Пермский институт (филиал) Российского государственного
Пермский институт (филиал) Российского государственного
торгово-экономического университета
Кафедра гуманитарных дисциплин
Методические указания
по выполнению контрольных работ
по курсу Отечественная история
(для студентов заочной формы обучения всех специальностей)
Составитель: доцент Т.Н. Федотова
Пермь, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел | Стр. |
Введение | |
Программа учебного курса с указанием дополнительной литературы по каждой теме | |
Список учебной и справочной литературы по курсу в целом | |
Список наиболее употребительных терминов | |
Вопросы для подготовки к экзамену | |
Рекомендации по выполнению контрольной работы | |
Рекомендации по подготовке к экзамену, проверочные тесты |
Введение
По государственному образовательному стандарту третьего поколения и учебному плану специальностей на изучение дисциплины История предусматривается 144 часа, из них аудиторных для студентов заочной формы обучения от 10 до 20 часов (в зависимости от программы обучения – полной или сокращенной). Остальные часы – самостоятельная работа студентов.
Основная цель пособия – помочь Вам эффективно организовать самостоятельную работу по изучению дисциплины.
Отечественная история изучает историю страны в контексте мировой. Приступая к изучению курса, студент должен познакомиться с его программой. В ней кратко в тезисной форме излагаются основные проблемы всех тем курса, содержатся термины и понятия, которые необходимо усвоить, перечень исторических персоналий.
Пособие содержит систему учебных заданий (задания к контрольной работе, вопросы для самопроверки с ключами ответов, вопросы к экзамену), даны примеры выполнения сложных заданий.
В пособии имеется список основной, дополнительной, справочной литературы ко всем темам курса и дополнительной литературы по каждой теме (списки литературы по отдельным темам помогут Вам при выполнении контрольной работы дополнить материалы учебника).
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ»
Раздел 1. Методологические основы изучения истории.
Тема 1. Предмет и проблематика курса.
Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Теория и методология исторической науки. Человек как главное действующее лицо истории. Основные факторы исторического процесса и их содержание. Многомерность исторического процесса.
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки.
Основные подходы к изучению истории. Важнейшие концепции исторического развития, их представители. Периодизация мирового исторического процесса. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
Дополнительная литература
Алексеев В. Будущее способен предвидеть тот, кто понял прошедшее // Наука и жизнь, 2007, № 10.
Орлов И.Б. Устная история: генезис и перспективы развития //Отечественная история. 2006. № 2.
Поляков А.Н. Цивилизация как социальная система: теория, типология, метод // Вопросы истории, 2007, № 11.
Проскурякова Н.А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии //Вопросы истории. 2005. № 7.
Савельева И.М., Полетаев А.В. История в пространстве социальных наук // Новая и новейшая история, 2007, № 6.
Пыжиков А.В. Советское послевоенное общество и предпосылки хрущевских реформ // Вопросы истории. 2002. № 2.
Пыжиков А.В. Хрущевские эксперименты в правоохранительной сфере //Вопросы истории, 2006, № 4.
Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953 – 1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР // Отечественная история. 2003. № 4.
Медведев Р.А. Андрей Сахаров и Александр Солженицын // Вопросы истории. 2001. № 11/12.
Рейман М. Послевоенное соперничество и конфликты в советском политическом руководстве // Вопросы истории. 2003. № 3.
Руткевич М.Н. Возрастание социальной напряженности к концу советского периода //Социс, 2004, № 7.
Смирнов В. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6.
Тема 8. Новейшая история Российской Федерации (1992-2011 гг.).
Социально-экономическое и политическое развитие РФ в 1992-2011 гг. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Либерализация цен и подготовка приватизации в 1992 г. Становление социально-ориентированной рыночной экономики. Политический кризис 1993 г. и принятие новой Конституции РФ. Дефолт 1998 г. и его последствия. Стратегия социально-политического, экономического и культурного развития России до 2020 г. Декларация об окончании «холодной войны» и внешнеполитическая деятельность РФ в условиях новой геополитической ситуации.
