И становление сословной монархии в Западной Европе

В период раннего Средневековья экономика достигла высокого уровня. Окончательное складывание феодальной вотчины с ее домениальным хозяйством и крестьянскими наделами, четкой организацией землепользования, которую устанавливала община, способствовало интенсификации производства. Она была обусловлена и высоким уровнем эксплуатации крестьян – вилланов, находившихся в поземельной и судебной зависимости, и сервов, которые помимо этого были и лично несвободными. «Образцовыми» хозяйствами в X–XI вв. были монастырские вотчины, поскольку монахи опирались не только на богатый опыт местного населения, но и на античные трактаты по агрикультуре.

Прогресс в земледелии достигался за счет распространения железного плуга, изобретения хомута и подков, использования упряжки «цугом». Повсюду внедрялись двухполье и трехполье, шире применялись удобрения. Большое распространение получило выращивание технических и масличных культур, огородничество и садоводство; виноградарство продвинулось на север Европы благодаря потеплению климата.

В XI–XIII вв. шла активная внутренняя колонизация, возникали все новые городские и сельские поселения, вырубались леса, осушались болота, интенсивно осваивались полезные ископаемые – руда и уголь, а также камень и торф.

Успешное развитие ремесел и возникновение городов создали условия для втягивания сельской округи в товарный обмен. Постепенное превращение массы крестьян в товаропроизводителей, вывозивших сельскохозяйственную продукцию на рынок, привело к преодолению хозяйственной замкнутости деревни, что сказалось на положении сеньоров и статусе крестьянства. В рамках развитого Средневековья явственно выделяются два этапа хозяйственной эволюции деревни: XI–XIII вв. и кон. XIII–XIV вв.

Для первого этапа характерны демографический подъем и всеобщее оживление хозяйственной активности, успехи внутренней колонизации и рост городов. Все это привело к постепенному переходу от отработочной ренты к ее натуральной и даже денежной форме. Феодалы, испытывавшие большую потребность в деньгах, стали повсеместно проводить коммутацию ренты – сведение ренты и всех крестьянских платежей и повинностей к их денежному эквиваленту. В этом случае крестьяне получали возможность выкупиться из личной зависимости. К XIII в. был практически ликвидирован серваж в Италии, Франции, Германии, Испании. В Англии этот процесс носил более сложный характер: там имела место ранняя коммутация ренты в XI–XII вв., но уже с середины XII в. произошел откат к барщинному хозяйству, причиной которого было именно развитие рыночных отношений. Поскольку Англия была поставщиком зерна и шерсти на европейские рынки, местные вотчинники предпочитали сами получать прибыли от торговли и стали расширять домениальное хозяйство, возвращая крестьян в личную зависимость.

Помимо личного освобождения процесс коммутации нес крестьянам и дополнительные тяготы. Нередко освобождение происходило без земли, которую крестьянин был вынужден арендовать у сеньора на менее выгодных для себя условиях, чем прежде. При денежном пересчете крестьянских повинностей сеньоры завышали размеры ренты. На крестьянина перекладывались все тяготы доставки продуктов на рынок и риск, связанный с торговлей, в то время как сеньор в любом случае взимал с него установленную ренту. Поэтому возможности накопления в крестьянской среде были невелики, хозяйство оставалось неустойчивым и легко разорялось. Тем не менее в деревне шло медленное расслоение, шире применялся наемный труд обедневших крестьян.

На втором этапе (XIII–XV вв.) ситуация резко изменилась. Начался период демографического спада, вызванного многочисленными войнами и страшной эпидемией чумы – Черной смерти, прокатившейся по всей Европе, которые привели к запустению и обезлюдению сельской местности. Рабочих рук не хватало; цены на свободный наемный труд постоянно возрастали, крупное вотчинное хозяйство охватила депрессия. В этих условиях наступила феодальная реакция во всем западноевропейском регионе: крестьян возвращали в личную зависимость и на барщину в Германии, Италии, Франции. В Испании ухудшилось положение свободных крестьян, распространились «дурные обычаи», которыми стали пользоваться феодалы, в частности – право первой ночи. В Англии же и без того преобладала барщинная система. Европейские государи выступали на стороне крупных феодалов, принимая «рабочее законодательство», искусственно ограничивающее размеры заработной платы, которую мог запросить крестьянин-поденщик за свой труд. Сеньориальный нажим, рост государственных налогов, превращающихся в XIII–XIV вв. в регулярные, совпали с голодными годами и войнами, в частности со Столетней войной, неблагоприятно отразившейся на экономике Франции, Англии, Фландрии.

