Специалиста по компьютерным технологиям

Рис. 18. Общая схема инфраструктуры комплексной информатизации управления персоналом

и бухгалтерского учета

Стрелками на рис. 18 обозначены соответствующие инфор­мационные потоки: ввод информации, запросы на обработку и получение информации по предусмотренным процедурам и фор­мам, вывод документов, полученных в результате запроса или об­работки имеющейся информации. Автоматизированные рабочие места организуются с использованием персональных компьюте­ров. Клиент-серверное приложение, обеспечивающее совместную работу пользователей, устанавливается на более мощном компьютере — сервере.

HR-системы предназначены для оптимизации работы в пер­вую очередь руководства и персонала кадровых и финансовых служб. В то же время они служат информационным каналом, с по­мощью которого сотрудники организации могут получать доступ к их персональной информации (личные данные, поощрения, взыскания, данные платежной ведомости и т. п.) и к корпоратив­ной информации (открытые вакансии, информация о проводи­мых тренингах и т. п.).

Современные информационные системы управления персоналомимеют модульную структуру, которая позволяет адаптировать их к особенностям конкретной организации и наращивать возмож­ности системы по мере необходимости. Каждый модуль предна­значен для решения определенной функциональной задачи. Это:

— планирование потребности в персонале;

— поиск, отбор и подбор персонала;

— кадровый учет;

— оценка результатов работы сотрудников;

— оценка уровня квалификации и аттестация персонала;

— обучение сотрудников (планирование внутренних тренин­гов, внешних курсов);

— расчет оплаты труда и т. д.

На современном рынке программных продуктов представлен широкий спектр как зарубежных (SAP Human Resources Management System, Oracle Human Resources Analyzer, Oracle Applications), так и оте­чественных («БОСС-Кадровик», 1С: Зарплата и управление персона­лом 8.0, АиТ:\Управление персоналом, Управление персоналом (АСУП), «МОНОЛИТ: Персонал», «Управление кадрами государственной служ­бы», «Кадры» и др.) пакетов. Функциональные возможности авто­матизированных систем управления персоналом весьма разнооб­разны: планирование структуры организации; разработка годового плана управления персоналом; ведение кадрового документооборо­та, архивов и баз данных; управление компетенциями, аттестация­ми и обучением; регламентированный кадровый учет; автоматизи­рованная подготовка отчетности в государственные органы и т. п.*

К достоинствам систем, разработанных отечественными фир­мами, следует отнести более низкую цену, включая стоимость внедрения и поддержки, по сравнению с известными пакета­ми западных фирм, адаптацию к динамически изменяющемуся российскому законодательству и отсутствие проблем локализа­ции. Западные системы обладают большими функциональными возможностями (планирование развития карьеры сотрудников, отражение долгосрочных тенденций в потенциале сотрудника, учет снижения квалификации сотрудника, планирование ме­роприятий по повышению квалификации персонала и др.), ко­торые не всегда востребованы на российском рынке.

Представляют интерес информационные системы, позволяю­щие автоматизировать процессы поиска, приема и найма персонала. Они, как правило, имеют web-интерфейс и позволяют вести поиск персонала через Интернет. Так, например, корпоративная система подбора персонала «Резюмакс» (Центр кадровых технологий):

— создает на web-сайте раздел «Вакансии», посетив который кандидаты на работу могут проводить поиск вакансий, заполнять анкету и подавать заявки на вакансии;

— размещает на web-сайте вопросники для оценивания канди­датов;

— позволяет кандидатам «подписаться» на уведомления о но­вых вакансиях;

— сообщает по электронной почте о поступлении новых ва­кансий или кандидатов, удовлетворяющих требованиям;

— полностью автоматизирует процесс конкурсного отбора кандидатов;

— напоминает о предстоящих собеседованиях;

— организует коллективную работу с электронной почтой, по­сылает индивидуальные и групповые письма кандидатам;

— импортирует резюме кандидатов, приходящие по электрон­ной почте или размещенные на специальных сайтах;

