Общие черты развития науки. 2 страница
Химическое мастерство известно задолго до создания химии как науки. Но к началу XVIII в. появились предпосылки для применения последней в практике, что явилось существенным фактором создания новых отраслей промышленности. Выше уже говорилось о получении кокса из каменного угля в 1640 г. Через 80 лет из него искусственно был выделен горючий газ, который в 1765 г. начал применяться для освещения улиц. В XVII в. научились получать искусственный холод путем химических реакций, о необходимости которого в хозяйстве говорил еще Ф. Бэкон. В 1727 г. Г. Шульцем была открыта фотохимическая реакция - основа изобретения Даггером и Арчером фотографии. Развитие химии, а также потребности войны привели к созданию пироксилина (1846) и нитроглицерина (1847). Применять химию начали и в сельском хозяйстве.
Уже подчеркивалось, что есть научные открытия, чей расцвет наступает не сразу, как и технические изобретения, век которых - впереди. Так случилось в XIX в. с электротехникой, двигателями внутреннего сгорания, некоторыми видами техники связи, радиотехникой, определившими направление развития технических наук и производств в XX в. Непросто складывалась судьба наук, имевших дело с необратимыми изменениями в природе биологическими и геологическими, знания в которых полностью экспериментом не проверишь. Конечно, потребности в полезных ископаемых, в сельскохозяйственных продуктах, в лечении человека и животных, накопленные в путешествиях результаты наблюдений за природой способствовали все возраставшему интересу к таким явлениям, стремлению превратить его (этот интерес) в научное знание.
Можно назвать три причины, тормозившие интенсификацию естественно-исторических наук. Во-первых, это их вторжение в теологическую сферу, конкуренция с идеей о божественном творении всех видов живой и неживой природы. Во-вторых, сложность явлений, изучаемых этими науками. Необратимость изменений позволяет лишь ограниченное применение методов физики для их изучения. Эти методы были созданы в предположении возможности повторения, воспроизведения в эксперименте всех изучаемых явлений. И, в-третьих, это же обстоятельство делает сложным представление биологических и геологических знаний в форме, практически полезной для материального производства (это стало доступным лишь в XX в.).
С помощью изобретенного микроскопа Левенгук (1632-1723) и другие естествоиспытатели исследовали структуру живых организмов. Были получены некоторые сведения по анатомии. Но все же это было скорее удовлетворение любопытства или предмет для натурфилософских конструкций, чем база для практического применения этих данных.
Лишь постепенно происходило становление самого понятия «развитие» как знания о необратимых изменениях в изучаемых явлениях, хотя вплоть до Ч. Дарвина в биологии (да и в геологии) достаточно мирно уживались полученные в наблюдениях знания и натурфилософские, или теологические, конструкции. Биологи этого периода изучали как внутреннюю структуру живого, так и его органическую эволюцию. Швед К. Линней (1709-1778) создал классификацию всех животных, растительных организмов и минералов, исходя из идеи неизменности всего существующего. «Видов столько, сколько их вначале сделало безначальное существо!» Предложенная Линнеем классификация существует до настоящего времени, уже не опираясь на идею «безначального существа», ибо она возникла, опираясь на обобщенные результаты наблюдений за реальной природой с добавлением вышеназванной идеи. Ботаник Жорж Луи де Бюффон (1707-1788) пытался обосновать признаки, по которым Линней квалифицировал организмы, а Э. Дарвин на основании идей Бюффона стремился проследить возникновение и развитие всего живого от исходного организма, т. е. ввести идею необратимости изменений. Отсутствие необходимых данных, даже небрежение ими, сделали его идеи неубедительными в глазах ученых. Но сама мысль об эволюции оказалась живучей. Ж. Ламарк (1744-1829) выдвинул идею о зависимости эволюции организмов от приспособляемости их к окружающей среде. Это был крупный шаг к дарвинизму.