Ухудшение положения вызвало всплеск крестьянского протеста. XIV век – время активизации так называемого социального бандитизма (Робин Гуд в Англии), тайных крестьянских союзов (общество «Башмака» в Германии), крупных восстаний и массовых крестьянских войн. Самыми значительными из них были Жакерия во Франции (1358) и восстание под руководством Уота Тайлера в Англии (1381). Целью крестьян было отстаивание своих владельческих прав на землю, снижение ренты и освобождение от личной зависимости. Нередко эти выступления принимали характер народных ересей, в них звучало требование социального переустройства мира на началах справедливости, братской любви, упразднения сословий. В крестьянские движения нередко вовлекались и другие сословия – небогатые рыцари, горожане, священники, привносившие в них элемент организации и более широкие политические требования. Тем не менее большинство как чисто крестьянских, так и многосословных движений потерпело поражение.

К концу XV в. аграрной экономике удалось выйти из кризиса, но он был преодолен не за счет возрождения крупного барщинного хозяйства, а благодаря переносу центра тяжести в крестьянское хозяйство, а также в мелкие вотчины предприимчивого «нового дворянства».

Период децентрализации и феодальной раздробленности завершился уже в XII в., когда в государствах Западной Европы вновь усилились центростремительные тенденции. Потребность в более сильной королевской власти ощущало мелкое и среднее дворянство, она была продиктована как политическими причинами (злоупотреблениями со стороны крупных сеньоров и нарушением прав рыцарей), так и экономическими условиями. В XI–XIII вв. при переходе к денежной ренте росла заинтересованность вотчинников в повышении доходов, однако прямой нажим на крестьян был чреват социальным взрывом; сильное государство было призвано гарантировать безопасность землевладельцев. С другой стороны, увеличение доходов могло быть достигнуто за счет перераспределения централизованной ренты, собираемой государством в виде налогов, которые обращались короной на поддержание дворянства.

Сторонниками централизаторской политики были города, чьей торгово-экономической деятельности препятствовали границы многочисленных феодальных владений, взимавшиеся на них пошлины, отсутствие единой монеты. В то же время города и монархи были естественными политическими союзниками в борьбе против крупных сеньоров.

Наряду с собиранием земель и централизацией в XII–XIII вв. в Западной Европе шел процесс складывания новых форм государственной власти: формирование стройной системы центрального и местного управления, судов, аппарат которых становился все более разветвленным и профессиональным; возникновение регулярного налогообложения.

Усложнение социальной структуры, больший динамизм общества, его политической и экономической жизни, привели к новому соотношению сил между монархией и подданными, породившему органы сословного представительства. В ряде случаев они были нацелены на ограничение произвола королевской власти, но в целом выступали в союзе с ней и придали монархии новое качество: в своей политике государи теперь могли опереться на поддержку ведущих сословных групп общества. Налогообложение, проводимое с их согласия, открывало перед государством новые финансовые возможности. Таким образом, сословная монархия была наиболее эффективной для своего времени системой управления.

Во Франции процесс «собирания земель» и централизации начался в XII в. Историческая миссия объединения Франции выпала на долю династии Капетингов. Политическая карта Франции оставалась весьма пестрой: королевский домен включал территории, прилегающие к Парижу, множество политических образований были совершенно самостоятельны: герцогства Бургундия, Аквитания, Гасконь, графства Фландрия, Тулузское, Овернь. Здесь располагались владения, с XII в. принадлежавшие английской короне, – Нормандия, Мэн, Турень, Пуату, Анжу, Аквитания, которые во много раз превосходили по размерам домен Капетингов. Южные области числились в составе королевства лишь номинально, там правили местные династии. Кроме того, согласно феодальным обычаям Франции здесь действовал принцип «вассал моего вассала – не мой вассал», усиливавший независимость дворянства от короны. Ситуация осложнялась наличием двух этнических элементов – северофранцузской и провансальской народностей, говоривших на разных диалектах.

