Кафедра: «Теории государства и права»
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра: «Теории государства и права»
КСР
ПО ТЕМЕ: «Правительство – Совет Министров Республики»
ТЕМА КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Правительство – Совет Министров Республики»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Совет Министров в системе органов исполнительной власти.
2.Компетенция Совета Министров.
3.Акты Совета Министров.
4.Взаимодействие Правительства с Президентом и Парламентом.
5.Министерства, государственные комитеты и иные субъекты исполнительной власти; порядок образования, компетенция, роль, подчиненность, виды актов.
Правительство в широком смысле слова олицетворяет собой исполнительную власть, которая призвана реализовывать законы, принятые парламентом. В узком смысле слова правительство – это коллегиальный орган государственного управления, осуществляющий повседневное руководство страной.
В отличие от других государственных органов правительство является высшим или центральным органом управления. В президентских республиках правительство создается при президенте, им непосредственно формируется и ему подчиняется (например, в США, Бразилии, России, Казахстане, Беларуси). В парламентских республиках правительство формируется парламентом и ему подотчетно. В таких республиках (ФРГ, Австрия, Италия, Венгрия, Польша, Литва) правительство обладает значительной самостоятельностью, хотя и является в своей основе многопартийным.
Правительство обладает универсальной компетенцией, поскольку осуществляет руководство всеми сферами государственной и общественной жизни: экономикой, внешней политикой, финансами, транспортом, образованием, культурой, охраной общественного порядка и т.д.
Особенность правительства состоит и в том, что оно, с одной стороны, является исполнительным органом, так как подчиняется президенту или парламенту, а с другой стороны – распорядительным органом, так как руководит системой подчиненных ему государственных органов и организаций.
В разных странах правительства называются по-разному. Наиболее распространенное название правительства - Совет Министров. В Швеции, Норвегии, Финляндии правительство именуется Государственный Совет, в Японии – Кабинет Министров, а в таких странах, как Великобритания, Канада, ФРГ, Чехия, – просто Правительство.
По партийному составу правительства бывают партийные и беспартийные. В свою очередь партийные правительства бывают однопартийные и многопартийные (коалиционные). Многопартийные правительства создаются в тех странах, где ни одна из политических партий не имеет значительного перевеса в парламенте. Такие правительства обычно встречаются в странах Западной Европы.
Правительство состоит из министров и возглавляется, как правило, премьер-министром (в некоторых странах – канцлером). Наряду с министрами, в состав правительства могут входить и другие члены (так называемые министры без портфеля).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовая характеристика правительства закреплена в конституции, а именно в разделе 4 главе 5, а также в законе о Совмине. Согласно ст.106 исполнительную власть осуществляет Совмин – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно президенту РБ и ответственно перед парламентом. Конституция закрепляет положение о том, что правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом.
Правительство состоит:
1) премьер-министр
2) его заместители
3) министры
В состав правительства могут входить также руководители иных республиканских органов государственного управления.
Премьер-министр назначается президентом с согласия палаты представителей. В случае 2 кратного отказа на назначение премьера палатой представителей президент вправе назначить исполняющего обязанности премьера, распустить палату представителей и назначить новые выборы. Работой правительства руководит премьер.
Компетенция премьер-министра:
1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью правительства и несет персональную ответственность за его работу
2) подписывает постановления правительства
3) в 2х месячный срок после своего назначения представляет парламенту программу деятельности правительства, а в случае ее отклонения в 2х месячный срок новую программу
4) информирует президента об основных направлениях деятельности правительства и о всех его важнейших решениях
5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью правительства.
Правительство или любой член правительства вправе заявить президенту о своей отставке если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет президенту об отставке в случае выражения палатой представителей вотума недоверия правительству.
Ст.107 – компетенции Совмина
Ст.108 – форма решений, принимаемых как Совмином в целом, так и премьером в частности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). – Мн., 2004.
2. О Совете Министров Республики Беларусь : Закон республики Беларусь от 2008г.
3. О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями): Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001, № 92, 1/ 3078; 2001, № 97, 1/3117; 2002, № 4, 1/3364; 2002, № 65, 1/3731; 2003, № 52, 1/4586.
4. О некоторых мерах по оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, структуры и численности работников государственных органов, других государственных организаций: Указ Президента Республики Беларусь № 66 от 12 февраля 2004 г. // газета «Сов. Белоруссия», 2004, 17 февраля.
5. О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь № 355 от 20 марта 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000, № 33, 5/ 2838; 2002, № 95, 5/10975.
Основная литература:
1. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002.
2. Демичев Д.М. Конституционное право: Учеб. пособие. – Мн., 2004, с.238 – 255.
3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Научно-практическое пособие. – М., 1996.
4. Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах / Под общей редакцией А.И.Сухарковой. – Мн.: «Амалфея», 2002.
Дополнительная литература:
1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Под ред. Б.А Страшуна. М., 1996.
2. Кунцевич Н.П. Конституционное право Республики Беларусь. Мн., 2000.
3. Правотворческая деятельность в Республики Беларусь. Мн., 1997.
4. Реут В.И. Взаимоотношения Президента и Парламента Республики Беларусь в законодательном процессе //Вестник Конституционного Суда, 1999, №1, с.65-70.
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра: «Теории государства и права»
КСР