Развитие эволюционной теории упиралось в ограниченность геологических представлений об изменениях в земной коре. Геологические знания существовали еще с античных времен, но до XVIII в. они носили либо узкопрактический характер, либо к ним примешивались религиозные, или натурфилософские, обоснования (не было и такой профессии - геолог). А суждения об изменениях в земной коре можно было найти у Д. Бруно, Р. Декарта, И. Ньютона, В. Лейбница в духе их мировоззренческих установок. Лишь во второй половине XVIII в. врач из Эдинбурга Д. Геттон (1726-1797) первым пытался назвать «естественные причины» возникновения земных слоев как результат действия сил, которые существуют и поныне, важнейшей же из них является огонь. Сторонников Геттона стали звать плутонистами. Их оппонентами были нептунисты - последователи профессора геогнезии, минералогии и горного дела из Фрайбурга А.Г. Вернера (1750-1817): несколько ранее он высказал мысль о воде как причине, порождающей горные породы. Эмпирических свидетельств и у того, и у другого было достаточно.
Но позже французский палеонтолог и зоолог Ж. Кювье (1769- 1832), вновь опираясь на опытные данные, показал, что ныне действующих причин для объяснения строения земной коры недостаточно. Для доказательства связи между ныне живущими и ископаемыми организмами необходимо предположить неоднократные катастрофы в истории Земли, а они не сводятся к ныне действующим причинам. В ходе дискуссий оппоненты стали терпимее относиться друг к другу. Оценивая процесс становления научных знаний в европейской науке, можно сказать, что это не только процесс получения нового знания, но и постепенное формирование того, что мы сегодня называем плюрализмом мышления.
В 1832 г. появилась книга Ч. Лайелля (1795-1875) «Основы геологии», в которой была описана история образования земных пластов в зависимости от сил природы (а не внеприродных катастроф),. Лайелль объяснил многое, но он смог примирить свою концепцию (униформизм) с идеей неизменности органического мира, ибо остатки животных организмов, найденные в различных земных слоях, свидетельствовали об изменении видов. Предлагался вывод: в каждую эпоху фауна вымирала и создавалась новая, соответствующая изменившимся внешним условиям. Это было отступлением от «внеестественного источника» творения, но оно не могло удовлетворить естествоиспытателей, самого Лайелля. Его друг Ч. Дарвин нашел выход, создав учение о естественном отборе, обусловливающем эволюцию видов. Крайне осторожный в своих выводах, он в течение 20 лет собирал материал для их обоснования и чуть было не упустил приоритет открытия. Молодой путешественник А. Уоллес (1823-1913) самостоятельно пришел к эволюционным идеям в результате наблюдения за распространением живого мира в Ост-Индии. Книга Ч. Дарвина «Происхождение видов» вышла в свет вместе со статьей Уоллеса, причем под нажимом друзей Дарвина, ибо сам он не хотел публиковать свои результаты, ознакомившись с текстом статьи Уоллеса. Ч. Лайелль в 12-м издании «Основ геологии» учел результаты, полученные Дарвином.
Учение о естественном отборе оказалось в центре внимания естествоиспытателей, теологов, философов, политиков, даже писателей-сатириков, принеся душевный дискомфорт его автору, привыкшему к тиши кабинета. Сам он был не вполне удовлетворен собственным объяснением причин изменчивости видов, лежащей в основе эволюции (они носили «гадательный характер»). Эти причины описал на языке эксперимента и математики чешский монах и естествоиспытатель Г. Мендель (1822-1884). Начался новый этап развития биологии.
Общественные науки.
Их развитие было более сложным, нежели естествознания, ибо результаты этих наук навсегда затрагивают чьи-то интересы. Начнем рассмотрение с истории философии, ибо она первоначально определяла в значительной мере развитие других наук, даже естествознания. Но и сама философия обратила свое внимание прежде всего на природу научного познания.
