во-первых, это безусловно одна из наиболее ярких, и потому заметных

и ведущих проблем. Если для политической науки в целом главной проблемой

является власть, то для политической психологии - конкретное выражение

этой власти в том самом "человеческом факторе" политики, который она изуча-

ет. Это конкретное выражение имеет две ипостаси. С одной стороны, власть в

политико-психологическом измерении - это способность властвующего ("вер-

хов") заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политиче-

ского института или режима. С другой стороны, власть в том же самом полити-

ко-психологическом измерении - это готовность "низов" подчиняться "вер-

хам". Так возникают две стороны одной медали феномена лидерства: способ-

ность "верхов" и готовность "низов". И каков "удельный вес" каждого из этих

компонентов, зависит от многих обстоятельств, а точнее, от каждого конкретно-

го случая. Изучение феномена лидерства позволяет рассматривать названные

компоненты в единстве и взаимовлиянии.

Во-вторых, феномен лидерства - наиболее активно изучаемая проблема

политической психологии. Именно здесь накоплен основной массив исследова-

ний, концепций и попыток теоретического обобщения. Именно здесь наиболее

полезно и продуктивно постоянное обращение к истории проблемы, углуб-

ленный исторический экскурс в проведенные ранее исследования. В изучении

феномена лидерства, в отличие от ряда других разделов политической психо-

логии, пока еще нет "окончательного диагноза", который позволил бы кратко

суммировать и обобщить имеющиеся достижения, отбросив заведомо неверные

концепции.

В-третьих, это наиболее продуктивная и благодарная для политических

психологов проблема. Занятие ею обеспечивает интерес широкой публики и,

одновременно, спрос со стороны самих политиков. То есть, одновременно при-

носит редкое сочетание - и славы, и денег. Все сказанное и объясняет то по-

вышенное внимание, которое проявляется к данной проблеме как во всей науке,

так и в данной книге.

РАННИЕ ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА

Пропустим, по причине чистой описательности и отсутствия серьезного

анализа, предысторию изучения феномена лидерства. Попытки его политико-

психологического анализа являются достоянием всей письменной истории чело-

вечества. Однако до конца XIX - ачала XX веков основные подходы к пробле-

ме лидерства носили сугубо описательный характер. Анализ стал достоянием

XX века. Различные теории и теоретики вплотную попытались объяснить при-

роду лидерства и выявить факторы, влияющие на появление этого феномена. В

обобщенном виде можно выделить несколько групп подобных теорий .

Теории "героев" и "теории черт"

Теории данной группы - из разряда древнейших. Только кратко упомя-

нем некоторые их истоки. Как известно , значительная часть политико-

психологических черт лидерства детерминирована культурой. Древние египтяне

приписывали следующие "божественные черты" своему императору: "властное

высказывание" в устах, "понимание в сердце", а "язык его - усыпальница

справедливости". Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых, по мне-

нию древних греков, качества: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор),

хитрость (Одиссей), доблесть (Ахилл). Однако модели поведения лидеров и

"наборы" лидерских "черт" многократно менялись со временем.

Относительно поздние представители "героической" теории (Т. Карлайл,

Е.Е. Дженнингс, Дж. Дауд и др.) рассматривали героев (по их мнению, история

- это творение "героев", великих людей) для выделения качеств, "передаю-

щихся по наследству" и "способствующих завлечению масс". Возникшая вслед

за развитием "героической"? "теория черт" пыталась дать ответ на вопрос, ка-

кими же чертами должен обладать лидер как особый тип деятельности. Сторон-

ники этой теории (Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, О. Тэд, С.Е. Килбоурн и др.) счи-

тали, что лидером человека делают определенные психологические качества и

свойства ("черты"). Лидер рассматривался через призму ряда факторов. Во-

первых, "способности" - умственные, вербальные т.д. Во-вторых, "достиже-

ния" - образование и спорт. В-третьих, "ответственность" - зависимость,

инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, "участие" - активность,

кооперация и т.д. В-пятых, "статус" - социально-экономическое положение,

популярность. Наконец, в-шестых, "ситуативные черты" личности.

Отметим основные качества, необходимые лидеру в рамках этого подхода:

1) сильное стремление к ответственности и завершению дела;

2) энергия и упорство в достижении цели; рискованность и оригиналь-

ность в решении проблем;

3) инициативность;

4) самоуверенность;

5) способность влиять на поведение окружающих, структурировать соци-

альные взаимоотношения;

6) желание принять "на себя" все последствия действий и решений;

7) способность противостоять фрустрации и распаду группы.

