Диаграмма оценок качеств сотрудника

Здесь по столбцам приведены данные оценки следующих ка­честв сотрудника:

1) профессиональных;

2) деловых;

3) морально-психологических;

4) интегральных;

5) общая оценка.

Фрагмент данных по оценке экспертами профессиональных качеств сотрудника (данные по другим качествам имеют анало­гичный вид).

Качества Оценка (средняя) экспертов Показатели (единичные) качеств
Профессиональные 4,23 Профессиональные знания
    4.07 Профессиональные умения и навыки
    4,50 Знания документов, регламентирующих служебную деятельность
    4,20 Способности к накоплению и обновле­нию профессионального опыта
    4,33 Степень реализации опыта на занимае­мой должности
    4,50 Способность к творческому примене­нию профессионального опыта
Оценка по качеству 4,38  

Для получения такого отчета необходимо форматирование со­ответствующей исходной кадровой информации, которое опира­ется на блок единичных показателей, критериев и шкал первичных оценок, определяемый в рамках выбранной методики. Для полу­чения объективной и достоверной оценки качеств сотрудника, а следовательно, и надежной общей оценки его профессионализма необходимо не менее 25—30 единичных показателей. При этом следует учитывать, что абсолютная формализация как показате­лей, так и критериев их оценки невозможна. Кроме того, для по­лучения первичных оценок привлекаются эксперты, которые при выставлении оценок используют факторы и данные, неизвестные разработчику методики (отражающие специфику как организа­ции и должности, так и деятельности оцениваемого сотрудника).

Естественно, что роль этих экспертов не должна сводиться к механическому заполнению позиций бланка. Поэтому для рабо­ты экспертов предлагается шкала интервальных оценок, выбор же конкретной оценки остается за ними. Например, методика, осно­ванная на применении универсального бланка актуальной оцен­ки персонала', содержит блок показателей критериев и шкалу ин­тервальных оценок, имеющих следующий вид (фрагмент):

Качества профессиональные:

Критерии Показатели Шкала
Профессио­нальные знания Обладает глубокими, прочными и всесторонними знаниями, имеет целостное представление об их системе; гибкость мышления позволяет решать сложные задачи теоретического характера в про­фессиональной области 5,0
    Обладает твердыми и системными знаниями; способен к решению теоретических задач профес­сионального характера 4,5-4,0
    Обладает профессиональными знаниями для удовлетворительного решения задач профессио­нального характера 3,5-3,0
    Знания поверхностные, несистемные; професси­ональные задачи самостоятельно решать затруд­няется 2,5-2,0
Профессио­нальные умения и навыки Высокоразвиты и обеспечивают решение прак­тических задач профессионального характера на высоком уровне 5,0
    Развиты и обеспечивают требуемый уровень ком­петентности в решении задач профессионального характера 4,5-4,0
    Развиты удовлетворительно, обеспечивают вы­полнение профессиональных задач на достаточ­ном уровне при посторонней помощи 3,5-3,0
    Развиты слабо, при реализации навыков и умений в практической деятельности требуется постоян­ный контроль 2,5-2,0
Знание доку­ментов, регла­ментирующих служебную деятельность Обладает всесторонними и глубокими знаниями содержания руководящих документов, обдуманно руководствуется ими в практической деятель­ности. Способен самостоятельно разрабатывать нормативные документы 5,0
  Хорошо знает содержание документов, стремится к постоянному руководству ими в практической деятельности 4,5-4,0
  С содержанием документов знакомится, однако способности к систематической работе с ними развиты удовлетворительно. Допускает случаи нарушения требований руководящих документов 3,5-3,0
  Знание документов поверхностное. В практиче­ской работе их требования учитывает не всегда. Допускает случаи грубого нарушения требований руководящих документов 2,5-2,0
Способности к накоплению и обновлению профессиональ­ного опыта Активно, целенаправленно, систематически и результативно работает над повышением профес­сиональных знаний, умений и навыков. Способен реализовать и поддержать новое в профессиональ­ной области 5,0
  Работает над повышением и обновлением про­фессионального опыта усердно, результативно. Не лишен новаторского подхода в профессиональной деятельности 4,5-4,0
  Профессиональный опыт накапливает и обновля­ет по мере необходимости. Результатами профес­сиональной деятельности не выделяется из-за консервативного подхода к новому 3,5-3,0
  Профессиональный опыт накапливает медлен­но, результаты профессиональной деятельности слабые, профессиональное новаторство воспри­нимает с трудом 2,5-2,0
Степень реа­лизации опыта на занимаемой должности С должностными обязанностями справляется с высоким качеством, постоянно превосходит должностные требования 5,0
  Опыт соответствует требованиям должности; с должностными обязанностями справляется 4,5-4,0




