Специфика российского рынка труда
Приоритетным направлением кадрового маркетинга является анализ реальной ситуации на рынке труда. По В.А. Павленкову, рынок труда — это купля-продажа (по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения) как рабочей силы, так и рабочих мест. Таким образом, рабочая сила и рабочее место являются товарами, а рынок труда есть единство рынка рабочей силы и рынка рабочих мест. При этом спрос и предложение на рынке рабочих мест определяют движение спроса и предложения на рынке рабочей силы1.
Некоторые тенденции функционирования российского рынка труда
• По-прежнему на рынке труда сохраняются тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом, высокой значимости неденежных факторов сделки, широкого распространения теневой занятости, жесткого контроля рынка со стороны работодателей.
• Кадровая индустрия в России существует уже более 15 лет, и пик роста числа кадровых агентств пришелся на 2001—2003 гг.1
• В настоящее время кадровый рынок стал более зрелым, цивилизованным и подвижным: его объем оценивают в 200 млн долл. США, на нем работает более 1 тыс. агентств2.
• В рекрутинговом бизнесе Москвы в 2005 г. работало 4,5 тыс. человек (на 25% больше, чем в 2004 г.); при этом было зафиксировано около 250 кадровых агентств.
• Объем кадрового рынка в Москве составляет 102,5 млн долл., и предложение различных видов кадровых услуг намного опережает спрос на них.
• За последние несколько лет специалисты отмечают увеличение объема кадрового рынка в целом, в том числе и объема бюджетов, которые выделяются на подбор и развитие персонала: например, в 2005 г. оборот крупного кадрового холдинга «Анкор» составил 50 млн долл.
• Элитой кадрового бизнеса считаются агентства ExecutiveSearch («охотники за головами»), на долю которых приходится почти треть российского рынка подбора персонала.
• Агентства ExecutiveSearch занимаются прямым поиском руководителей высшего звена, и их гонорар составляет одну треть годового дохода менеджера. Например, по данным RosExport, вознаграждение директора крупной девелоперской компании составляет сегодня 1—1,3 млн долл. в год.
• Серьезная конкуренция кадровым агентствам со стороны Интернет-рек-рутинга и внутренних HR-служб заставляет агентства предоставлять на высоком профессиональном уровне спросовые услуги, особенно консалтинговые.
• Активное расширение ассортимента предлагаемых услуг свидетельствует о том, что многие кадровые агентства, проработавшие на рынке более 7 лет, реализуют успешные маркетинговые стратегии развития своего бизнеса.
• Регламентируются стандарты качества рекрутинговой профессии. В частности, Ассоциацией консультантов по подбору персонала (АКПП) в октябре 1996 г. был принят «Профессионально-этический кодекс консультантов по подбору персонала».
1 В качестве источника вторичного анализа использованы эмпирические материалы, опубликованные на сайтах www.iteam.ru, www.kadrovik.ru, www. headhunter.ru, www.akmr.ru, а также результаты «Исследования рынка рекрутинга в России», проведенного в 2005 г. агентством «Контакт».
2 См.: Лисицын Д. Закадровый бизнес // Секрет фирмы. 2006. № 39 (174). С 38-41.
• HR-служба воспринимается руководством не только как сервисное подразделение организации, но и как стратегический партнер, который вносит определенный вклад в развитие бизнеса (при этом уровень оплаты труда HR-ме-неджеров в крупных компаниях сопоставим с уровнем оплаты коммерческих и финансовых директоров).
• Данные обстоятельства заставляют специалистов Службы управления персоналом получать дополнительное бизнес-образование по программам уровня МВА и ЕМВА, а также осваивать новые специальности (например, специальность 061500 — «маркетинг»)1.
• Востребованность на рынке труда специалистов по маркетингу занимает одно из первых мест: по данным ведущих кадровых агентств, в России на рынке кадровых услуг доля сегмента «Маркетинг, реклама, PR» составляет от 6 до 12% от общего числа, причем на долю предложений по Москве приходится 75-90%2.
Но рынок труда — это не просто «место встречи» продавцов и покупателей, в процессе которой осуществляются коммерческие сделки, формируются спрос, предложение и цена товаров. Рынок труда можно представить как систему взаимоотношений по согласованию интересов юридически свободных работодателей и работников. Важно отметить, что персонал является автономным и полноправным участником сделки, и поэтому иногда не понятно, кому кого «продают»: работника — организации или организацию — работнику. Чаще всего это встречный процесс, координируемый посреднической стороной; успех его достигается благодаря взаимовыгодному сотрудничеству равноправных партнеров.
Сегодня в психологии людей формируется потребность в новом восприятии своей социальной роли — как активных субъектов экономической деятельности. На рынке успешно конкурируют специалисты, осознающие свою реальную «цену», способные грамотно фиксировать экономические изменения и адаптироваться к ним, а также реально оценивающие свой вклад в достижение корпоративных бизнес-целей. Поэтому работники заинтересованы в выборе той деловой структуры, которая проявит персонифицированный интерес к их потребностям. Маркетинговый поход к системе управления персоналом предполагает оперативное реагирование на потребительские запросы сотрудников. Это дает реальные преимущества компании, так как, располагая подобной информацией, она может активизировать деловую активность персонала через создание комфортной рабочей атмосферы и обеспечение максимально выгодных условий труда для своих сотрудников. При умелом использовании кадрового маркетинга система управления персоналом становится более открытой, эффективной и конкурентоспособной, что не только определяет продуктивный стиль кадровой работы в организации, но и значительно повышает ее социальный рейтинг как компании-работодателя. Маркетинговое видение стратегии развития бизнеса с точки зрения управления персоналом реализуется в определенных технологических процедурах.