Любопытно, что комплексное исследование лидерского поведения, пред-

принятое в прикладных целях в Госдепартаменте США в 1979 г. показало, что

наиболее важные черты современного политического лидера - это неформаль-

ные организаторские навыки, избегание бюрократических подходов, терпимость

к фрустрации, прямота суждений, способность выслушать чужое мнение, энер-

гичность, ресурс роста и юмор. Забавно, что интеллектуальные способности не

считаются решающими для лидера.

М. Вебер считал, что "три качества являются для политика решающими:

страсть, чувство ответственности и глазомер... Страсть в смысле ориентации на

существо дела, страстной самоотдачи делу... Глазомер способный с внутренней

собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей... требуется

дистанция по отношению к вещам и людям... Проблема состоит в том, чтобы

втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть и холодный глазомер" .

Впрочем, теории "героев" и "черт" продолжают итожить число своих сто-

ронников и списков необходимых лидерам качеств. В определенной мере, это

инерция прежних, описательных подходов. Научное же изучение феномена по-

шло дальше.

Теории среды

Основное положение теорий среды гласит: лидерство является функцией

окружения, т.е. определенного времени, места и обстоятельств, в том числе

культурных. Эта теория полностью игнорировала индивидуальные различия

людей, приписывая их требованиям среды. Так, по Е.С. Богардусу, тип лидерст-

ва в группе зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит ре-

шать.

В.Е. Хоккинг предположил, что лидерство - функция группы, которая пе-

редается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им про-

грамме. Х.С. Персон выдвинул две гипотезы:

1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера;

2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские

качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций.

В свое время Дж. Шнейдер с удивлением обнаружил, что количество во-

енных лидеров в Англии было прямо пропорционально количеству военных

конфликтов, в которых участвовала страна. Это стало наиболее яркой иллюст-

рацией справедливости теорий среды. Для оценки ее сути воспользуемся выска-

зыванием А.Дж. Мэрфи: ситуация вызывает лидера, который и должен стать ин-

струментом разрешения проблемы.

Личностно-ситуационные теории

Эта группа теорий является симбиозом двух предыдущих: в ее рамках од-

новременно рассматриваются и психологические черты лидера, и условия, в ко-

торых происходит процесс лидерства. Так, по мнению С.М. Казе, лидерство ге-

нерируется тремя факторами: личностными качествами, группой последовате-

лей и событием (например, проблемой, которую решает группа).

P.M. Стогдил и С.М. Шартл предложили описывать лидерство через такие

понятия как "статус", "взаимодействие", "сознание" и "поведение" индивидов

по отношению к другим членам организованной группы. Таким образом, в рам-

ках этой теории лидерство рассматривается скорее как система отношений лю-

дей, а не как характеристика изолированного индивида.

X. Герт и С.В. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства на-

до уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера,

его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли и

институциональный контекст,

Таким образом, в разных вариантах теории данной группы пытались пре-

одолеть ограничения и расширить достоинства предыдущих подходов.

Теории взаимодействия-ожидания

Согласно взглядам Дж.С. Хоманса и Дж.К. Хемфилда, теория лидерства

должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и

настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совме-

стной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, и с внесе-

нием большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории опре-

деляется как инициатор взаимодействия.

Например, теория "усиления ожиданий" Р. Стогдилла основана на сле-

дующем утверждении: у членов группы в процессе взаимодействия усиливаются

ожидания того, что каждый из них будет продолжать действовать соответст-

вующим образом. Роль индивида определяется взаимными ожиданиями и, если

его действия совпадают с ожиданиями группы, ему разрешается к ней присоеди-

ниться, т.е. его допускают ("принимают") в группу. Лидерский потенциал чело-

века зависит от его возможности инициировать взаимодействие и ожидания.

Согласно теории "целевого поведения" (path-goal theory - М.Г. Эванс),

степень проявления внимания лидером определяет осознание последователями

будущего поощрения, а степень инициирования структуры лидером определяет

осознание подчиненными того, какое именно поведение будет поощрено. Близ-

кая к ней "Мотивационная теория" (Р.Л. Хау, Б.Т. Басе) понимала лидерство как

попытку изменения поведения членов группы через изменение их мотивации.