Дополнительная литература
Алексеев В.В., Алексеева Е.В. Распад СССР в контексте теорий модернизации и имперской эволюции // Отечественная история. 2003. № 5.
Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: хроника события и комментарии историка // Отечественная история. 2002. № 4.
Согрин В.В. 1985 – 2005: три превращения современной России //Отечественная история, 2005, № 3.
Ядова М.А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения //Социологические исследования, 2006, № 10.
Рекомендуемые учебные пособия и справочная литература
При изучении курса в качестве основных учебников и учебных пособий рекомендуются следующие издания:
1. История России: учеб. – 4 изд., перераб. и доп./А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011.
2. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С. Орлов и др. – М.: Проспект, 2011.
3. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. М.: Проспект, 2011.
Дополнительная литература
1. Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х томах. М., 1990.
2. Верт И. История Советского государства. 1900-1991. М., 1992 и последующие издания.
3. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций. Учеб. пособие под ред. О.В. Волобуева. – М.: Маркетинг, 2001.
4. Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация: в 2 т. М.: ТЕРРА, 1996.
5. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994: От Горбачева до Ельцина. М., 1995.
Справочная литература
1. Большой энциклопедический словарь. М.,1983 и последующие издания.
2. Великая Октябрьская социалистическая революция: энциклопедия / Гл. ред. Голуба П.А., Кораблёва Ю.И., Кузнецова М.И., Фигатнер Ю.Ю. М. 1987.
3. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия / Гл. ред. Козлов М.М. и др. М.,1985.
4. Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия / Гл. ред. Хромов С.С. и др. М., 1983.
5. Деятели СССР и революционного движения России: Энциклопедический словарь. Гранат. М.,1989.
6. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник / Ред. сост. Блохин В.Ф.,1999.
7. Князев Е.А. Родная старина. Слова, термины, образы. М.,1996.
8. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М.,1997.
9. Отечественная история: Учебный словарь. Пермь: ПГТУ, 2005.
10. Отечественная история: Энциклопедия. В 5-ти томах / Гл. ред. Янин В.Л. М.,1994-2004.
11. Россия: Энциклопедический словарь. Л.,1991.
12. СССР: Энциклопедический справочник / Гл. ред. Прохоров А.М. и др. М.,1982.
14. Яковер Л.Б. Краткий справочник по отечественной истории. М., 1996.
Краеведческая литература
1. Город наш Пермь. Пермь, 2004.
2. История Урала. Екатеринбург, 2003.
3. Пермь купеческая. Пермь, 2003.
4. Пермь торговая. Пермь, 2003.
5. Прикамье. Век двадцатый. Пермь, 1999.
6. Прикамье: странички далеких и близких времен. Пермь, 2003.
7. Страницы истории земли Пермской. Кн. 1 и 2. Пермь, 2001.
Термины (наиболее употребительные)
Абсолютизм, автономия, аристократия, боярин, бюрократия, бюрократизм, вече, волость, вотчина, Государственная дума, государство, губерния, дань, дворянство, демократия, деспотия, диктатура, диктатура пролетариата, догоняющее развитие, жалованные грамоты, западники, Земский собор, земщина, империя, индустриализация, история, кадеты, класс общественный, князь, коллективизация, комбеды, консерватизм, конституция, культ личности, крепостное право, либерализм, мануфактура, марксизм, меркантилизм, модернизация, монархия (абсолютная, конституционная, раннефеодальная, «третьеиюньская»), народники, народовольцы, натуральное хозяйство, национализация, община (родовая, территориальная), октябристы, оппозиция, опричнина, партия политическая, плюрализм, политика, полюдье, поместье, приватизация, православие, продотряд, промышленный переворот, протекционизм, радикализм, раскол (церковный), революция, республика (парламентская, президентская, феодальная), реформа, секуляризация, славянофилы, смерд, совет рабочих депутатов, сословие, социал-демократы, социалисты-революционеры, структура социальная, старообрядцы (староверы), судебник, тирания, уезд, фаворитизм, федерация, формация, «холодная война», холоп, христианство, целовальник, цивилизация, экспроприация, язычество.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. История как наука: предмет, принципы, методы, источники.