Противостояние эмпиризма (научное познание начинается с показаний органов чувств и является их обобщением) и рационализма (основой познания являются научные понятия, ученый видит в предмете то, что он знает о нем) определило суть полемики философов XVII - начала XIX в. Такое противостояние философских принципов не принесло победы ни одной из сторон, зато дало много положительных результатов в развитии методов научного познания, в создании новых общественных наук - психологии, этики, эстетики. Синтез эмпиризма и рационализма пытался осуществить И. Кант, пришедший к выводу о непознаваемости сущности вещей: на основе эмпирического опыта научное познание лишь получает возможность теоретически конструировать объект, а не познавать сущность предмета, лежащего в основе такого опыта.
Следует отметить, что эти рассуждения философов были не только умозрительными абстракциями, но и способом понимания ими окружающей природной и социальной действительности, служили основой выработки моральных рекомендаций, основой права и правосознания. Происходило постепенное проникновение философов в сферу жизни человека. Б. Спиноза пытался дать теоретическое основание светской морали, вывести ее разумным путем.
Эмпирически настроенные мыслители также предлагали свои моральные максимы, исходя из наблюдения за реально меняющимися отношениями людей. В этих рекомендациях часто перемешивались светские и религиозные начала. Особое место здесь занимают французские моралисты Ф. де Ларошфуко (1613-1680) и Б. Паскаль (1623-1662). Последний был и крупным естествоиспытателем. Они не рассуждали о морали отвлеченно, а предлагали моральные афоризмы в духе своего предшественника М. Монтеня, стремясь придать им парадоксальность, изящество, некоторую долю иронии, таким образом они подчеркивали свое презрение к нудному морализаторству, предпочитая ему реальное поведение в быту. «Мысли» Паскаля выглядят более серьезными, нежели легкие, порхающие как бабочки и жалящие как оса «Максимы» Ларошфуко. Паскаль - ученый; почти первым в новое время он разочаровался в возможностях науки принести счастье человечеству и стремился найти высшую истину и смысл бытия в Боге. Религиозность Ларошфуко - скорее привычка. Отсюда его следующий афоризм: «Наши добродетели - это чаще всего переряженные пороки». Б. Паскаль о том же: «Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками». Ларошфуко о любви: «Как ни приятна любовь, все же ее внешние проявления доставляют нам больше радости, чем она сама». Афоризм Паскаля на ту же тему: «Чувство так же легко развратить, как и ум». А вот советы политикам: «Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства» (Ларошфуко). «Нет беды страшнее, чем гражданская смута. Она неизбежна, если попытаться всем воздать по заслугам, потому что каждый тогда скажет, что он-то и заслужил награду» (Паскаль).
Традиции моралистов в следующем веке продолжили просветители. Они способствовали постепенному формированию национального характера. Последний, как и накапливаемый опыт материального производства и организации форм управления, стал более основательным фундаментом образа жизни Франции и французов (это можно проследить и на примере других стран и народов), нежели революционные пертурбации, хотя события 1789-1794 гг. основательно потрясли ценности французов.
Просветители теоретически подготовили эти события, способствовали и революции у себя, и изменению интеллектуального климата в Европе и Америке. Философ, писатель, поэт, историк Ф.М. Вольтер (1694-1778) в течение всей сознательной жизни боролся против воинствующего невежества обладавших социальными привилегиями современных ему клерикалов («Раздавите гадину!»). Но он не был атеистом. «Здравая философия свидетельствует о существовании Творца... большого мастера». Мало того, «в интересах всего человечества, чтобы существовал Бог, который бы карал за то, что не в состоянии подавить человеческое правосудие». Вольтер сыграл скорее разрушительную роль. Созиданию новых убеждений способствовал уроженец Женевы политик, моралист, психолог, педагог Жан Жак Руссо (1712-1778). Основное противоречие современной ему жизни он представил как противоречие между природой и культурой. Источник неравенства он искал в частной собственности. Родился человек, который сказал: «Это мое!» - и нашлись люди, которые ему поверили. В результате - разделение труда, социальное неравенство, разрушение целостности личности, разрыв ее связи с природой.