Ф.Е. Фидлер считал, что "лидерское поведение" зависит от требований кон-

кретной ситуации. Например, "ориентированный на работу" лидер будет эффек-

тивным в крайних ситуациях (слишком легкая или слишком тяжелая работа).

Лидер же, ориентированный "на взаимоотношения", обычно эффективен при

решении "умеренных", как бы "промежуточных" проблем.

Группа теорий, получивших название "гуманистических", во главу угла

ставила развитие эффективной организации. По мнению представителей этой

теории, человек по природе своей - "существо мотивированное", а организа-

ция по своей природе всегда структурирована и контролируема. Главной функ-

цией лидерства является модификация организации с целью обеспечения свобо-

ды индивидов для реализации их мотивационного потенциала и удовлетворения

своих нужд- однако, при одновременном достижении целей организации.

Д. МакГрегор разработал две теории организующего лидерства. Во-

первых, это так называемая теория X, основанная на предположении, что инди-

виды обычно пассивны, противостоят нуждам организации и, следовательно,

необходимо направлять и мотивировать их. Во-вторых, он предложил теорию Y,

основанную на предположении, что люди уже обладают мотивацией и стремят-

ся к ответственности, поэтому необходимо так их организовать и направлять,

чтобы они одновременно реализовывали и свои цели, и цели организации.

С. Аргирис также указывал на наличие конфликта между организацией и

индивидом. По его мнению, природа организации предполагает структурирова-

ние ролей членов и контроль за исполнением ими своих обязательств. В природе

человека заложено стремление к самореализации через проявление инициативы

и ответственности. Эффективное лидерство должно принимать это во внимание

и опираться на эти качества.

Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер дол-

жен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки под-

чиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный про-

цесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответствен-

ного и инициативного принятия решений.

В рамках данной теории, P.P. Блайк и Дж.С. Моутон сумели изобразить

лидерство графически: по оси абсцисс - заботу об индивидах, по оси ординат

- заботу о результате. Чем выше эти два коэффициента, тем больше развиты

отношения доверия и уважения в организации.

В целом же, отметив условную "гуманистичность" данных теорий, сдела-

ем вывод о том, что это был все-таки шаг вперед по сравнению с предшествен-

никами. Более того: нам еще придется вернуться к гуманистическим трактовкам

лидерства, но несколько позднее.

Теории обмена

Представители данной теории (Дж.С. Хоманс, Дж.С. Марч, Х.А. Саймон,

Х.Х. Келлиидр.) исходили и до сих пор исходят из того, что общественные от-

ношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены

группы вносят определенный вклад и получают некий "доход". Взаимодействие

продолжается до тех пор, пока все участники находят такой обмен взаимовы-

годным. Т.О. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена следующим

образом: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его не-

обычные способности достижения цели. Процесс обмена сложно организован,

он включает многочисленные системы "кредитования" и сложные "выплаты".

Данная группа теорий, будучи супер-рационалистичной, отражает, безус-

ловно, лишь одну из сторон феномена лидерства. Однако ее влияние в современ-

ной политической психологии значительно, как и, шире, влияние рациональной

психологии вообще. Обобщенно говоря, вся история изучения феномена лидер-

ства привела к тому, что воцарились два суперподхода: рационалистический и

гуманистический. Последний опирается на углубленный анализ лично-стно-

психологических корней данного феномена.

Мотивационные теории

Согласно В.Ф. Стоуну , мотив - это своеобразная выученная "навязчивая

идея", основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окру-

жающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж,

самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей.

Естественно, слишком сильная мотивация может исказить восприятие. Напри-

мер, слишком сильно мотивированный кандидат, объективно имеющий мало

шансов на успех, может быть слепо уверен в своей победе. Однако, чаще всего

индивид выставляет свою кандидатуру, когда осознает, что у него есть вероят-

ность победить, достаточно навыков и серьезная поддержка. Как заметил Д.

