Композиция учебно-научной работы

Традиционно исследовательская работа имеет следующую композицию:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть, разделённая на главы (разделы), и, при необходимости, на параграфы (подразделы).

5. Заключение.

6. Библиографический список.

7. Приложение, вспомогательные указатели.

Следует учесть, что основной, содержательный материал должен быть чётко структурирован и распределён по главам и параграфам. Объём введения и заключения составляет 3–5 страниц; главы (разделы) и параграфы (подразделы) основной части распределяются по объёму равномерно.

Во введенииобосновываются актуальность темы, цель и задачи работы. Задачи указываются обычно в форме перечисления с использованием глаголов изучить, описать, установить, выявить и т.п. Во введении определяются объект и предмет исследования, а также указываются методы исследования и делается обзор литературы по выбранной теме. Чаще всего они соотносятся с формулировкой темы исследования.

Например:

1. Тема: “Мотивация инновационной деятельности государственных служащих”.

Актуальность темы определяется необходимостью эффективного управления развитием аппарата государственной службы в условиях его реформирования. Новизна работы состоит в комплексном изучении теоретических основ мотивирования и инновационной деятельности в аспекте их возможного применения для решения проблем государственной службы с учётом использования практических наработок негосударственного сектора по созданию эффективных мотивационных систем в организациях.

Практической значимостью работы является разработка предложений по формированию эффективной мотивационной системы инновационной деятельности государственных служащих.

Объект исследования – инновационная деятельность государственных служащих

Предмет исследования – система мотивационных мероприятий для управления развитием государственной службы.

Цель работы состоит в исследовании сущности мотивации как исторической и практической психологической категории с позиций её применения в инновационной деятельности государственных служащих для совершенствования ценностно-мотивационного смысла профессиональной деятельности.

Задачи: провести анализ теорий мотивации и содержания процесса мотивации; изучить методологию создания эффективной мотивационной системы как составного элемента инновационной деятельности; описать государственную службу с позиций инновационной готовности и состояния мотивационно-ценностных установок на примере Министерства здравоохранения Республики Коми; разработать систему инновационного мотивирования государственных служащих; дать анализ нормативному обеспечению стимулирования государственных служащих; предложить ряд мероприятий для эффективного использования мотиваций в инновационной деятельности.

2. Тема: “Правовые аспекты индивидуального (персонифицированного) учёта в пенсионном обеспечении”.

Актуальность темы обусловлена необходимостью проведения очередного радикального реформирования пенсионной системы с целью наиболее полного её приближения к условиям рыночной экономики.

Практическая значимость работы продиктована необходимостью создания модели социального страхования, которая позволит оптимально сочетать принципы ответственности и солидарности, что, в свою очередь, обусловлено реализацией с января 2002 г. пенсионной реформы и требованием в связи с этим урегулировать правовую базу её осуществления.

Объект исследования – правоотношения, регулирующие индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования.

Предмет исследования – правовые проблемы внедрения и реализации индивидуального (персонифицированного) учёта.

Цель работы состоит в разработке предложений по совершенствованию законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте.

Задачи работы: выявить проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается система пенсионного обеспечения; изучить состояние нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию пенсионной реформы; оценить роль и значение персонифицированного учёта в реформировании системы пенсионного обеспечения; выявить проблемы в правовом регулировании индивидуального (персонифицированного) учёта; разработать предложения по изменению и дополнению законодательства, обеспечивающего реализацию персонифицированного учёта.

В основной части раскрывается содержание работы в форме подробного описания методики и техники исследования, обобщаются его результаты.

Изложение материала должно быть логичным и аргументированным. Положения, несущие неосновную информацию и выполняющие вспомогательную функцию, должны быть вынесены в приложения, комментарии, примечания.

Заключение – важная “кульминационная” часть работы. В нём должны быть сосредоточены все итоги исследования в чётких формулировках, последовательном изложении. Безусловно, выводы заключения должны быть полностью соотнесены с целью и задачами работы, заявленными во введении. Прикладной характер исследования определяется именно заключением, где сконцентрированы выводы, рекомендации, предлагаемые для внедрения в практику. Выводы заключения базируются на выводах к главам (разделам).

Последовательность изложения итогов, как правило, определяется степенью их значимости: от более значимых (более обобщенных) к менее значимым. Нередко в заключении указывается на необходимость продолжения исследования. Таким образом, в заключении следует уходить от простого перечня результатов исследования и сконцентрировать внимание на том новом, что внесено автором работы заявленной проблемы.

2.2. Языковое оформление работы

Безусловно, каждое исследование индивидуально, индивидуальны и его язык, и стиль. Однако столь же безусловны и требования к соблюдению норм письменной научной речи при оформлении исследовательской работы.

Напомним, что для научного текста характерны: формально-логический способ изложения материала, смысловая законченность, целостность и связность. Для научного текста не характерны эмоциональные языковые элементы, поскольку они не несут функциональной нагрузки.

Особое место занимает обязательное использование терминологической лексики, способствующей чёткому описанию научных фактов и явлений. К термину следует обращаться взвешенно, поскольку он выражает сущность определённого явления. Кроме того, следует использовать лишь ту терминологию, которая относится к данной научной дисциплине и функционально оправдана областью исследования. Безусловно, не допускается подмена терминов лексикой профессионального арго (т.е. специфической, социально ограниченной, употребляемой только представителями определённой профессии).

Особое место в работе над рукописью занимает правка текста, которая является завершающим этапом работы над текстом. Процедуры правки текста изучаются в том же спецкурсе. Напомним, однако, что правка научного текста – это комплексный процесс, включающий оценку логических качеств текста и соответствие его структуры цели и задачам исследования, работу над стилевой однородностью языковых средств и устранение стилистико-речевых ошибок.

Наши рекомендации