Развитие общественных наук, философского материализма и атеизма, подготовка революции в значительной степени связаны с создателями «Энциклопедии, или Толкового словаря по наукам, искусствам и религии» Д'Аламбером (1717-1783) и Д. Дидро (1713-1784). Вместе с П. Гольбахом (1723-1789), который с гордостью называл себя «личным врагом Господа Бога», они стояли за отказ от религиозной идеологии как приносящей вред человечеству, сдерживающей его социальную активность, увековечивающей сословное неравенство. Французские просветители оказались наивными оптимистами, предполагая, что светская мораль может регулировать отношения людей к их общему удовлетворению. Отказавшись от библейского «Мне отмщение и аз воздам!», можно легко прийти к «революционной морали» (Робеспьер), когда человека можно осудить на казнь лишь за его принадлежность к контрреволюционному сословию при радостном одобрении победителей. Это и продемонстрировала революция конца XVIII в. Не был услышан мыслитель из Кенигсберга И. Кант, который считал создание морали на рационалистической основе невозможным. Лишь вера в необходимость самоограничения своих потребностей является условием морального поведения. Принципом такого самоограничения («категорического императива») должно быть: «Поступай так, чтобы ты относился всегда к человечеству как к цели и никогда не относился бы к нему как только к средству для достижения своих целей».
И. Кант показал ограниченность возможностей научного познания. Этого в эпоху научной эйфории потерпеть было нельзя. За восстановление целостной философии как научного мировоззрения и методологии взялись всерьез немецкие философы Фихте, Шеллинг и Гегель. Если первые двое уповали прежде всего на личные творческие способности человека (а Шеллинг к концу жизни пришел к мысли, что истинно творческое начало должно быть связано с убеждением в существовании Бога), то Г. Гегель (1770-1831) верил в силу абсолютного разума творить самого себя путем создания разумного мира. Он построил систему абсолютного идеализма и рационализма. Все формы жизни, по Гегелю, являются лишь ступеньками себя развивающего разума (государство, религия, предпринимательство, мораль и т. д.), отчужденным временным состоянием этого разума, которые он преодолевает дальнейшим своим движением к самопознанию. Система Гегеля была достаточно привлекательна для революционеров своим решительным снятием отживших форм бытия («Все действительное достойно смерти!»), утверждением неминуемости нового, понятого разумом. Но она устраивала и консерваторов, ибо «все действительное разумно!» и потому подлежит сохранению. И даже каждое правительство имеет право на существование, ибо «каждый народ достоин своего правительства». И всякую гадость можно оправдать: «Все, что испорчено, испорчено на хороших основаниях!»
Система Гегеля оказалась рационализированной бесчеловечной магией, а то, что удел личности - быть игрушкой в руках духа, понял его ученик Л. Фейербах (1804-1872). Еще до него доцент из Франкфурта-на-Майне А. Шопенгауэр (1788-1860) показал ограниченность чисто рационалистического понимания человеческого бытия. Он считал, что жизнь и деятельность человека есть проявление всеобщей сущности бытия - воли к жизни, которая недоступна для понимания его (человека) рассудком. Эта воля и есть условие той свободы человека, о которой говорил И. Кант и которую свел к «осознанной необходимости» Гегель,- свободы внутренней, недоступной рассудку. Проявление воли к жизни во внешних поступках людей разъединяет их, противопоставляет друг другу. Одновременно с Шопенгауэром о проблемах воли и свободы человека размышляли российские славянофилы, говоря о религиозном характере их и о том, что и воля, и свобода есть единственное условие целостности, объединенности как человека, так и человечества.