Шлезингер, "амбиции часто развиваются в специфической ситуации как ответ-

ная реакция на возможности, открывающиеся политику" . "Теория амбиций"

предполагает рациональную оценку ситуации. Дж. Штерн предложил следую-

щую формулу мотивации:

МОТИВАЦИЯ = f (МОТИВ х ОЖИДАНИЕ х СТИМУЛ)

Это означает, что амбиции кандидата представляют собой функцию его

личных мотивов (власть, успех, уважение), его ожиданий относительно занятия

должности и "ценности приза". Ожидания индивида определяются его отноше-

нием к политической системе, будущим возможностям как политика, оценкой

собственных способностей и вероятной поддержкой. Другими словами, буду-

щие престиж, власть и зарплата определяют амбиции политика.

Мотивация же, по Дж. Аткинсону, подразделяется на два типа: с одной

стороны, мотивация успеха (My), с другой же - мотивация избегания неудачи

(Мн). Используя язык формул, можно записать:

My = f (My х Оу х Су)

Мн = f (Мн х Он х Сн)

То есть, уровень удовлетворения в случае успеха и степень унижения в

случае поражения зависят от субъективных ожиданий индивида относительно

возможных последствий как того, так и другого. В случае, если в мотивацион-

ной модели индивида Мн превышает Му, индивид выбирает либо ситуацию со

стопроцентным успехом, либо очень рискованные предприятия (для легкого оп-

равдания своего провала). Если Мн равна Му, то результативная мотивация

равна нулю, она практически отсутствует. И, наконец, чем больше Му по срав-

нению с Мн, тем выше субъективная вероятность успеха, так как относительная

сила мотивации влияет на эту вероятность и смещает ее вверх. Беспокойство от-

носительно провала тем сильнее, чем дальше возможность успеха от границы

50:50.

Итак, для лидерства важен мотив плюс возможность его реализации, так

как мотив без такой возможности равен движению без направления. Известный

сторонник гуманистической психологии А.М. Маслоу в своей теории иерархи-

ческих потребностей писал, что корни лидерства возникают в процессе транс-

формации человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности,

социальные стремления, коллективные ожидания и политические требования,

т.е. в мотивы, зависящие от среды. В иерархии потребностей на низшем уровне

находятся физиологические потребности, выше - обеспечение безопасности,

потом - аффективные потребности. Фрустрация низших потребностей увели-

чивает мотивацию для их удовлетворения. Задача лидерства -предотвращение

фрустрации, апатии, неврозов и других форм "общественных расстройств" че-

рез трансформацию потребностей граждан в социально-продуктивном на-

правлении. Лидеры как бы конвертируют надежды и стремления в санкциони-

рованные ожидания. Цепочка контролируемого лидером состояния ведомых та-

кова: желания и потребности > надежды и ожидания > требования. Затем -

политические действия.

Что касается самого лидера, то А. Маслоу различал два типа властных по-

требностей: а) потребность в силе, достижениях, автономности и свободе, и б)

потребность в доминировании, репутации, престиже, успехе, статусе и т. д.

Большинство исследователей придерживается мнения, что стремление удовле-

творить одну потребность - в доминировании - является основным властным

мотивом. Д.М. Бернс считает, что главный элемент политических амбиций -

потребность в уважении (одновременно, в высокой самооценке и высокой оцен-

ке других). Все "великие люди" демонстрировали наличие этой потребности.

Наглядным примером является лидер с ущербной самооценкой (В. Вильсон, по

3. Фрейду). По мнению Д.М. Бернса, стремление к уважению - это не патоло-

гия, а лишь повышенная потребность в самоактуализации. Самоактуализаторы

- это и есть потенциальные лидеры.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ:

ОБЩИЕ ТИПОЛОГИИ И ТИПЫ ЛИДЕРСТвА

В современной науке существует множество попыток выделить какие-то

типы и построить какие-либо типологии лидерства. Вначале кратко рассмотрим

основные типологии первой половины XX века, так как именно они заложили

основу для современных классификаций как лидеров, так и стилей лидерства,

так и всего феномена лидерства в целом , а потом остановимся на политико-

психологических типологиях.

Одним из первых Е.С. Богардус выделил следующие типы:

1) автократический (в сильной организации),

2) демократический (представитель интересов группы),

3) исполнительный (в состоянии выполнить какую-либо работу),

4) рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить большой

группой).

Чуть позже, Ф.С. Бартлетт классифицировал лидеров несколько по-

другому:

1) институциональный тип (лидер вследствие престижа занимаемой пози-

ции),

2) доминирующий (получает и сохраняет свою позицию с помощью силы

и влияния),

3) убеждающий (оказывает влияние на настроения подчиненных и побу-

ждает их к действиям).