  Требованиям должности в основном соответ­ствует, однако с должностными обязанностями не всегда справляется с требуемым качеством. Воз­можности накопления профессионального опыта на должности не исчерпаны 3,5-3,0
  Профессиональный опыт недостаточен; требуе­мого качества выполнения должностных обязан­ностей не достиг 2,5-2,0
Способность к творческому применению профессиональ­ного опыта Способен адекватно оценивать сложные задачи в профессиональной области и находить конструк­тивные и нетрадиционные способы их решения. Генерирует новации, способен к обоснованному риску 5,0
  Способен критически оценивать накопленный опыт и использовать его для квалифицированного решения задач в профессиональной области 4,5-4,0
  Нестандартные (неординарные) задачи в про­фессиональной области решать самостоятельно затрудняется. Предпочитает действовать без нова­ций, по шаблону 3,5-3,0
  Профессиональные задачи решает только тради­ционными способами. Новое в профессиональ­ной области не воспринимает или отвергает 2,5-2,0

В аналогичном формате представлены показатели, критерии и шкала других оцениваемых качеств (деловых, морально-психоло­гических, интегральных).

Для учета особенностей конкретной организации и актуаль­ных задач оценки персонала приведенная система показателей, критериев и шкал может быть изменена специалистами по оценке (по согласованию с организаторами процедуры оценки).

Особое место в технологии отводится этапу сбора и обобщения оценок экспертов, определенных в соответствии с системой показа­телей критериев и шкал оценки. От выбора экспертов-оценщиков зависит уровень достоверности и объективности оценки. Достовер­ность оценки персонала обеспечивается привлечением непосредс­твенных руководителей оцениваемого сотрудника, а также других сотрудников, обладающих достоверной информацией о его про­фессионализме в силу совместной профессиональной деятельнос­ти. Это могут быть его подчиненные, а также коллеги, связанные с ним в рамках производственного цикла (передающие ему предва­рительную информацию или проекты документов, принимающие от него необходимую для их дальнейшей работы информацию или проекты документов), а также их руководители и подчиненные, привлекаемые к данным проектам. Технология оценки персонала допускает также учет оценок, полученных сотрудниками в процес­се повышения квалификации, публичных мероприятий и т. д.

Особое место в технологии оценки персонала занимает само­оценка сотрудником своих качеств в рамках профессиональной деятельности. Регулярная самодиагностика и целенаправленная коррекция качеств сотрудника обеспечивает постоянное и целе­направленное развитие его качеств с учетом целей и задач раз­вития организации. Расширение оценки персонала на область потенциала каждого сотрудника позволяет выявить скрытые ре­зервы, актуализация которых в интересах организации является одной из важнейших задач кадровой службы.

Таким образом, основная схема сбора первичных экспертных оценок имеет вид (рис. 34):

Руководитель

Диаграмма оценок качеств сотрудника - student2.ru Заместитель Заместитель

       
  Диаграмма оценок качеств сотрудника - student2.ru   Диаграмма оценок качеств сотрудника - student2.ru

Руководитель Руководитель

Наши рекомендации