Основные этапы научного исследования

1.1. Определение темы

Тематика работ предлагается соответствующей кафедрой с учётом выбора студента и по согласованию с научным руководителем. Утверждение тем рефератов, курсовых и дипломных работ проходит на заседании кафедры.

Выбору темы предшествует предварительное ознакомление с литературой с целью определения степени её изученности и выявления круга вопросов (проблем), требующих разрешения.

Тема не должна быть широкой, поскольку в этом случае она может быть раскрыта поверхностно; в свою очередь, узкая тема, как правило, прорабатывается глубоко и детально.

Актуальность темы определяется степенью её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы. При выборе темы дипломной работы следует убедиться в том, что ранее подобные работы не выполнялись. Актуальность темы может быть обусловлена не только личной заинтересованностью студента, но и соответствующими требованиями региона (государственным заказом) в разрешении определённых научно-практических проблем.

Практическая значимость выбора темы зависит от характера конкретного исследования. Как правило, дипломные работы выпускников академии носят сугубо прикладной характер, следовательно, их практическая значимость может проявляться в следующих формах:

- обоснование предложений по использованию научных разработок в практической деятельности предприятий;

- обоснование предложений по совершенствованию законодательства в Республике Коми;

- экономическое обоснование мероприятий по внедрению научных разработок в различных областях науки и практики и т.д.

1.2. Определение цели и задач исследования

Цель определяет стратегию исследования, в определённом смысле “планирует” его итог. Задачи исследования определяют его тактику, поэтому должны быть сформулированы весьма тщательно и детально. Описание решения поставленных задач составляет основу работы и способствует лучшей проработке её структуры. Именно из формулировок задач предпринимаемого исследования рождаются заголовки разделов и подразделов.

1.3. Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования определяется как процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования охватывает все то, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения. Иными словами, один и тот же объект может стать предметом исследования разных научных дисциплин; исследованию может быть подвергнута лишь одна из многих частей объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.

Все перечисленные этапы могут быть оценены как подготовительные к собственно исследовательской части работы. Очевидно, что они определяют методологические основы исследования и в значительной степени обеспечивают результат всей работы.

Итогом этих этапов становится составление плана проведения исследования и, наконец, собственно исследовательская работа.

Определение цели, задач, объекта и предмета исследования обязательно для реферата, курсовой работы и курсового проекта.

Методы исследования

Каждому самостоятельному исследованию присуще своеобразие научных методов. Под научным методом понимают общепринятое представление о методе как о системе правил, норм, применяемых в исследовании для решения задач, проблемы.

Разнообразие методов научного познания условно можно подразделить на четыре уровня:

1. Эмпирический: наблюдение, сравнение, счёт, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты и др.

2. Экспериментально-теоретический: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция моделирование, гипотетический, исторический, логический методы и пр.

3. Теоретический: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ, синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и др.

4. Метатеоретический: диалектический метод и метод системного анализа.

1.5. Некоторые рекомендации по работе с литературой, посвящённой теме исследования

Прежде всего, изучение литературы по выбранной теме следует начинать с общих работ, чтобы получить более полное представление об интересующем круге вопросов, и лишь затем начинать поиск нового материала. Изучение литературы требует тщательности в отборе только той информации, которая имеет непосредственное отношение к заявленной теме. Извлекать следует научные факты, характеризуемые новизной, точностью, объективностью и достоверностью. Нужно не забывать и следующее: подход к извлекаемым из литературных источников фактам должен быть критическим с учётом последних достижений. Следует внимательно относиться к выпискам: они должны быть точными, снабжены всеми выходными данными. Чем тщательнее проведена эта работа, тем проще будет ещё раз возвратиться к нужному изданию для дополнительной информации и меньше будет затрачено времени на оформление окончательного письменного варианта работы.

Отдельно остановимся на цитировании. Цитаты являются обязательным компонентом работы и служат своего рода строительным материалом для логического построения доказательств, их подтверждения. Объём цитат, однако, должен быть оптимальным. Следует весьма осторожно относиться к цитированию, особенно в форме пересказа первоисточника (косвенное цитирование), при этом необходимо избегать возможного искажения смысла.

Цитирование по цитате, как правило, запрещается. В качестве исключения оно допустимо, если первоисточник недоступен или его поиск крайне затруднен. Следует соблюдать условия смысловой точности цитирования: 1) цитирование логически законченного фрагмента текста, т.е. с полнотой, которая гарантировала бы неизменность передачи смысла в источнике и цитате (без произвольного обрыва цитируемого текста, без выдергивания слов и фраз из контекста источника, когда и то, и другое ведёт к изменению смысла или оттенка смысла источника); 2) отбрасывание ради экономии места не нужных для целей цитирования слов цитаты только в случае, когда это не влияет на её смысл. Подробно правила цитирования изучаются в курсе “Русский язык и культура речи”, а также приводятся в разделе 2.3.2 данных методических указаний.

Итак, собственно исследование концентрируется на привлечённом фактическом материале: требуется его тщательно проанализировать и обобщить, затем привести в систему и, при необходимости, классифицировать.

1.6. Письменное оформление учебно-научной работы

Данный этап исследования, безусловно, наиболее ответственен, поскольку работа может быть допущена к защите только в том случае, если она тщательно проработана на уровне содержания, материал чётко структурирован, изложен в соответствии с нормами русского литературного языка, снабжён необходимым справочно-библиографическим аппаратом и, наконец, технически правильно оформлен. Безусловно, оформлению окончательного варианта работы предшествует написание её чернового варианта и его тщательная проработка с научным руководителем.

1.7. Обсуждение (защита) учебно-научной работы

Завершающий этап работы. Умение “защитить” работу оказывает существенное влияние на её оценку. Обсуждение, как правило, предваряется “защитным словом”, выстраиваемым по следующей схеме:

- обоснование актуальности и практической значимости темы для дипломной работы;

- обозначение целей, задач, объекта, предмета и методов исследования, структуры работы;

- краткая характеристика основной (исследовательской) части работы;

- чётко сформулированные результаты (выводы) исследования.

РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ

Наши рекомендации