Количественный рост корпуса классных чиновников в России
(тыс. человек)
Начало XVIII в. | Середина XVIII в. | Конец XVIII в. | 1850 г. | 1860 г. | . | 1903 г. вместе с канцелярскими служителями |
4,5 | 15-16 |
Количественный рост чиновников требовал усиления организационного и воспитательного воздействия власти на служащих государственного аппарата с целью повышения их должностной деловой результативности. Эти актуальные задачи побуждали правительство постоянно повышать роль органов управления персоналом, совершенствуя структуру, расширяя штаты, уточняя функции и т. д.
В результате Петровских реформ государственного устройства формирование и деятельность корпуса гражданских служащих перешли в ведение Сената как высшего после государя органа судебного надзора и административного управления. В этих целях в Правительствующем Сенате первоначально был учрежден Разрядный стол во главе с И. Ларионовым. В 1722 г. он был преобразован в более крупную по штатам и широкую по функциям Герольдмейстерскую контору, ставшую специальным административным подразделением, посредством которого Правительствующий Сенат осуществлял управление государственной службой. На основании петровской инструкции герольдмейстеру от 5 февраля 1722 г. «Об отправлении дел по его должности» перед этим сенатским органом ставились следующие задачи:
- вести учет «вышних и нижних, прежних и нынешних, военных, гражданских и придворных чинов дворянского сословия всего государства»;
- составлять списки служащих по видам государственной службы, а также отдельные списки по чинам;
- в списках «служилого сословия» иметь указания о том, к какому виду службы эти люди пригодны и в каком виде службы предполагается их использование;
- особо учитывать детей мужского пола из дворянских семей, с характеристикой их возраста, образования и здоровья; организовать на местах школы для их обучения основам грамоты, госу-дарствоведению, экономике, российскому законодательству;
- иметь в Герольдмейстерской конторе сведения из административных органов об освобожденных от должностей и по требованию Сената в любое время представлять кандидатов на вакантные служебные места;
- дледить за тем, чтобы годные к службе дворяне под различными предлогами не пытались уклониться от служебного долга1.
ИМПЕРАТОР
![]() |
КАБИНЕТ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА
ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ
ГЕРОЛЬДМЕЙСТЕРСКАЯ КОНТОРА СЕНАТА
![]() |
Иностранных дел
Военная
Адмиралтейская
Камер
Коллегии Штатс
Президенты Ревизион
коллегий Берг
Мануфактур
Коммерц
Юстиц
Вотчинная
Главный магистрат
ВОЕВОДЫ УЕЗДОВ
(до 1719 г.)
Губернаторы ВОЕВОДЫ
20 губерний и их ПРОВИНЦИЙ ЗЕМСКИЕ
канцелярии (с 1719 г.) КОМИССАРЫ
ДИСТРИКТОВ (до 1719 г.)
Рис. 42. Система управления государственной гражданской службой в России в начале XVIII в.
В лице Герольдмейстерской конторы субъект верховной власти и Правительствующий Сенат имели в своих руках инструмент непосредственного управления государственной службой (см. рис. 42). В течение всего XVIII в. с помощью этой административной структуры они оказывали регулирующее воздействие на формирование, развитие и профессиональную деятельность корпуса государственных служащих, сосредоточивая ее управленческий потенциал на решение задач и выполнение функций государства. В царствование Александра I управление персоналом государственной службы стало компетенцией Департамента герольдии, или Первого департамента Сената.