Государственной службы зарубежных стран

Всистеме управления персоналом государственной службы за­рубежных стран особое место занимает развитие профессиональ­ного потенциала и компетентности кадров государственного уп­равления. Можно выделить ряд общих для всех стран параметров:

— государственная служба понимается в большинстве стран как профессиональная управленческая деятельность, требующая базового профессионального образования по специальности «Го­сударственное управление» или соответствующего образования по профилю деятельности государственного органа;

— наличие профессионального образования является обяза­тельным условием поступления на государственную службу;

1 См. подробнее: Лобанов В.В. Работа с высшим административным персона­лом в США и других зарубежных странах. М., 2005.

Глава 36. Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах 601

- карьерный рост государственных служащих тесно связан с повышением их профессиональной квалификации;

- подготовка, организация и контроль за соблюдением требо­ваний в области профессионального обучения и содержания об­разовательных программ возложены на органы управления госу­дарственной службой.

В целом можно выделить две основные модели профессиона­льной подготовки государственных служащих - западноевропей­скую и американскую. Подобное разделение связанос исторически­ми особенностями институционального развития государственной службы, статусными характеристиками государственных служащих как особой социально-профессиональной группы, кардинальны­ми различиями в системах подготовки специалистов и повышения профессиональной квалификации.

Основными принципами западноевропейской модели профес­сионального развития государственных служащих являются:

- системность и этапность профессионального обучения (ба­зовая подготовка, профильное образование, курсы переподготов­ки и повышения квалификации);

- непрерывность обучения чиновников;

- универсальность и сбалансированность образовательных программ;

- централизация и преемственность системы профессиональ­ного подготовки;

- блочно-модульный принцип построения учебных программ.

В странах Европы профессиональное развитие государствен­ных служащих тесно связано с принципом пожизненного найма, и постоянное повышение квалификации чиновников является условием их карьерного роста. Подготовка специалистов для го­сударственной службы включает в себя два основных уровня: базо­вое профессиональное образования и повышение квалификации в процессе служебной деятельности. Базовое профессиональное образование дается в рамках единого стандарта МРА- Master of Public Administration - либо на уровне программ по подготовке специалистов государственного управления. Повышение квали­фикации государственных служащих происходит преимущест­венно в государственных специализированных образовательных учреждениях, находящихся в подчинении органов управления го­сударственной службы.

В Германии базовое профессиональное образование соот­ветствует степени бакалавра, осуществляется в течение двух лет, предназначено для изучения широкого круга базовых дисциплин. Его цель — подготовка чиновников низшего звена. Программа обучения ориентирована на знакомство с основными задачами государственной службы, с полномочиями, обеспечивающими выполнение служебных обязанностей. На стадии профильной подготовки (2—3 года) обучающийся получает диплом магистра или диплом о высшем образовании1.

Повышение квалификации государственных служащих про­ходит в государственных институтах повышения квалифика­ции, которые созданы на уровне федерации, земель и общин. На федеральном уровне образовательные учреждения обучают чиновников среднего и высшего уровня (Федеральная академия государственного управления, Академия руководящих кадров Федерального министерства почты и связи, Федеральная акаде­мия военной администрации и военной техники, Федеральная финансовая академия). Образовательные программы в этих обра­зовательных учреждениях носят краткосрочный и среднесрочный характер и ориентированы на требования, предъявляемые к той или иной государственной должности.

Особое внимание уделяется содержанию программ подготов­ки руководящих кадров. Повышение квалификации этой катего­рии служащих, осуществляемое в Федеральной академии государ­ственного управления, ориентировано не столько на получение профессиональных знаний, сколько на расширение и углубление способностей к концептуальному и инновационному мышлению, приобретению знаний в области национального и международно­го развития, обучению методам мотивации и руководства.

Американский (англосаксонский) подход к профессионально­му развитию государственных служащих тесно связан с образо­вательной концепцией в целом и ориентирован на синтез с про­граммами подготовки кадров для частного бизнеса2. Поскольку система государственной службы в этих странах включает в себя два компонента — карьерное развитие и продвижение в порядке внеочередного назначения на высшие должности, профессио­нальное развитие служащих включает в себя подготовку в процес­се должностного роста и специализированное обучение служащих высшей категории.

Доминантой в данной модели является юридическое образо­вание либо образование в области МРА. Основными принципами профессионального развития государственных служащих явля­ются:

— децентрализация;

— взаимосвязь с программами подготовки кадров в сфере биз­неса;

— многоуровневость и ранжированность;

— взаимосвязь с управленческой практикой;

— значительная самостоятельность образовательных учрежде­ний в выборе и содержании программ обучения.

В англосаксонских странах централизованной системы подго­товки кадров для государственной службы не существует. В целом, как и в европейских странах, подготовка кадров включает два ос­новных компонента: получение высшего образования (юридичес­кого, экономического, в области государственного управления, по программам МРА и пр.) и повышение квалификации во время работы в государственной должности.