Философия нового времени, зародившись как теория научного познания мира, и в начале XIX в. стремилась сохранить свою натурфилософскую направленность - быть «наукой наук», чем часто тормозила развитие естествознания. А у естествоиспытателей к этому времени появились идеи о возможности обойтись без натурфилософии. «Наука сама себе философия»,- утверждал французский философ и социолог О. Конт (1798-1857). Как прежде эпоха религиозная в теоретическом мышлении сменилась эпохой метафизической (философской), так и теперь последняя, в свою очередь, сменяется научной (позитивной) эпохой, которая будет лишена присущих метафизике противоречий. Философское понимание общественных явлений должно быть заменено научным - социологией.
Все философы так или иначе были историками, рассматривая общественные отношения в их движении, разыскивая причины последнего в географической среде, политике, религии, в действиях сильных личностей. Предпринимались попытки создания светской историографии, хотя идея рассматривать историю человечества как историю религий довольно долго сохранялась.
Много внимания энциклопедисты уделяли истории. Ими были опубликованы статьи о государстве, обществе, народе, революции, демократии, республике, религии и т. д. В статье «История» мысли человека связывались с окружающей его средой, развитием общественных отношений. Естественно, что в стране, где складывавшиеся буржуазные отношения вступали в противоречие с государственным устройством, закреплявшим сословное деление, энциклопедисты обратились к «правам человека». Книги Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Г.Б. Мабли и др. отразили это противоречие и стали фактором формирования нового правосознания людей. Труд Монтескье «Дух законов» был основанием Конституции 1793 г., а мысли Морелли из «Кодекса природы»: «От каждого - по его силам, каждому - по его потребностям» - закладывали основы социалистической идеологии.
После бурного периода революционных перемен конца XVIII в., когда на арене истории появились новые действующие силы, французский историк и государственный деятель Ф. Гизо (1787-1874) увидел основу общества в его классовом составе, столкновении интересов классов по поводу собственности, особенно земельной. Таких же взглядов придерживался Ф. Минье (1796-1884), рассматривавший историю революции как результат столкновения различных классов.
Ориентация историографии того периода на практические интересы, на оправдание существующего и того, что впоследствии может возникнуть, определяло ее тесную связь с теорией государства и права. Еще эпоха Возрождения возбудила интерес к учениям Платона и Аристотеля о государстве, к римскому праву, тем более что потребность в таковом существовала в условиях развития буржуазных отношений. Голландец Г. Греции (1583-1645) положил начало науке о международном праве. Английский философ и правовед Т. Гоббс (1588-1679) утверждал, что создание государства есть результат сознательного договора людей, отказывающихся от своих неограниченных прав в пользу одного - верховной власти государства, желательно авторитарного (это теоретическое оправдание английской монархии). Такой договор кладет конец войне «всех против всех». У Ж.Ж. Руссо был противоположный взгляд. «Свобода неотчуждаема»,- считал он, и потому договор есть добровольное соглашение на уважение прав другого на свободу. Наряду с ним Д. Локк утверждал существование ряда прав у человека в его естественном состоянии (свобода, собственность), которые договор о государстве должен обеспечивать.
Существенным моментом в теории государства и права является вопрос о нравственности права, который ставили еще Аристотель, а затем Н. Макиавелли. Крайние точки зрения на него выражены И. Кантом и Г. Гегелем. Для первого право - сфера чистого разума, а морально-этические побуждения в формировании норм права ведут к деспотизму и кровавому ужасу. Гегель же видел необходимость в воспитательных функциях у государства, таким образом как бы обосновывая теорию «просвещенного абсолютизма», возникшую в предшествовавшем веке во Франции, в соответствии с которой выполнение основной цели государства - «благополучие всех» - требует для него неограниченных полномочий и в сфере воспитания.