2. Основные концепции исторического развития.
3. Восточные славяне в догосударственный период (6-8 века нашей эры).
4. Возникновение государственности на Руси.
5. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси.
6. Культура Киевской Руси.
7. Децентрализация Киевской Руси.
8. Характеристика основных хозяйственных и политических центров периода раздробленности.
9. Русь, Россия в период монголо-татарского ига.
10. Объединение русских княжеств вокруг Москвы.
11. Россия в эпоху Ивана Грозного.
12. Россия в период «Смутного времени».
13. Становление централизованного государства и особенности феодальных отношений в Московской Руси 14-16 вв.
14. Реформы Петра 1: проблемы модернизации общества.
15. Эпоха дворцовых переворотов.
16. «Просвещенный абсолютизм», Екатерина П.
17. Общие итоги российской модернизации в 18 веке.
18. Отечественная война 1812 г., ее влияние на жизнь России.
19. Изменения в государственном строе России первой половины 19 века.
20. Крестьянский вопрос и развитие экономики в первой половине 19 века. Нарастание кризисных явлений.
21. Россия в годы Крымской войны.
22. Реформы 60-70-х годов 19 века и их значение для капиталистического развития страны.
23. Общественно-политические движения России второй половины 19 века (охранительное, оппозиционное, революционное).
24. Особенности развития капитализма в России на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков.
25. Политические партии России начала ХХ века.
26. Революция 1905-1907 годов в России.
27. П.А. Столыпин и его реформы.
28. Начало российского парламентаризма: деятельность Государственных Дум.
29. 1917 год: выбор путей общественного развития.
30. Гражданская война в России: причины и последствия.
31. Россия в период первой мировой войны.
32. Новая экономическая политика: сущность, противоречия, причины свертывания.
33. Внутренняя политика СССР в 1930-е годы.
34. Советское государство в системе международных отношений в период между первой и второй мировыми войнами.
35. Великая Отечественная война, итоги второй мировой войны.
36. СССР в 1945-1950 гг.: восстановление и развитие.
37. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в середине 50-х – середине 60-х годов.
38. Основные тенденции и противоречия развития советского общества в середине 60-х – средине 80-х годов.
39. Политика перестройки, ее крах и распад СССР.
40. Социально-экономическое и политическое развитие постсоветской России.
Рекомендации по выполнению контрольной работы
Дисциплина «История» связана с изучением развития человеческого общества в прошлом и настоящем в его конкретности и многообразии. Исторический процесс, являясь результатом взаимодействия объективных и субъективных факторов, насыщен множеством событий, действующих лиц, датами и т.д.
Чтобы избежать механического запоминания материала, уяснить логику событий, причинно-следственные связи, социальный аспект предмета, студенту-заочнику предлагается контрольная работа, связанная с творческим осмыслением прочитанного. В контрольной работе излагаются основные результаты размышлений студента в виде таблицы (простой и сравнительной), тезисов, исторической биографии и результатов анализа документов.
Для выполнения контрольного задания необходимо прочитать и осмыслить весь учебный материал, чтобы представлять общий ход российской истории. Наиболее внимательно следует познакомиться с материалом предыдущей темы. При изучении своего периода найти причины, понять сущность происходивших событий и явлений, при чтении последующей темы определить значение произошедших перемен. Только при таком подходе вы сможете полностью понять материалы своей темы и выполнить заданную работу.