Затем С.С. Кичело выделил особый тип "лидера без офиса" и назвал его

"пророком". Пророки выходят на авансцену истории в смутные времена и, вы-

зывая поддержку ведомых, становятся символами инициированного ими самими

движения.

Ф. Редл считал, что институциональные и эмоциональные групповые про-

цессы могут происходить только вокруг девяти типов личностей. В его терми-

нологии, это "патриарх", "лидер", "тиран", "объект любви", "объект агрессии",

"организатор", "искуситель", "герой" и "пример для подражания" (причем как

позитивный, так и негативный).

Дж.В. Гетцель и Е.Г. Губа подразделяли:

1) "законодательное (nomothetic) лидерство", когда роли и ожидания оп-

ределяют нормативные измерения деятельности в общественных сис-

темах,

2) "идеографическое лидерство", при котором потребности и предраспо-

ложенности индивидов определяют личностные измерения групповой

деятельности;

3) "синтетическое лидерство", примиряющее конфликтующие стороны.

В. Белл, Р.Дж. Хилл и С.В. Миллз рассматривали следующие типы лиде-

ров:

1) "формальный" (на официальных постах);

2) "известный" (считается влиятельным в обществе);

3) "влиятельный" (реально оказывающий влияние);

4) "общественный" (активно участвующий в самодеятельных организаци-

ях).

М. Конвей наблюдал лидеров толпы и выделил три лидерские роли. Во-

первых, это вожак (стремящийся "пасти" толпу, находящуюся в гипнотическом

экстазе, и вести ее за собой по избранной им дороге - например, Наполеон).

Во-вторых, представитель толпы (выражает известные устоявшиеся "правиль-

ные" мнения народа - например, Т. Рузвельт). В-третьих, толкователь мнений

(стремится артикулировать то, что смутно чувствует толпа, ее скрытые страхи и

переживания).

Конечно же, нельзя забывать и типологию политических лидеров М. Вебе-

ра. Поскольку она наиболее известна, остановимся лишь на трех выделявшихся

им идеальных типах лидерской легитимности :

а) легальная легитимность, имеющая под собой рациональную основу,

проявляющуюся в вере в легальность нормативных правил и в право лидера, по-

лучившего свое место при этих правилах. При такой легитимности подчинение

является следствием легально установленного обезличенного порядка и не вы-

ходит за формальные рамки власти организации. Это власть поста, "кресла", ко-

торое занимает человек. Это "бюрократический" тип и, соответственно, стиль

лидерства. Люди подчиняются бюрократу потому, что чувствуют себя бессиль-

ными перед огромным числом атрибутов власти, которыми он окружает себя;

б) традиционная легитимность, основа которой предполагает укоренив-

шуюся веру в святость древних традиций и легитимность статуса правителей.

Подчинение в этом случае является проявлением личной преданности и опреде-

ляется рамками привычных обязанностей. Это "традиционный" тип и, соответ-

ственно, стиль лидерства. Это власть монарха, получающего ее по традиции, как

бы автоматически, независимо от собственных качеств и проводимой им поли-

тики;

в) харизматическая легитимность, аффективная основа которой ведет к

специфической преданности и исключительной святости, героизму и образцо-

вому характеру индивида, нормативным образцам и отстаиваемому им порядку.

"Харизма" - это тот стяг, знамя, хоругвь, которую несет в руках человек, воз-

главляющий какое-то массовое шествие людей. Подчинение лидеру основыва-

ется на личном доверии и определяется рамками представления индивида о ха-

ризме. Подчиняясь, люди идут не столько за человеком, сколько за харизмой,

которая осеняет его своим влиянием и авторитетом. Власть харизматического

лидера - это власть символа и, одновременно, того момента, когда этот символ

поднят над толпой. Это власть человека яркого, как то же самое знамя, но такая

яркость идет не столько от человека, сколько от идущих за ним масс, наделяю-

щих своей любовью и его, и несомое им знамя. Такая власть фанатична, но си-

туативна: изменится ситуация, наступит иной момент, и такой лидер может бы-

стро поблекнуть, утратить свое влияние.

