Поведение на собеседовании
Методические указания
По выполнению практического занятия № 21
Раздел 5. Психология и этика профессиональной деятельности юриста
Тема 5.3. Правила и этикет деловых отношений
. Название практической работы:
Формула успеха. Трудоустройство.
Учебная цель: формировать умения следовать этическим правилам, нормам и приемам профессиональной деятельности.
Учебные задачи:
1. научиться следовать этическим правилам , нормам и приемам профессиональной деятельности.
2. сформировать навыки самопрезентации;
3. научиться оценивать сильные стороны и навыки.
Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия
Норма времени: 4 часов
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
- правильно составлять резюме;
- правильно вести себя на собеседовании с работодателем;
- уметь подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его.
знать:
- правила подготовки публичного выступления;
- подготовка и проведение деловой беседы;
- проведение переговоров с деловыми партнерами;
- этике делового человека.
Задачи практической работы:
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить задания.
4. Оформить отчет.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
- методические указания по выполнению практического занятия;
- рабочая тетрадь;
- ручка, карандаш, линейка;
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Назовите барьеры трудоустройства.
2. В чем успех профессиональной деятельности?
3. Что вкладывается в понятия «профессиональная пригодность», «призвание»?
4. Как вы понимаете слова «престиж», «престижность»? Какие профессии вы считаете престижными?
5. Охарактеризуйте основные типы профессий.
Задание 1. Составить резюме
Резюме
Само по себе резюме, даже самое хорошее, никому работы не дает. Но оно дает вам шанс выделиться в потоке информации, попадающей в компанию или в кадровое агентство. Хорошо составленное резюме увеличивает ваши шансы заинтересовать работодателя своей кандидатурой и получить приглашение на личное собеседование. Каким должно быть резюме, чтобы успешно решить эту задачу?
Структура резюме
Ф.И.О.
Год рождения:
Место жительства:
Семейное положение:
Телефон:
Цель: получение должности (краткое описание должности, на получение которой вы претендуете)
Образование: (укажите, какие учебные заведения Вы окончили, и когда; укажите учебные заведения, в которых Вы учились (и сколько времени), если не окончили);
Специальность: ( укажите все дипломы и свидетельства, которые Вы имеете);
Опыт работы: (укажите даты начала и окончания работы, наименование организации, название должности и достижения);
Должность:
Должностные обязанности:
Дополнительные сведения: (владение иностранными языками, компьютером, оргтехникой, наличие водительского удостоверения и собственного автомобиля)
Личные качества (опишите Ваши профессиональные важные качества, ориентированные на занимаемую вакансию)
Дата
Подпись
Задание 2. Заполнить таблицу Подготовьтесь к собеседованию с работодателем
Поведение на собеседовании
Придя в офис, будьте за всеми вежливы и терпеливы.
Добросовестно заполняйте все анкеты и формуляры, которые вам предложат.
1. Представьтесь в начале собеседования, желательно знать имя, отчество собеседника заранее, чтобы можно было обращаться к нему.
2. Держите зрительный контакт.
3. Внимательно выслушивайте вопросы, не перебивайте.
4. Если вы не уверенны, что поняли вопрос, не стесняйтесь уточнить («Правильно ли я понял, что
5. Отвечайте по существу, избегайте многословия.
6. Отвечая, будьте объективны и правдивы, но не слишком откровенничайте.
7. Столкнувшись с необходимостью давать негативную информацию о себе, не отрицайте фактов, которые соответствует истине, но обязательно старайтесь сбалансировать их позитивной информации о себе.
8. Держитесь с достоинством, старайтесь не производить впечатление неудачника или бедствующего человека.
9. Если вам предложат возможность самому задать вопросы, обязательно задавайте, но не увлекайтесь (2-3 вопроса).
10. Задавайте вопросы, интересуйтесь содержанием работы и условиями успешного выполнения.
11. Избегайте на первом собеседовании обсуждения вопросов оплаты труда.
12. Обязательно уточните, как вы узнаете о результате, постарайтесь обговорить право позвонить самому.
13. Завершая собеседование, не забудьте об обычных правилах вежливости.
По многим вопросам вам не придется каждый раз готовиться к собеседованию заново. Но по некоторым пунктам к каждому новому работодателю нужно подходить с учетом его специфики. Чтобы эту специфику не упустить, необходимо потратить время и усилия на подготовку к собеседованию.