Необходимо также изучение терминов, встречающихся в учебных пособиях. Они помогают осознать процессы, происходившие в обществе, сориентироваться во времени. Некоторые понятия являются общепринятыми. Например, секуляризация – обращение государством церковной собственности, особенно земли, в светскую. Другие термины отражают только определенный период развития. Например, полюдье – в Древней Руси объезд князем земель для сбора дани. Сама дань была неопределенного размера. Вид этой дани был в середине Х века заменен уроками. Урок – фиксированная дань с определенного района. С развитием общества некоторые термины меняют свой первоначальный смысл. Например, погост – центр сельской общины с торгом, куда приезжали гости-купцы; с Х века – центр административно-податного округа, позднее – селение с церковью и кладбищем; с ХУ1-ХУП вв. – название отдельно стоящей церкви с кладбищем, с ХУШ в. – сельское кладбище.
Студент в рамках контрольной работы должен выполнить шесть заданий:
1. – ответить на вопрос;
2. - составить таблицу (простую или сравнительную);
3. - написать историческую характеристику одного из персонажей российской истории, отметив вклад этого человека в развитие страны.
4-6. – проанализировать три документа.
Материал курса разбит на три хронологических модуля (средневековая Русь, императорская Россия, советская и постсоветская Россия). В каждом из них содержатся задания всех трех типов. Ориентируясь на свои интересы, на имеющуюся в вашем распоряжении литературу, вы должны выбрать по два вопроса в рамках каждого из модулей, причем один из них – анализ документа, а второй по своему выбору: ответ на вопрос, таблица или историческая биография.. Например: модуль 1 – ответ на вопрос и анализ документа. Модуль два – сравнительная таблица и анализ документа. Модуль 3 - историческая характеристика и анализ документа.
Оформление работы: работа должна быть написана аккуратно, разборчиво или текст может быть набран на компьютере. В работе должны присутствовать титульный лист (см. Приложение 1), ссылки на использованную литературу по каждому вопросу, в конце работы – общий библиографический список.
Примеры оформления библиографических данных:
На книги: Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994: от Горбачева до Ельцына. – М., 1995.
На журналы: Вовина В.Г. Патриарх Филарет // Вопросы истории, 1991, № 7-8, с.23-25.
На газеты: Российская газета, 2005, 15 ноября, с. 5.
Электронные ресурсы: Сайт Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края:http://mintorg.permkrai.ru/article/ Режим доступа 15.10.2011.
Объем контрольной работы не должен превышать стандартной ученической тетради (12 листов), в компьютерном варианте – не более20 листов формата А4, размер шрифта 14.
Примеры выполнения контрольных заданий
Реформы Петра Великого (ответ на вопрос).
Цель: модернизация – вывести страну на путь европейского развития.
В политической сфере:
- Центральное место в реформах Петра 1 занимали реформы государственного управления, способствующие окончательному утверждению абсолютизма.
- Вместо Боярской Думы учреждался Сенат (1711 г.), которому принадлежали судебные, законосовещательные, исполнительные функции. Сенаторы назначались царем по принципу личной преданности. Неофициальный глава Сената – генерал-прокурор, наделен особыми полномочиями и подчинен только монарху.
- Приказы заменялись коллегиями (с 1717 г.), каждая из которых ведала определенной отраслью управления.
- Генеральный регламент содержал общие принципы работы бюрократического аппарата (установил строгую подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, определил штат, место, обязанности чиновников, унифицировал их положение, деятельность).
- Создана регулярная армия с единым принципом комплектования (рекрутская повинность, нормы представительства на пожизненную службу, за годы правления Петра Алексеевича было проведено 53 набора, к 1725 г. армия состояла из 200 тысяч солдат и офицеров, на ее содержание уходило 62% бюджета страны, был создан Балтийский флот ), с единообразным вооружением и обмундированием, вводились новые уставы, были открыты военные училища по подготовке специалистов.
- Табель о рангах – 1722 г. (в отличие от местничества) устанавливал порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе по способностям и заслугам, расширяя состав дворянства за счет способных, преданных государству лиц из разных слоев населения.