Решительный шаг в соединении теории государства и права с практикой государственной власти был осуществлен в США и Франции. В 1776 г. вторым Континентальным конгрессом была принята Декларация независимости США - одна из первых государственных деклараций прав человека. Комиссия, образованная Наполеоном, под его руководством создала Французский гражданский кодекс («Кодекс Наполеона») в 1804 г., в котором были выработаны нормы гражданского, семейного, процессуального и, частично, трудового права, провозглашена «священной и неприкосновенной» частная собственность как основа прав и свобод человека.
Дальнейшее развитие политической жизни привело к возрастанию роли борющихся за власть партий, представляющих интересы различных социальных групп и, естественно, свои собственные. Категорией, объединившей философию и политэкономию, стало понятие «собственность». Философов оно интересует как необходимое условие свободы, нравственного достоинства личности, а также, при отчуждении собственности,- столь же необходимое условие ее эксплуатации. Для экономистов собственность - суть экономической устойчивости и прогресса общества. Экономическая наука начала развиваться прежде всего в Англии, стране рано возникших буржуазных отношений. Впервые ввел в обиход в 1615 г. термин «политическая экономия» побывавший в Англии и ставший там меркантилистом французский дворянин А. де Монкретьен - поэт, приближенный Людовика XIII, затем убитый как один из руководителей восстания гугенотов. Этим термином он назвал науку о государственном управлении хозяйством, противопоставив ее экономии, или экономике,- знанию об управлении домашним хозяйством. В таком смысле термин и употреблялся до классического труда А. Смита «Богатство народов», после появления которого им стали часто называть экономическую науку в полном ее объеме.
В 1662 г. сын суконщика, ирландец сэр У. Петти опубликовал книгу «Трактат о налогах и сборах» (до этого он плавал юнгой по морям, занимался черчением морских карт, был хорошим врачом), в которой перенес внимание экономистов из сферы торговли в производство, наметил путь к пониманию природы стоимости и прибавочной стоимости. Он же заложил основы статистики. Наступило время нового направления экономической науки - физиократии, связанной с поиском закономерностей в производстве, прежде всего сельскохозяйственном, где француз Ф. Кенэ (1694-1774), тоже врач, усмотрел производство прибавочного продукта.
Но внимание к торговле, обращению денег не ослабевало. Философ Д. Юм создал количественную теорию денег, а банкир Д. Ло (1671- 1729) ввел идею кредитной экспансии государственных банков в экономику страны, ее кредитование. За пять лет (1716-1720) на основании своих идей он сначала фактически стал хозяином денежной и кредитной системы Франции, а затем... потерпел крах, разорив попутно и финансы страны. Но его идеи банковского регулирования экономики не потеряли своей актуальности до настоящего времени.
В 1776 г. вышла в свет книга «Богатство народов» шотландца Адама Смита (1723-1790) - вершина классической политэкономии. Автор считал действие своекорыстного интереса людей и стихийных законов экономического развития естественным порядком человеческого общества. Для его поддержания необходимы: мобильность рабочей силы, свобода торговли землей, отмена правительственной регламентации промышленности и торговли. К необходимости государственного регулирования экономикой теоретики и политики вернулись к концу XIX в. А. Смит обосновал трудовую теорию стоимости, показал связь экономики и существования классов. Человек, по Смиту, представляет собой «экономическую особь», живущую благодаря труду и обмену товаров.
Школа утилитаристов, созданная английским философом и экономистом, последователем Смита И. Бентамом (1748-1832), стремилась доказать, что свободное предпринимательство привело бы к счастью большинство людей при условии устранения некоторых злоупотреблений. Пессимистически оценивал ситуацию экономист и священник Т. Мальтус (1766-1834), сформулировавший закон убывающего плодородия, в соответствии с которым население Земли растет быстрее, нежели количество продуктов питания. Поэтому большинство людей обречено на вымирание вследствие голода, войн и эпидемий. Друг Мальтуса, крупный банкир Д. Рикардо (1772-1823) на основе идей А. Смита развил учение о ренте, прибыли, заработной плате и т. д.