Сумейте понравиться
Перечень черт, благодаря которым кандидаты обычно вызывают симпатию нанимателей:
ü Способен сработаться с остальными сотрудниками, не проявляя агрессии и не впадая в стрессовое состояние.
ü Компетентен в технических вопросах и легко обучаем.
ü Отвечает на вопросы прямо, честно и кратко.
ü Не очень дорого обойдется компании; вписывается в финансовые возможности организации.
ü Проявляет неподдельный интерес к компании и должности.
ü Демонстрирует высокую осведомленность о компании и тех проблемах, с которыми она сталкивается в своей деятельности.
ü Уважает цели компании и понимает важность задач, возлагаемых на специалиста, занимающего данную должность.
ü Обаятелен, хорошо воспитан, располагает к себе.
ü Проявляет энтузиазм, бодрость духа, полон энергии. Остроумен.
ü Достаточно умен.
ü Демонстрирует установку типа «Я способен на это. Я добьюсь необходимых результатов. Я непременно сделаю это. Никаких проблем.
ü Задает точно сформулированные вопросы, заставляющие интервьюера думать, увлекающие его.
ü Делает записи.
ü Не навязчив. Не вторгается без нужды в физическое или социальное пространство других людей.
ü Направляет каждому интервьюеру благодарственное письмо.
Быть другом и быть просто дружелюбным – разные вещи. Никто от вас и не ждет дружбы, достаточно быть просто дружелюбным. Дружелюбие вызывает расположение людей. Так что будьте дружелюбны!
Для женщин
Скрестите лодыжки; колени рядом. Не забрасывайте ноги одна на другую, а если иначе не привыкли, то хотя бы не качайте той ногой, которая сверху. Спину держите ровно. Выберите чулки нейтрального цвета, без узоров. Туфли – под цвет костюма или чуть темнее. Лучше всего туфли на среднем каблуке. Не приходите в сапогах, даже если оникажутся вам верхом совершенства. Всегда можно взять с собой сменную обувь. Если вы не хотите держать в руках верхнюю одежду и пакеты, что вполне естественно, то ничто не мешает вам прийти со спутником, который сделает это за вас.
Не надевайте обувь с открытым носом или тем более босоножки, даже если собеседование проходит жарким и душным летом. Считается неприличным показывать пальцы ног в деловой обстановке. Убедитесь, что ваш макияж не вульгарен и выглядит естественным, не добавляет вам лет, не слишком "ядовит". Выглядеть словно фея из бара стоит только в том случае, если вы собираетесь занять её место. Причёска не должна быть слишком пышной, волосы лучше убрать, а не оставлять распущенными. На руках должно быть не более одного кольца. Не на пальце, а на одной руке. В идеале, кольцо вообще одно. Если на правой руке – обручальное, тогда допустимо второе кольцо на левой руке.
Кольца должны гармонировать. Например, не должно быть одно серебряным, а другое – золотым; одно из жёлтого золота, а другое – из белого. Цвет металла должен совпадать. Не стоит надевать экстравагантной, броской бижутерии. То же самое касается и часов. Сдержанный, деловой, классический стиль оптимален.
Для мужчин
Пока вас не пригласили присесть, не прислоняйтесь к стене одним плечом, при этом скрестив ноги. Не подавайте руку первым. Не расставляйте ноги слишком широко, руки положите на стол или на подлокотники кресла. Ни в коем случае не кладите их в карманы. Наденьте костюм консервативного цвета: тёмно-синий, коричневый, чёрный, песочный, тёмно-серый. Лучше, если костюм будет однотонным. Идеально подойдет белоснежная рубашка. Туфли подберите чёрные либо в тон костюму. Не вздумайте напялить белые носки! Это смотрится дёшево и ассоциируется с рабочим парнем, который нарядился на дискотеку. Эффект усиливается, если костюм тёмный. Оставьте белые носки для спорта. Между брюками и носком не должно быть видно 20 см волосатой ноги.
Лучше, если на ваших руках не будет никаких браслетов и колец, кромеобручального, а из-под рубашки не будет просвечивать массивная цепь. Если на вашихруках есть наколки, то по возможности залепите их лейкопластырем телесного цвета. Конечно, если по площади они не претендуют попасть в Книгу рекордов.
Если брови огромные и разрослись кустами, их непременно лучше окультурить. Не делайте этого самостоятельно ножницами для газона. Сходите к косметологу, пусть даже впервые в вашей жизни.