- Церковь подчинена государству путем учреждения Духовной коллегии – Синода (1721 г.), во главе которой стоял светский чиновник – обер-прокурор, назначаемый царем, патриаршество упразднялось.
- Россия разделена на административные округа (губернии) – 1708 г., губернии разделялись на провинции, провинции – на уезды.
- В городах вместо Земских изб учреждены магистраты (1720 г.) как выборные органы купечества. Магистраты занимались городским хозяйством, а также казенными сборами, следили за исполнением государственных повинностей.
В экономической сфере:
- В экономической политике прослеживаются два этапа:
1 этап – с 1700 г. по 1717 г. На этом этапе реформы подиктованы экстремальным положением страны после поражения под Нарвой. Отсюда – приоритетное развитие «нужных» государству отраслей экономики, связанных с оснащением армии. Основатель мануфактур – казна. Воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, монополий, пошлин и налогов.
2 этап – с 1717 г. – этап после ликвидации военной угрозы. От открытого принуждения государство перешло к регулированию экономики через созданные Берг, Мануфактур, Коммерц-коллегии и Главный магистрат.
- Регулирование осуществлялось с помощью привилегий, уставов, регламентов, отчетов, проверок, передаче убыточных для казны предприятий частным владельцам или созданным для этой цели компаниям, объединения городских ремесленников в цеха по воле государства и др. Проводилась политика протекционизма и меркантилизма.
- В торговле проводились аналогичные меры: принудительное переселение купцов в Санкт-Петербург, круговая порука в купеческой среде, определение государством, где и чем торговать и др.
- Денежная реформа предусматривала чеканку золотой, серебряной и медной монет. В основу монетной системы положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Чеканка монет была монополией государства.
- На мануфактурах использовался вольнонаемный труд, принудительный труд крестьян, работавших на вотчинных предприятиях своих помещиков, а также приписных крестьян из государственной и дворцовой деревни. С 1721 г. купцам было разрешено покупать крестьян для мануфактур, они стали называться посессионными.
В социальной сфере:
- Введение подушного налога, новый принцип обложения (ревизская душа с 1718 г.) закрепило социальные структуры и власть помещика над крестьянами, распространило налоги на новые группы населения (уничтожен институт холопства).
- Усиление налогового гнета повлекло массовое бегство крестьян. С 1724 г. крестьянам было запрещено уходить от помещика на заработки без письменного разрешения, т.е. в России было положено начало паспортной системе.
- Указ о майорате (1714 г.) предусматривал передачу земель по наследству одному старшему сыну или дочери. Он препятствовал дроблению имений, уравнивал в правах дворянское поместье с боярской вотчиной, знаменовал слияние двух групп в одно сословие.
- Образование, направленное на удовлетворение потребностей государства, становится светским, доступным разным сословиям (школа навигационных и математических наук, медицинских наук, морская академия, инженерная академия, цифирные школы в губерниях, гарнизонные школы для солдатских детей и др.). Создаются учебники, открывается первый музей (1714 г.), первая государственная библиотека (1714 г.).
- Развиваются науки, издательское дело, разрушается домострой, европеизируется быт.
Заключение: по своему масштабу и стремительности проведенные реформы вывели страну на новый уровень, но одновременно они не затрагивали господствующий тип феодальных отношений, породили недовольство старой аристократии, еще более закрепостили крестьян, не создали благоприятных условий для развития капитализма. Нарождавшаяся буржуазия была несамостоятельна, рабочие не были заинтересованы в результатах своего труда, рынок вольнонаемного труда был крайне мал. Противоречивость результатов реформ была заложена в объективной действительности того времени.