Обычно принято выделять две главные составляющие харизмы. Во-

первых, это удаленность от подчиненных (влияние возрастает пропорционально

дистанции). Во-вторых, наличие чего-то необычного, что порождает эмоцио-

нальное возбуждение последователей. Подчеркнем, что к такому лидеру нет

равнодушных: его или любят или ненавидят. Со времен М.Вебера, разделяются

три варианта харизмы :

1) харизма как символическое решение внутренних проблем;

2) как защита от чужой власти через агрессию;

3) как приписывание лидеру атрибутов, способствующих удовлетворению

своих интересов.

Таким образом, из приведенного краткого обзора видно: в первой полови-

не XX века типологии классифицировали лидеров одновременно как по выпол-

няемой функции (представитель, исполнитель), так и по стилю лидерства (до-

минирующий - демократический). Более современные теории, в основном,

изучают авторитарный и демократический стили, чаще называя их по-другому:

"ориентированный на задачу" и "ориентированный наличность".

ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПОЛОГИИ

Психопатологическая типология Г. Лассуэлла

Согласно данной типологии, в зависимости от функции, которую выполня-

ет или стремится выполнять тот или иной политический тип, различаются такие

типы как "агитатор", "администратор" и "теоретик", а также их различные ком-

бинации. Г. Лассуэлл рассматривал направление движения бессознательных

факторов в критических ситуациях развития карьеры каждого из этих типов, а

также их роль в становлении определенных политических типов.

Так, основная функция "агитаторов" - распространение своей агитации

и общение с гражданами. Они ценят риторику, вербальные формулы, жесты и

частое, ритуализированное повторение принципов. Они живут ради того, чтобы

быть замеченными, чтобы Провоцировать и унижать оппонентов, а чисто адми-

нистраторские функции вызывают у них фрустрацию, Это недисциплинирован-

ные и часто сварливые политики с ярко выраженным энтузиазмом, которые воз-

буждают публику призывами, многократными заклинаниями и, подчас, даже

бранью. Для них имеет ценность эмоциональный отклик аудитории.

С психоаналитической точки зрения, считал Г. Лассуэлл, такие "агитато-

ры" являются выраженными нарциссами (хотя их нарциссизм примитивен), их

либидо оборачивается на собственное Я и Я-подобные объекты, что ведет к по-

явлению гомосексуальных наклонностей, которые проецируются на абстракт-

ные объекты. В прошлом это - образцовые дети, застенчиво подавлявшие нега-

тивные эмоции. Однако такой "репрессированный садизм", не находя выхода в

близком окружении, переносился на общество. Жажда самовыражения в устной

либо письменной форме (отсюда одна из классификаций "агитаторов": "орато-

ры" - "плагиаторы") представляет собой способ удовлетворения внутренних

эмоциональных потребностей. Так, "ораторы" обычно отличаются подавлением

негативных эмоций и частым плутовством в детстве.

"Администраторы", в отличие от "агитаторов", проектируют свои аффек-

ты на менее отдаленные и абстрактные объекты и фокусируют внимание на ма-

нипуляции определенной группой, демонстрируя беспристрастный безличност-

ный интерес к задачам организации. Им чужды абстракции, так как они не нуж-

дались в них ранее, для разрешения своих эмоциональных проблем. Их нельзя

назвать безаффектными, они просто более хладнокровны и аффективно сбалан-

сированы.

Г. Лассуэлл выделял два подтипа "администраторов". Первый подтип ха-

рактеризуется выраженной энергией и воображением, что внешне приближает

его к агитаторам. Однако в центре его внимания находятся определенные инди-

виды, они переносят свои аффекты на менее общие объекты и не стремятся "вы-

вести из себя" большое количество граждан. Они привязаны к своему окруже-

нию и пытаются координировать его действия. Неспособность к достижению

абстрактных объектов является следствием чрезмерной занятости конкретными

индивидами в кругу семьи и трудностями в определении там роли своего "Я".

Второй подтип представляет собой чрезмерно щепетильного и "совестливого"

лидера, чья любовь к рутине и деталям, страсть к точности, одновременно, со-

храняют целостность и развивают отчуждение окружения. "Администраторы"

этого типа не имели серьезных потрясений в ходе развития личности, не имели

сверх-репрессированных эмоций, так как либо сублимировали их, либо выража-

ли их в кругу семьи. Их щепетильность - не что иное, как попытка проде-

монстрировать свою силу.