Тем не менее в XII–XIII вв. здесь сложились, благодаря экономическим процессам и позиции городов, предпосылки для централизации. Ее начал Людовик VI (1108–1137), ликвидировавший замки феодальных магнатов на территории королевского домена; эту политику продолжил Людовик VII (1137–1180). В XII в. французским королям пришлось бороться с семейством Плантагенетов, графов Анжуйских, ставших королями Англии. Больших успехов в этой борьбе добился Филипп II Август (1180–1223), завоевавший Нормандию и аннексировавший почти все владения английского короля Иоанна, прозванного за это Безземельным. Однако до окончательной победы было еще далеко.

При Филиппе II были заложены основы новой эффективной системы управления, возник центральный Королевский Совет и органы местной администрации, во главе округов были поставлены королевские прево, над ними – бальи; недавно присоединенными территориями управляли сенешали.

В начале XIII в. Северная Франция присоединила богатый южный Лангедок, благодаря чему получила выход к Средиземному морю. (Поводом для войны против юга стало распространение там ереси «альбигойцев». Французский король с согласия папы организовал крестовый поход, истребив массу местного населения.)

Реформирование государственной системы продолжил Людовик IX Святой (1226–1270), укрепивший систему королевских судов: он запретил поединки на территории своего домена, тяжбы между феодалами переносились в королевский суд, куда можно было подать апелляцию на решение любой сеньориальной курии. Чтобы пресечь феодальную анархию и частные войны, Людовик IX ввел правило «40 дней короля», в течение которых любой феодал, получивший вызов от соперника, мог обратиться к королю, чтобы разрешить конфликт мирным путем. Он также учредил единую монету в своих землях.

После присоединения графства Шампань объектом экспансии Капетингов стала Фландрия, которую безуспешно пытался покорить Филипп IV Красивый. Война потребовала больших расходов, и ему пришлось обратиться за финансовой поддержкой к сословиям государства. Эта традиция закрепилась, и в XIV в. во Франции возник периодически созываемый монархами сословно-представительный орган – Генеральные штаты, состоявшие из трех палат, где раздельно заседали представители дворянства, духовенства и бюргерства. Функция Генеральных штатов в основном сводилась к вотированию налогов.

В середине XIV в. успешный процесс централизации был прерван Столетней войной с Англией (1337–1453). В 1328 г. царствующая линия Капетингов пресеклась, на престол взошел представитель ее боковой ветви – Филипп VI Валуа. Однако встречные претензии на корону выдвинул английский король Эдуард III. На первом этапе войны удача сопутствовала англичанам: французы были разбиты в битвах при Креси (1346) и Пуатье (1356), а король Франции Иоанн Добрый попал в плен. В 60-х годах XIV века французы сумели оттеснить англичан к морю, и это положение сохранялось около 30 лет. Военные действия возобновились в 1415 г., когда армия английского короля Генриха V нанесла французам сокрушительное поражение при Азенкуре. В битве отличились английские йомены-лучники, вооруженные длинными луками, стрелы которых могли пробить доспех. Франция, которой правил душевнобольной Карл VI, погрязла в политических раздорах. Его жена Изабелла Баварская заключила с врагом договор, согласно которому сын Генриха V получал в жены французскую принцессу, два королевства объединялись, а регентом становился Генрих V. Однако внезапная смерть последнего и Карла VI изменила ситуацию. Сын короля Франции дофин Карл объявил себя государем, и война возобновилась.

Успехи французов на этом этапе были связаны с именем народной героини Жанны д'Арк, девушки из селения Домреми, которая считала, что ей предназначено свыше спасти Францию и возвести дофина на престол. Она отличилась при осаде Орлеана и стала вдохновительницей широкого освободительного движения, которое привело к изгнанию англичан. Карл VII короновался в Реймсе, государственная независимость Франции была восстановлена. Однако судьба ее героини сложилась трагически: она попала в плен и, не получив поддержки от своего короля, предстала перед судом по обвинению в ереси и была сожжена.

Оттеснив англичан, у которых на континенте остался только порт Кале, французские короли продолжили централизаторскую деятельность. Людовик XI присоединил Пикардию, Анжу, Мэн, Прованс, Бургундию. Его сын благодаря браку приобрел Бретань.