Один из вариантов таблицы, раскрывающей эволюцию
народничества второй половины 19 века
Начало деятельности | Название организации | Лидеры | Главная цель, движущая сила революции | Тактика | Итоги деятельности |
«Земля и воля» | Н.Черны шевский, А.Герцен | Радикальное переустройство общества, движущая сила революции – крестьяне | Путем пропаганды поднять разные слои общества на защиту крестьян, а самих крестьян просвещать | Распалось в 1863 г. после ареста Н.Чернышев ского | |
1876 г. | 2-я «Земля и воля» | С.Перовская, Г.Плеханов, М.Натансон | Смена монархии социалистической республикой. Движущая сила революции – крестьяне | Хождение в народ. Пропаганда | В 1879 г. после судебных процессов организация раскололась на 2 течения |
1879 г. | «Народая воля» | С.Перовская, А.Михайлов, А.Желябов, В.Фигнер, Н.Морозов | Смена монархии социалистической республикой. Движущая сила революции – крестьяне | Террор как способ агитации, месть за убитых товарищей, протест против отсутствия прав, предъявление ультиматумов властям | В 1881 г. после казни руководителей организация была ослаблена, на ее основе в 80-90-е гг. возникло либеральное народничество, в 1901 г. – партия социалистов-овелюционеров |
1879 г. | «Черный передел» | Г.Плеханов, П.Аксельрод, Л.Дейч, В.Засулич | Социалистическая революция, движущая сила - рабочие | Пропаганда социалистических идей среди рабочих | За границей в результате деятельности в 1883 г. возникает группа «Освобождение труда» - первая социал-демократическая организация России |
Один из вариантов сравнительной таблицы
Сравнить кризис 1920-начала 1921 гг. и кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. Что было в них общим, а что различным.
Общее | |
1. В руководстве Коммунистической партии и государства шли острые споры о причинах кризиса и путях его преодоления. 2. Результатом обоих кризисов стало коренное изменение экономической политики (отказ от политики «военного коммунизма и переход к нэпу в 1921 г., отказ от нэпа и переход к политике форсированной индустриализации в ходе второго кризиса). | |
Различия | |
Кризис 1920-1921 гг. | Кризис 1927-1928 гг. |
1. Кризис возник в условиях перехода от первой мировой и гражданской войны к миру | 1. Кризис возник в условиях мира и не был связан с войной. |
2. Основное проявление кризиса – массовые выступления крестьян, широкое общественное недовольство | 2. Основное проявление кризиса – отказ крестьян после уплаты налога поставлять зерно и продовольствие по установленным государством низким ценам («хлебная стачка») |
3. Кризис происходил в условиях резкого падения показателей промышленного, сельскохозяйственного производства | 3. Кризис происходил в условиях завершения восстановительного периода, экономического роста |
4. Преодоление кризиса было связано с переходом к нэпу (введение свободы торговли, частичная денационализация промышленности, разрешение аренды земли, найма рабочей силы, усиление экономических методов управления) | 4. Преодоление кризиса было связано с отказом от нэпа, усилением командно-административных методов управления, частичным возрождением политики «военного коммунизма» |
Анализ документа
Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой:
«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнесся над притихшей площадью. Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно. Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от столицы. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня, слезы радости текли из глаз.
Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях надежда разгромить врага. В этом была первая надежда на возможность победы, бесконочная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов. В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев… Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».
Вопросы к документу:
1. Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.
2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин победы в указанной битве.
3. Как автор определяет значение этой победы? Что вы можете добавить, используя знания курса?
Ответы:
1.Великая Отечественная война, Московская битва, воспоминания относятся к декабрю 1941 г.
2. массовый героизм советских солдат и офицеров при защите столицы, активная помощь фронту со стороны гражданского населения, партизанская борьба на оккупированных территориях, переброска дивизий с Дальнего Востока, грамотные действия Г.К. Жукова и других военачальников по обороне столицы.
3. Эта была первая крупная победа Красной Армии в войне и первое поражение вермахта в годы Второй мировой войны; враг был отброшен от столицы, освобождены от оккупации первые населенные пункты; враг понес крупные потери; укрепилась вера в победу; ускорилось создание антигитлеровской коалиции.