Так, в Великобритании в рамках программы реформирования государственной службы (80 — 90-е гг.) повышение квалификации и освоение образовательных программ стали основным услови­ем продвижения по службе и присвоения очередного классного чина. При этом субъектами образовательной деятельности высту­пают не только Колледж государственной службы, где обучаются служащие среднего и высшего звена, но и негосударственные уч­реждения, имеющие право вести подготовку по программам МРА. Содержание и структура обучения тесно связаны с потребностя­ми министерств и ведомств, которые разрабатывают программы подготовки кадрового резерва с учетом планов развития самих государственных органов и должностной структуры. Поэтому содержание программ отличается большой гибкостью, вариатив­ностью, позволяет оперативно откликаться на цели и задачи теку­щей деятельности ведомств.

Система подготовки профессиональных кадров в США в большей степени ориентирована на правовые дисциплины, в частности на административное право. Она во многом носит де­централизованный характер, особенно при получении высшего базового образования. Значительную роль в подготовке кадров для государственной службы играют негосударственные учебные заведения, которые готовят бакалавров и магистров в области го­сударственного управления.

В настоящее время подготовка кадров и определение содер­жания образовательных программ возложены на Службу управле­ния персоналом при Администрации Президента США. При этом важнейшими функциями Службы являются:

- планирование, развитие и координация обучения кадров;

- оказание содействия министерствам и ведомствам в состав­лении образовательных программ;

- организация обучения на межведомственной основе;

- организация специальных курсов для подготовки кадрового резерва, в том числе для Службы высших руководителей;

- организация исследований в области подготовки кадров. Система переподготовки кадров относится преимущественно к

тем, кто уже работает в государственных учреждениях. При этом более половины служащих осваивает образовательные програм­мы в рамках внутриведомственного обучения. Специальные от­делы подготовки кадров в министерствах и ведомствах оценивают потребности в обучении кадров, организуют набор кандидатов для участия в программах обучения. В их функции входят также разработка учебных планов, подготовка учебных программ, вы­бор методов обучения и пр.

Существуют различия в профессиональной подготовке и со­держании образовательных программ для членов Службы выс­ших руководителей. Членам Службы высших руководителей рекомендуется иметь план индивидуального развития с четко определенными целями и задачами, а также программы раз­вития профессиональной компетентности. Наиболее распро­странение в настоящее время получили три формы профессио­нального развития: повышение квалификации; ротация кадров; стажировка1.

В США создан специальный общенациональный центр по подготовке работников высшего звена — Федеральный административный институт, являющийся структурой Службы управ­ления персоналом, а его руководитель подчиняется непосред­ственно помощнику директора Службы. За время существования института обучение прошли свыше 16 тыс. человек. В настоящее время Федеральный административный институт предлагает для чиновников высшего уровня два типа программ: «Лидерство в де­мократическом обществе» и «Развитие управленческих навыков». Содержание программ обучения выходит за рамки ведомственных задач и проблем и все в большей степени ориентируется на вклю­чение дисциплин, связанных с формированием инновационных и лидерских качеств, с творческим решением управленческих задач. Таким образом, система профессионального образования в зарубежных странах тесно связана с социальными характеристи­ками государственной службы, зависит от специфики националь­ной образовательной сферы и отражает современные тенденции социального развития общества и государства. Подготовка спе­циалистов для государственной службы включает в себя два ос­новных уровня: базовое профессиональное образования и повы­шение квалификации в процессе служебной деятельности.

Выводы

Служебное продвижение государственных служащих в зару­бежных странах и процедуры замещения вакантных должностей регулируются правовыми актами, которыми определяются ста­тус чиновников, их служебные функции и задачи. В большинстве стран профессиональная деятельность государственных служащих регулируется не трудовым, а публичным правом, в котором наря­ду с общегражданскими правами и обязанностями фиксируется особый социальный статус работников органов государственного управления.

Выделение двух моделей профессионально-должностного раз­вития государственной службы - романо-германской (карьерной) и англосаксонской (должностной) — основывается на специфике правового статуса и профессиональной деятельности служащих. При карьерной организации государственной службы чиновник назначается на должность по принципу «пожизненного найма», по которому государство гарантирует служащему пожизненную занятость. Карьерное продвижение происходит в зависимости от опыта и стажа работы, на основе сдачи профессиональных (квали­фикационных) экзаменов. Должностная система государственной службы основывается на принципе «свободного найма и открытых дверей», что предусматривает заполнение вакантных должностей на всех уровнях не только служащими, имеющими стаж работы, но и теми, кто ранее не работал в системе органов государственного управления. При этом работа в государственных учреждениях при­равнивается к занятию в любой другой сфере профессиональной деятельности.

Общими для многих зарубежных стран являются применение концепции нового государственного менеджмента (в разной сте­пени ее реализации), перераспределение ответственности между уровнями управления, использование в образовательном процес­се технологий бизнес-структур.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные факторы развития системы управления персоналом государственной службы в зарубежных странах.

2. Дайте характеристику основных моделей организации про­фессионально-должностного продвижения государственных слу­жащих.

3. Каковы особенности профессионального развития и повы­шения квалификации государственных служащих в зарубежных странах?

Список литературы

Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных стра­нах. М, 2003.

Лобанов В. В. Работа с высшим административным персоналом в США и других зарубежных странах. М., 2005.

Правовое обеспечение государственной службы в зарубежных странах: Учебное пособие: В трех частях. М., 2005.

Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.

/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.

Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение .............................................. о

Наши рекомендации