Таким образом, «собирание» французских земель было завершено и страна оформилась почти в ее современных границах (вне их до XIX в. оставались Лотарингия, Франш-Конте, Руссильон и Савойя). В XIV–XV вв. здесь началось формирование единого французского языка на основе парижского диалекта, стали постепенно стираться различия между населявшими страну народностями. К началу XVI века Франция была крупнейшим из государств Западной Европы.

Специфика политического развития Англии в XI–XII вв. состояла в том, что здесь сильная королевская власть сложилась в то время, когда континентальная Европа еще была погружена в пучину феодальной анархии. Это произошло благодаря завоеванию англосаксонской Англии герцогом Нормандии Вильгельмом, прозванным Завоевателем. В 1066 г. он разбил войско англосаксонского короля Гаральда в битве при Гастингсе и короновался как Вильгельм I. Покольку нормандцы составляли меньшинство в покоренной враждебной стране, это потребовало их политической консолидации. Все бароны и рыцари принесли вассальную присягу Вильгельму, таким образом, принцип «вассал моего вассала – не мой вассал» не действовал в Англии. При королях нормандской династии, в особенности при Генрихе I (1100–1135), королевская власть упрочилась: возник Королевский Совет и финансовое ведомство – Палата Шахматной Доски, была создана система разъездных королевских судов.

В XII в. благодаря союзу дочери Генриха I и графа Анжуйского английский престол перешел в руки Анжуйской династии (или Плантагенетов), и Англия стала ядром обширной державы, раскинувшейся как на острове, так и на континенте. Административную унификацию и укрепление государства продолжил Генрих II Плантагенет (1154–1189), который провел важную военную реформу: перестал созывать феодальное ополчение, но ввел налог – «щитовые деньги», на которые вооружал отряды свободных крестьян-йоменов. Он ограничил юрисдикцию феодальных сеньоров и попытался сделать то же с церковными судами, но конфликт с архиепископом Томасом Бекетом заставил короля отступить, хотя он и сумел расправиться со своим политическим противником, организовав его убийство.

Наступление королевской власти на магнатов, финансовый нажим и злоупотребления чиновников короны вызвали недовольство не только феодальной аристократии, но и рыцарства, к которому примкнули горожане. В начале XIII в. сложилась широкая оппозиция королю Иоанну Безземельному (1199–1216) и началась гражданская война. В 1215 г. под давлением баронов король подписал Великую хартию вольностей – документ, который считается краеугольным камнем западноевропейской демократии. В конкретно-исторических обстоятельствах его содержание было по сути реакционным, декларируя всевластие магнатов, которые вводили для себя суд пэров – равных, учреждали совет, контролировавший политику короля, и закрепляли за собой право объявлять монарху войну. Однако, взятая в абстрактно-теоретическом аспекте, Великая хартия вольностей действительно содержала формулировку важных юридических принципов, которые легли в основу современного понимания свобод и прав личности. В частности, в ней констатировалось, что ни один человек не должен быть арестован или лишен собственности без приговора суда его равных, вынесенного на основании законов страны.

В условиях конфликта общества с монархией здесь сложилось и сословное представительство, что определило специфику английского парламента. Впервые это представительное собрание было созвано не королем, а оппозицией, у которой позднее монархи перехватили инициативу и стали собирать парламенты регулярно, чтобы получить согласие сословий на сбор налогов. Таким образом, здесь утвердился принцип – «то, что касается всех, должно быть одобрено всеми».

Английский парламент состоял из двух палат – палаты лордов, куда король призывал личными письмами светских и духовных сеньоров, и палаты общин, формировавшейся путем выборов. В ней заседали по два рыцаря и по два горожанина от каждого графства. Близость экономических интересов сословий, представленных в нижней палате, способствовала и их политическому сближению. Английский парламент XIII–XIV вв. был весьма активен в законотворчестве, выступал инициатором принятия законов, регулирующих производство, торговлю, судостроение и т. д. Именно практика английского парламента, старейшего в Европе, стала основой современного парламентаризма: здесь сложились форма билля – законопроекта, порядок слушаний и выступлений в прениях, внутренняя дисциплина, а также принцип неприкосновенности депутата во время сессии.