Контрольные задания
Для выполнения работы необходимо использовать основную учебно-методическую литературу, дополнительную литературу к темам курса по хронологическому периоду конкретного задания
Модуль 1
1. Кто это. В 16 лет он уже стал главой государства. В 20 лет он проявил себя умелым полководцем, выиграв битву, по названию которой к его имени было добавлено почетное прозвище. Благодарностью сограждан стало его фактическое изгнанье, поскольку слишком популярный вождь многих не устраивал. Год спустя сограждане снова призвали его к власти, и он в нескольких сражениях опять проявил свой военный талант, защитил свое государство и был признан лучшим на тот момент полководцем Европы. Оказавшись перед угрозой войны на два фронта, он выбрал меньшее зло и добровольно подчинился тому противнику, которого считал менее опасным, чтобы все силы сосредоточить на отражении главной угрозы. Хотя это и помогло ему сохранить реальную независимость своего государства, но вызвало многочисленные обвинения в предательстве. Позже умелые военные действия он чередовал с тонкой дипломатией. Под конец жизни он совершил одно из величайших по дальности путешествий своего времени. Спустя почти полтысячи лет после смерти, его останки были перезахоронены в столице в монастыре, доныне носящем его имя.
2. Объясните термины: кормление, баскак, приказ.
3. В приведенных ниже перечнях терминов и имен одно слово является «лишним», логически несвязанным с остальными. Найдите его и объясните, в чем отличие этого слова от других
А. Смерд – холоп – боярин – рядович – закуп
Б. Василий Ш – Иван Грозный – Василий Темный – Сергий Радонежский – Дмитрий Донской
4. «Урочные годы» - это
А. Годы, которые должен отработать крепостной, получивший «вольную»
Б. Годы, когда запрещались переходы крестьян в Юрьев день
В. Срок сыска беглых крестьян
5. Какие из перечисленных терминов относятся к Новгородской республике периода феодальной раздробленности
А) Князь Б) Вервь В) Полюдье Г) Волхвы Д) Патриарх Е) Вече Ж) Посадник З) Купцы, гости И) Пятины
6. Восстановите последовательность событий
А) Принятие Русской правды
Б) Упорядочение сбора дани вместо первоначального полюдья
В) Поход князя Олега на Киев
Г) Принятие христианства на Руси в качестве официальной религии
Д) Решение княжеского съезда об установлении на Руси самостоятельных правящих династий
7. Что Вы знаете об этих людях: Е. Глинская, патриарх Никон
8. Текст с ошибками. После правления Ивана Грозного резко ухудшилось экономическое положение страны. В 1601 году начался голод. В Москве из пяти миллионов жителей умерло более половины. В Поволжье вспыхивает восстание Емельяна Пугачева. В условиях кризиса любой человек, способный собрать вокруг себя недовольных, мог сыграть роль претендента на престол. И вот в Польше появился беглый монах Григорий Гапон, который выдавал себя за сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия, чудом спасшегося от убийц царя Бориса Годунова. Он обратился за помощью к польскому королю и магнатам, обещая за поддержку в борьбе за трон расплатиться территориями. Ради этой поддержки он даже тайно принял православие. Лжедмитрий двинулся на Москву через северо-восточные регионы России, встречая активную поддержку населения. Летом 1605 г. он занял трон. В России надолго утвердилась новая династия. (Найдите неправильные сведения в тексте и укажите, в чем состоит ошибка).
9. В битве на Куликовом поле русскими воинами руководил князь московский Дмитрий Иванович, а ордынцами хан
А) Батый Б) Чингисхан В) Мамай Г) Ахмат Д) Тохтамыш
10. По легенде начало первой русской правящей династии положил князь
А) Олег Б) Владимир В) Рюрик Г) Святослав Д) Ярослав
Модуль 2
1. Кто это: Одним из любимых занятий для него была рубка дров и расчистка снега. Он женился на женщине, которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса. Его родственник объявил ему войну. Все что он имел, он передал не своему сыну, а брату, но тот отказался от подарка. Он хотел жениться на следующий день после смерти отца, и только решительные протесты родственников помешали ему. Во время всеобщей переписи населения, заполняя анкету, в графе «профессия» он написал: «Хозяин земли русской». Через много лет после смерти его канонизировала русская церковь.
