II.1 Критики о природе в романе
Введение
Оценивая «Тихий Дон» как лучшее произведение советской литературы, Калинин М. И. видит причину успеха Шолохова в продолжении традиций классического искусства, которые с особой силой сказываются в языке писателя, в методе обрисовки характеров, в изображении природы, быта.
«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности - произведение общерусское, национальное, народное». Так определил А. Н. Толстой значение эпопеи Шолохова, ее место в жизни нашего народа и в литературе. Он указывал, что Шолохов «рожден Октябрем и создан советской эпохой». В «Тихом Доне» Шолохов отразил крушение старого и рождение нового, мира. Революция изображена писателем в героических и трагических ситуациях народной борьбы. Шолохов выступил в «Тихом Доне» как крупнейший художник-реалист. Он художественно самобытно осмыслил революционную ломку жизни, исторически глубоко вскрыл жизненные противоречия, изобразил с позиций идеала судьбы народных масс в революции.
В основе «Тихого Дона» острый конфликт: борьба непримиримых социальных сил. Рисуя большие революционные события, писатель. Тесно связывает с ними судьбы героев, индивидуализирует их характеры, представляет изображаемую эпоху в разнообразии человеческих типов. В отборе и типизации жизненных явлений и характеров, в идее неизбежной победы социализма, пронизывающей повествование, художественно зрело проявилась партийность и народность советского писателя, его устремления, его общественные и эстетические идеалы.
«Тихий Дон» - произведение народное и по форме и по содержанию. Шолохов рисует народные характеры, воплощая в них высокую гуманистическую мысль о духовной красоте людей труда. Писатель вскрывает всю глубину их чувств, высокую моральную цельность. В революционном народе он видит возвышенно прекрасное, подлинно героическое. Шолохов изображает народные массы в процессе труда и борьбы, поэтизирует труд простого народа, утверждает его эстетическую ценность.
II. Основная часть. Критики о природе в романе
II.1 Критики о природе в романе
В романе "Тихий Дон" пейзажные зарисовки приобретают особое идейно-эстетическое значение. Тонко и проникновенно изображает Шолохов родную природу. Все пейзажи в романе соотнесены с человеком, с течением жизни. Своей красотой они оттеняют душевный мир героев, охваченных высокими стремлениями и светлыми чувствами, а также несовершенство человеческого бытия и людскую жестокость.
Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой. «Люди, как реки» – утверждал Лев Николаевич Толстой. И Шолохов продолжает его традиции, уподобляя и судьбу человеческую, и судьбу народную течению реки по извилистому руслу: «Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов. Трудно предопределить, по какому она устремит свой вероломный и лукавый ход. Там, где нынче мельчает жизнь, как речка на перекате, мельчает настолько, что видно поганенькую россыпь, – завтра идет она полноводная, богатая...» (нет сноски к этой цитате).Человек подхвачен бурным потоком жизни, но он не песчинка в водах разлившегося Дона. Свое русло он должен найти сам. Но как определить, по какому руслу ведет жизнь к правде? Этот вопрос не перестает тревожить душу Григория Мелехова.
Пейзажи в романе – не застывшие картины, они полны динамики. Автор фиксирует изменения, происходящие в природе, переходы от дня к ночи, от зимы к весне. Показательным примером этого может служить описание потаенной жизни степи, ожидающей прихода весны: «Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога занесло снегом. Падины и яры сравняло. Нет ни дорог, ни тропок. Кругом, наперекрест, прили- занная ветрами, голая белая равнина. Будто мертва степь. Изредка пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чернобыла. Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот. Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна.
О значении природы в романе Шолохова «Тихий Дон» А. Толстой писал: «В "Тихом Доне" Шолохов развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа: "Тихий Дон" по языку, сердечности, человечности, пластичности – произведение общерусское, национальное, народное.»