Проблема нового мирового устройства и обеспечения стабильности в начале третьего тысячелетия.

С XX веком в истории отошли военно-политическое противостояние двух систем - капиталистической и социалистической"США и СССР, Запада и Востока Итак, двухполюсная картина мировой политики, которая сложилась посл ля Второй мировой войны, отошла в прошлое США остались единственной сверхдержавой Одним словом, на рубеже двух тысячелетий человечество пережило огромные, если не сказать эпохальные, изменения Мир вступил в XXI стол иття - III тысячелетия - как с огромными предварительным достижениями, так и проблемамроблемами.

Нынешний мир становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым Конец XX - начало XXI века характеризуется либерализацией торговли и процессом глобализации всех сфер общественной жизни: экономиичного, политического, культурного, информационного и т.д. Сторонники глобализации считают, что этот процесс способствует повышению общего благосостояния отдельных индивидуумов, обществ и государств и помогает мен ш развитым странам устойчивое экономическое развитие и социально-политическую стабильность Мировая торговля превратилась в ведущий фактор международно-правовой системы, которая обеспечивает стабильный развитие международной торговли и мировой экономики в целомлом.

11. На рубеже 1970-х-1980-х гг. вновь произошел поворот к конфронтации между СССР и США.

На рубеже 1970-х-1980-х гг. вновь произошел поворот к конфронтации между СССР и США. Причины такого хода международных событий были многообразными. Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х осложнили отношения между большой группой стран "третьего мира" и развитыми капиталистическими странами. Развивающиеся страны стали требовать изменения своего места и роли в мировом хозяйстве, выдвинув идею установления нового международного экономического порядка. В мире продолжались процессы революционного обновления. В 1975 образовались революционно-демократические правительства в Анголе и Мозамбике, в 1978 г. произошла революция в Афганистане, а в 1979 г. имела место антишахская революция в Иране. Все это рассматривалось как поражение США.

К концу пребывания администрации Картера у власти переход к конфронтации стал определяющей тенденцией во внешней политике США и в американо-советских отношениях. Этот курс нашел отражение в "доктрине Картера", выдвинутой президентом в январе 1980 г. Согласно ей, район Персидского залива объявлялся зоной американских интересов, для ограждения которой от "посягательств извне" США были готовы использовать любые средства, включая вооруженные силы. В 1979 г. было принято решение НАТО как противовес советским ракетам в западноевропейских странах разместить американские ракеты средней дальности и крылатые ракеты.

С приходом Рейгана были приняты новые практические решения, подрывающие разрядку. Администрация Рейгана приняла крупномасштабную программу гонки вооружений, которая включала производство нейтронного оружия, новых баллистических ракет и др. США отказались ратифицировать договор ОСВ-2, подписанный в 1979 г. Летом 1982 г. последовал их отказ от участия в переговорах США, СССР и Англии по вопросам запрещения ядерных испытаний. Тогда же США отказались от договора 1974 г. об ограничении подземного испытания ядерного оружия. В 1981-1982 гг. были введены новые ограничения на торговлю с СССР. А в 1983 г. США приняли решение о начале разработки новых видов ядерного оружия с выводом его в космос, которое получило название "стратегической оборонной инициативы". Осуществление этой программы "звездных войн" означало бы аннулировать договора ОСВ-2 и подрыв всей системы соглашений о предотвращении ядерной войны.

Поворот к конфронтации в международных отношениях на рубеже 70-80-х гг. был обусловлен и рядом внешнеполитических акций СССР, нарушающих нормальное отношение между государствами и прямо противоречащих положениям Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Особое возмущение мирового общественного мнения вызвали ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. и объявленное в декабре 1981 г. военное положение в Польше. Была развернута ожесточенная антисоветская кампания. Под ее аккомпанемент началась новая фаза гонки вооружений, в которой участвовали оба военных блока. В конце 1983 г. правительства Англии, ФРГ и Италии дали согласие на размещение американских ракет.

Таким образом, для первой половины 80-х гг. был характерен поворот от разрядки к конфронтации. Целый ряд достижений периода разрядки был ликвидирован. Однако в Западной Европе все же не произошло полного разрыва с наследием периода разрядки. Сохранились структура и механизм Хельсинского процесса

13. Реконверсия и выбор послевоенного курса государственного развития США (1945–1950-е гг.).В истории США 1945—1964 годы были периодом экономического роста и процветания. В политическом отношении это был период холодной войны, противостояния великих держав-победительниц во Второй мировой войне, и триумфа Движения за гражданские права чернокожих, которое покончило с законами о расовой сегрегации в южных штатах[1].

Активная внешняя политика США в этот период имела целью подъем Европы и Азии из руин и сдерживание экспансии коммунистической идеологии из СССР и Китая. Вначале США и СССР втянулись в гонку ядерных вооружений. Затем сформировались два противостоящих в Европе военных блока, НАТО и организация Варшавского договора. США участвовали в двух кровопролитных войнах, корейской и вьетнамской[2]. Из них первая закончилась через несколько лет разделением противоборствующих сторон на Корейском полуострове, а вторая, более продолжительная, истощила силы США и завершилась в 1970х годах поражением их союзников в Южном Вьетнаме.

В то же время экономика США переживала период бурного роста, уровень заработной платы возрастал, фермеры мигрировали в города. Белый дом занимали преимущественно демократы Гарри Трумэн (1945-53 гг.), Джон Кеннеди (1961-63 гг.) и Линдон Джонсон (1963-69 гг.), но большую часть 1950х годов президентом оставался республиканец Дуайт Эйзенхауэр (1953-61 гг.). Конгресс также преимущественно контролировали демократы, но это не помогло им проводить либеральные законы, так как в законодательном собрании доминировала «консервативная коалиция». Лишь во второй половине 1960х годов её оттеснила в оппозицию «либеральная коалиция», которая провела законы о строительстве Великого общества[3].

14. Послевоенный внешнеполитический курс администрации Г. Трумэна.

Следует рассматривать два осн. Понятия Доктрина Трумэна(англ. TrumanDoctrine) — внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. В разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан, Аллен Даллес, ЛойХендерсон, Дин Ачесон и другие.

Предусматривала выделение в 1947—1948 финансовом году 400 млн долларов для оказания помощи Греции и Турции под предлогом коммунистической угрозы со стороны СССР. Греции выделялось 300 млн дол., Турции — 100 млн дол. Соглашения с Грецией и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947. Положила основание долговременному альянсу США c Турцией.

«Доктрина Трумэна» была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939—1945 роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока, поддержание реакционных сил и режимов. Использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран, для развязывания «холодной войны» и нагнетания международной напряжённости. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, сопровождавшееся созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшееся США в рамках других программ.

План Мáршалла (англ. MarshallPlan, официальное название англ. EuropeanRecoveryProgram, «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны.

Наши рекомендации