"Теоретиков" (экспертов и идеологов) привлекают отдаленные и высоко

рационализированные цели. В отличие от "агитатора", избирающего для атаки

близкие цели, "теоретики" стремятся к абстракции и грандиозности. Рассмотре-

ние различных идей часто является для "теоретиков" самоцелью, что несколько

отдаляет их от ведомых. "Теоретику" абстракции необходимы для разрешения

собственных эмоциональных проблем. В отличие от "администраторов", теоре-

тики страдают при отсутствии аффектов, так как пережили много фрустраций в

процессе своего развития. Интеллектуализация - ответ теоретиков на собст-

венные когда-то нерешенные эмоциональные проблемы.

Согласно Г. Лассуэллу, на политическое развитие оказывает влияние ха-

рактер политика. Он выделял два основных типа: "принудительный" и "дра-

матизирующий", а также подтип - "беспристрастный". Для индивида с "при-

нудительным" характером свойственны жесткие отношения, однообразие, мо-

нотонность самопрезентации, десубъективизация ситуации, отрицание новизны

и другие качества "бюрократа"-администратора. "Драматизирующий" характер,

с его склонностями к самолюбованию, провокациям, флирту и т. п. (в ход идут

любые средства для завоевания других) представляет собой полную противопо-

ложность "принудительному" характеру и является основой для развития "аги-

татора" как политического типа. Индивиды с "беспристрастным" характером,

отличающиеся отсутствием ярких эмоциональных состояний, могут превратить-

ся, по Г. Лассуэллу, как в прекрасных судей, дипломатов и т. д., так и, к сожале-

нию, в отъявленных негодяев.

Типология политических типов Д. Рисмана

Д. Рисман различал три типа обществ и, соответственно, три типа соци-

альных характеров - по его мнению, характер определяется обществом. Трем

социальным характерам соответствуют три типа политических личностей. Тра-

диционной направленности общества соответствует "безразличный тип" - че-

ловек, у которого либо нет никакого отношения к политике, либо его низкая мо-

бильность, отсутствие ориентации, или что-то еще заставляет остерегаться по-

литики как таковой. Типичный взгляд "безразличных": политикой должен за-

ниматься кто-то другой. Они не стремятся к власти, не чувствуют личной от-

ветственности за политику и редко переживают ощущение вины или фрустра-

ции из-за политики. Эти люди сохранили иммунитет, своего рода девственность

в политике.

"Морализатор" ("вовнутрь-направленный характер") - лидер, нарушаю-

щий общепринятые правила подавления эмоций. Его поведение характеризуется

сильными аффектами и низкой компетенцией. Это или идеалист со склонностью

к самосовершенствованию, стремящийся к совершенству и людей, и институтов,

или же пессимист, направленный не на достижение лучшего, но на предотвра-

щение худшего. Д. Рисман различал два типа "морализаторов": "негодующих"

и "энтузиастов". В обоих случаях политические эмоции перевешивают полити-

ческий ум, однако эмоции "негодующего" намного мрачнее "энтузиаста".

Чрезмерный энтузиазм "морализатора" препятствует эффективной работе, а

слишком сильные эмоции - правильному восприятию ситуации, что приводит

к зашоренному ("тоннельному") видению мира.

"Внутренний наблюдатель" finside-dopester, "направленный на других") -

либо неэмоциональный, либо контролирующий свои эмоции человек, исполь-

зующий политику для развлечения и выгоды. Его не интересуют определенные

вопросы и цели. Он больше занят манипулированием других. Типичная для него

точка зрения: "если я ничего не могу сделать для изменения политики, мне ос-

тается только понимать ее". Это реалист, который стремится быть "внутри по-

литики" и, раз он не может изменить политиков, он манипулирует ими. При

этом он старается быть похожим на них, так как не хочет, чтобы его принимали

за плохо информированного политического изгоя.

Три описанных выше социальных характера и соответствующие политиче-

ские типы являются так называемыми "приспособленными" типами. Это -

"нормальные" типы, чей характер приспосабливается к социальным требовани-

ям, то есть, характер и общество находятся в гармонии. Однако, существуют и

отклонения характера (но не поведения) от социальных требований. Во-первых,

это "анемический" (плохо приспособленный) характер и, во-вторых, "автоном-

ный" характер. "Автономный человек" свободен сам выбирать <

Наши рекомендации