Облик сословных монархий, сложившихся на Пиренейском полуострове, как и все аспекты жизни его населения, определялся Реконкистой. В XII–XIII вв. наиболее устойчивыми политическими образованиями на освобожденных от мавров землях были Кастилия, Арагон и Португалия, в которых формировалась сословно-представительная монархия. Особенностью пиренейских государств этого времени была большая самостоятельность городов, игравших важную роль в Реконкисте, обладавших многочисленными вольностями, а также относительно высокий статус крестьянства. Это привело к тому, что в Кастилии в кортесах – органе сословного представительства – наряду с духовенством, дворянством и городами заседали представители крестьянских общин. Большим политическим весом в пиренейских странах пользовались католическое духовенство, могущественные духовно-рыцарские ордена, аристократия – гранды и служилое дворянство – идальгос, причем интересы этих групп не всегда совпадали, что отразилось на структуре представительных органов: в арагонских кортесах представители знати заседали отдельно не только от городов и духовенства, но и от мелкого и среднего дворянства.

В отличие от крупных централизованных монархий, формировавшихся в XIII–XIV вв. в Англии, во Франции и на Пиренеях, в Германии и Италии возобладали центробежные тенденции, здесь возникла модель полицентричного государства: процесс централизации шел в пределах небольших территориальных княжеств. В Германии их насчитывалось более ста, центральная власть утратила авторитет, она даже не была наследственной, и императора выбирали крупные духовные и светские феодалы. Князья пользовались широкими привилегиями: правом суда, чеканки монеты, собственным рыночным правом. Большинство немецких городов, за исключением богатейших северных торговых центров, объединенных в Ганзейский союз, находились в подчинении князей. Окончательное законодательное оформление всевластие последних получило в «Золотой булле» императора Карла IV (1347–1378), даровавшей им широкую юрисдикцию, право вести частные войны, в то время как городам запрещалось заключать политические союзы между собой. Булла зафиксировала принцип выборности императора курфюрстами – наиболее могущественными князьями империи.

В империи возникли органы сословного представительства – рейхстаги, общегерманские съезды представителей всех земель, а также ландтаги – представительные органы в масштабах княжества. Однако их реальная роль в политической жизни и законотворчестве была невелика. Общего законодательства, единой судебной и финансовой системы здесь не сложилось.

Полицентричность была присуща и Италии, где сосуществовало множество различных форм государственности. Юг Апеннинского полуострова входил в состав Сицилийского королевства норманнов. В Средней Италии доминировала Папская область – светское государство пап, на Севере и в Центральной Италии существовало также множество независимых городов-коммун и городов-государств с республиканской формой управления, крупнейшими среди них были Флоренция и купеческие республики Генуя и Венеция. Однако в XIV–XV вв. целый ряд их был поглощен более могущественными соседями. В XV столетии происходит существенная эволюция внутригородского строя итальянских республик, в которых устанавливается режим единоличного правления – синьория.

Важной составляющей политической ситуации в Западной Европе были сложные взаимоотношения церкви и светских властей. Если в начале XI в. духовенству приходилось отстаивать свою независимость от вторжения светских сеньоров в дела церкви и бороться с ее обмирщением, то к середине этого столетия в понтификат Льва IX (1049–1054), создателя новой папской канцелярии – курии, произошел перелом. Большую роль в борьбе со светским влиянием, коррупцией и симонией (продажей церковных должностей) сыграло клюнийское движение. Его представители считали, что право инвеституры – введения в должность в церкви – должно принадлежать исключительно ее иерархам. Это касалось и пап, которые в предшествующие столетия часто были креатурами германских императоров. В XI в. установился принцип выборности папы исключительно коллегией кардиналов.

Видным деятелем клюнийского движения был папа Григорий VII (1073–1085), который вступил в острый конфликт по поводу инвеституры духовенства с германским императором Генрихом IV, настаивавшим на своем праве первым вводить в должность епископов. Полемика переросла в открытую войну. Неудачи в ней заставили Генриха IV униженно просить папу о прощении, в 1077 г. он совершил хождение в Каноссу, где остановился Григорий VII, и три дня простоял на коленях, ожидая приема и подвергаясь публичному унижению. Однако на этом борьба не закончилась. Лишь в XII в. был достигнут компромисс – Вормский конкордат, по которому в Италии епископов назначали без участия императора, а в Германии избрание прелатов осуществлялось духовенством в присутствии императора, который инвестировал их, вручая скипетр – символ мирской власти, а после этого следовала духовная инвеститура со стороны папы, присылавшего им кольцо и посох, символизировавшие духовный авторитет. Сходный принцип утвердился во Франции и Англии.