2. Укажите составные части: а – «столыпинской» аграрной реформы
б – крестьянской «великой реформы» 1861 г.
1. Придание крестьянской общине функций юридического лица и землевладельца
2. Изъятие у помещиков части земли – «отрезков» - и бесплатная передача их крестьянам
3. Регулярное перераспределение земли между крестьянами
4. Поддержка крестьян, желающих переселиться на малоосвоенные земли
5. Прекращение личной крепостной зависимости крестьян от помещиков
6. Прекращение выкупных платежей
7. Предоставление крестьянам права неограниченного приобретения дополнительной земли
8. Национализация помещичьих земель
9. Введение выкупных платежей
10. Отмена рекрутской повинности
11. Поощрение создания отдельных крестьянских хозяйств – хуторов
12. Право крестьян без ограничения выходить из общины
3. Месячина, получившая распространение в юго-западных регионах России в конце 18 века - это
1. Месячное содержание крестьян (натуральное или денежное), работавших на земле помещика
2. Месячный отдых после сбора урожая 3. Крестины месячного ребенка
4.Кто был основателем Вольной русской типографии в Лондоне
А. Белинский 2. П. Чаадаев 3. А. Герцен 4. Д. Писарев
5.Объясните термины: протекционизм, курия, эсеры
6.Что Вы знаете об этих людях: Е. Пугачев, М. Сперанский
7.Историческое значение одного из событий: Крымская война (1853-1856 гг.), Первая российская революция.
8.Лидером какой партии был В. Пуришкевич
А. Кадетов Б. Социал-демократов В. Эсеров Г. Союза русского народа
9.Какая партия при решении аграрного вопроса выступала за социализацию земли
А. Кадеты Б. РСДРП В. Эсеры Г. Октябристы Д. Союз русского народа
10. Кто такие западники в 19 веке
Модуль 3
1. Кто это: Из бедной крестьянской семьи. В годы первой российской революции сблизился с анархистами, участвовал в террористических акциях. В марте 1910 года был приговорен к повешению, но так как не достиг 21 года (совершеннолетия) смертная казнь была заменена на бессрочную каторгу. Был освобожден Февральской революцией. Отношение к Октябрю у него было сложным. Он приветствовал свержение буржуазного государства, но приход к власти большевиков считал «новым этапом вмешательства власти в революционное творчество тружеников на местах» и призывал украинских крестьян самостоятельно реализовывать Декрет о земле. В годы Гражданской войны воевал со своими отрядами то против белых, то против красных. Территория, которую он контролировал, называлась «Гуляй-поле». Его имя стало символом «третьей силы» в Гражданской войне. Эмигрировал. Умер в Париже в 1934 году.
2. Первая Конституция в истории России была принята
А. В 1905 г. согласно царскому манифесту
Б. В 1917 г. Временным правительством
В. В 1917 г. на П съезде Советов
Г. Зимой 1918 г. Учредительным собранием
Д. Летом 1918 г. пятым Всероссийским съездом Советов
3. В период НЭПа происходит
А. Запрет на аренду земли
Б. Массовое создание колхозов
В. Снижение уровня жизни населения
Г. Подъем уровня жизни населения
Д. Полная национализация промышленности
4. К основным целям сталинской индустриализации НЕ относится
А. Ликвидация экономической отсталости
Б. Развитие тяжелой промышленности
В. Создание мощной оборонной промышленности
Г. Развитие легкой промышленности
Д. Обеспечение экономической независимости страны
5. В годы второй мировой войны СССР воевал против
А. Италии Б. США В. Швеции Г. Англии Д. Китая