Аттестация как форма оценки персонала
Аттестация как форма оценки государственных гражданских служащих является комплексной организационно-кадровой технологией, способом получения информации о работнике в целях оценки его профессионально-личностных качеств и определения соответствия его требованиям замещаемой должности государственной гражданской службы. Аттестация установлена
Федеральным законом1 (в дальнейшем - Закон) и вменена в обязанность соответствующих руководителей.
Технология и процедура проведения аттестации государственных гражданских служащих описаны в Положении о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (в дальнейшем - Положение), утвержденном Указом Президента Российской Федерации № ПО от 1 февраля 2005 г.
Аттестация предусматривает возможность решения следующих задач:
— мотивированно (т. е. обоснованно) оценить профессиональные и личностные качества каждого аттестуемого;
— определить профессиональную пригодность, соответствие аттестуемых замещаемым должностям и перспективу их дальнейшего служебного использования;
— на основе анализа качества кадрового потенциала уточнить направления дальнейшей работы с кадрами по повышению их профессионального мастерства и примерности в службе, в соблюдении законности, служебной и личной дисциплины;
— сформировать и уточнить резерв для восполнения вакантных должностей;
— на основании выводов аттестации и правового акта государственного органа реализовывать кадровые решения.
К применению аттестации (повторим, что ее статус определен документом государственного значения) нельзя относиться по принципу: «как могу, как умею, как хочу». Аттестация должна отвечать всем указанным в нормативных документах требованиям, и прежде всего требованиям соблюдения законодательства и непредвзятого подхода к оценке подчиненных.
Аттестация — это не простое организационно-кадровое мероприятие. Здесь, как нигде, требуются точное соблюдение законодательства, научный подход, инновации в сочетании с традициями и наработанным опытом, последовательность и высокое чувство ответственности тех, кому поручено вести эту работу.
Принципиальная структура (схема) построения аттестационной работы может выглядеть так (см. рис. 36
Наблюдение, изучение
Решение о проведении Выбор объекта оценки
аттестации Оценка, измерение
![]() | |||
![]() | |||
Кадровое решение
Банк данных Резерв
Выводы
Нормативная база
Совершенствование
кадровой работы
![]() |
Рис. 36. Принципиальная структура построения аттестационной работы
Как вид но из схем ы, аттестация предполагает постоянное совершенствование собственно кадровой работы на основе результатов проведенной аттестации. Оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего и его соответствия замещаемой должности — вот главная цель аттестации.
В практике работы государственных органов (и не только) сложилась традиционная система проведения аттестаций, квалификационных экзаменов или написания характеристик. Уязвимость и главный недостаток современных аттестаций в том, что субъективный фактор порой влияет на оценочный результат и вызывает неприятие оценки аттестуемым.
Аттестация есть свидетельство, по которому можно составить представление не только об аттестуемом, но и о самом авторе: о
Раздел VI. Кадровые технологии...
знании им людей, о грамотности, культуре, принципиальности, справедливости, влиянии на воспитуемого и т. д. Для некоторых, в силу их слабой общей подготовки, сложным является даже сам процесс написания характеристики.