Начиная с XI в. римская церковь разрабатывала доктрину папской теократии – вселенской власти. Григорий VII внес свой вклад в ее обоснование, декларировав, что римский первосвященник может смещать светских государей. Идея папской теократии окончательно утвердилась при Иннокентии III (1198–1216), провозгласившем папу наместником Христа, которому должны служить все светские правители. Он сумел добиться вассальной присяги от королей Швеции, Дании и Португалии, но встретил отпор у германского императора и короля Англии, вступившего с ним в войну.

В XII–XIII вв. папство находилось в зените своего могущества, его авторитет укрепился на начальном этапе крестоносного движения; римские понтифики выступали арбитрами в международных делах, большинство государств посылало в Рим особую подать – «денарий Св. Петра», в то время как монархи не облагали церковные земли в своих странах налогами. В борьбе с непокорными светскими владыками папы использовали отлучение от церкви и интердикт (запрет на отправление таинств по всей стране). К XIII в. оформился догмат о непогрешимости пап в вопросах веры и о праве даровать отпущение грехов, исходя из того, что церковь является хранительницей благодати и первосвященники могут распоряжаться ею.

Однако в конце XIII–XIV вв. универсалистские теократические притязания пап вступили в противоречие с национальными интересами поднимающихся централизованных государств и их монархов. Это ярко проявилось в противостоянии папы Бонифация VIII и короля Франции Филиппа IV Красивого, который обложил налогом свое духовенство. Понтифик и король обменялись гневными посланиями, папа отлучил Филиппа от церкви, а тот послал в Италию отряд во главе со своим советником Г. Ногаре, который захватил резиденцию папы в Ананьи. Бонифаций, воссев на престоле, начал хулить Францию и ее короля, за что получил от Ногаре, одетого в доспехи, «железную пощечину» и вскоре скончался. Усилиями Филиппа IV и его сторонников в курии папой был избран француз, и начался долгий период, в течение которого папы находились под фактическим контролем французской монархии. В 1309 г. даже их резиденция была перенесена из Рима в Авиньон. Так называемое Авиньонское пленение пап продлилось в течение 70 лет, до 1378 г., и знаменовало глубокий упадок авторитета папства.

Другим ударом, нанесенным церкви светскими властями, стало уничтожение ордена тамплиеров, перенесшего после завершения крестовых походов свою организацию в Европу. Орден владел обширными землями, дававшими большой доход, занимался ростовщичеством и выступал кредитором королей. Наступление на тамплиеров началось во Франции, где против них инспирировали судебный процесс, обвинив в ереси, чернокнижии и прочих грехах; предводители ордена были сожжены, а его имущество конфисковано короной. Пример Франции вызвал цепную реакцию в Англии, Италии, Испании и Германии.

Падению престижа папства способствовали внутренние распри и борьба различных претендентов на тиару – «великая схизма» (1378–1417), когда сразу три папы, поддерживаемые разными партиями, доказывали законность своих прав.

Симптомом кризиса стало и возникновение соборного движения. Значительная часть духовенства в XIV–XV вв. отвергала тезис о непогрешимости папы и не считала его безусловным и единственным главой христиан, выступая за верховенство коллегиального органа – собора представителей национальных церквей.

В XV в. начали распространяться идеи, предвосхищавшие Реформацию XVI столетия. Ранние реформаторы – Ян Гус в Чехии и Дж. Уиклиф в Англии – обосновывали примат светской власти над духовной, отрицали единоспасающую роль церкви, пересматривали теорию таинств. Свою лепту в развенчание папства внесли гуманисты с их критикой подложности «Константинова дара», а также порицанием нравов курии.

Итогом политического развития в период классического Средневековья стала победа объединительных централизаторских тенденций над феодальным сепаратизмом; перевес экономических, национальных, государственных интересов над универсалистскими.

Наши рекомендации