Важным моментом при разработке информационных систем является защита информации. Система «БОСС-Кадровик» пре­доставляет всем пользователям единое информационное про­странство, однако в зависимости от решаемых задач и служебных полномочий каждый из них имеет свои права санкционированно­го доступа к данным и справочникам. Стандартное разграничение прав доступа различных категорий пользователей заложено изначально: система поставляется с заранее настроенными рабочи­ми местами специалистов соответствующих служб предприятий. Система «МОНОЛИТ: Персонал» проводит авторизацию введен­ной информации, что дает возможность в любой момент опреде­лить, кто, когда и каким образом модифицировал данные в систе­ме. Кроме того, обеспечивается защита от несанкционированного доступа путем разделения прав пользования информацией.

Сегодня все большее внимание со стороны руководителей и топ-менеджеров уделяется вопросам управления персоналом. Появилась потребность использования современных методов и инструментов кадрового менеджмента.

Система «Кадры», разработанная компанией «Электронные офисные системы», предназначена для автоматизации и оптими­зации бизнес-процессов в области управления персоналом (ве­дение штатного расписания, личных карточек, командировок, отпусков; табельный учет рабочего времени; формирование и ве­дение приказов по личному составу и многое другое).

Появляются специализированные системы, учитывающие осо­бенности профессиональной деятельности организации. Приме­ром может служить «Управление кадрами государственной службы». Это мощная полнофункциональная специализированная система, позволяющая существенно повысить качество управления кадра­ми государственной (муниципальной) службы путем комплексной автоматизации деятельности кадровых подразделений органов го­сударственной власти и местного самоуправления на всех уровнях управления. Среди функциональных возможностей системы:

— учет особенностей государственной (муниципальной) служ­бы в федеральных органах государственной власти, органах госу­дарственной власти субъектов Федерации, органах местного са­моуправления;

— наличие линейки программных продуктов, обеспечивающих потребности кадровых подразделений любого органа управления и подведомственных организаций;

— полное соответствие федеральному законодательству, ве­домственным нормативно-правовым актам по государственной службе, возможность учета законодательства субъектов Федера­ции и муниципальных образований;

— возможность ведения базы данных по государственным (му­ниципальным) служащим и организационно-штатной структуре не только центрального аппарата (органа управления), но и всех под­чиненных органов управления и подведомственных организаций;

— подготовка государственной статистической и ведомствен­ной отчетности;

— формирование типовых учетных документов по любому го­сударственному (муниципальному) служащему;

— обмен информацией между различными органами управле­ния, а также подведомственными организациями;

— ведение Реестра государственных (муниципальных) служа­щих и др.

Эффективность информатизации.Эффект от информатизации управления персоналом в первую очередь связан:

— с сокращением времени принятия кадровых решений на всех уровнях управления;

— с повышением качества кадровых решений;

— с оперативностью поиска кадровой информации и подго­товки отчетов;

— с ведением полной индивидуальной трудовой истории пер­сонала организации;

— с подготовкой кадрового резерва и продвижением по службе перспективных сотрудников;

— со снижением затрат на выполнение основных процедур, связанных с управлением персоналом;

— с оптимальным использованием профессиональных качеств конкретных сотрудников.

Существенным моментом, обеспечивающим корректное и эф­фективное использование внедряемой системы, представляется обязательное обучение сотрудников кадровой службы (тренинг) на их автоматизированных рабочих местах, а также обеспечение каждого из них адресными (специализированными в зависимости от особенностей включенности в информационную деятельность в соответствии с функциональными обязанностями) инструкция­ми и методическими рекомендациями.

Установленная автоматизированная система должна допус­кать ее самостоятельное развитие силами сотрудников кадровой службы, однако при этом, учитывая сложность запрограммиро­ванных процессов, желательно обеспечить консультационное сопровождение внедренной системы специалистами организа­ции-разработчика.

При выборе готовой автоматизированной системы для уп­равления персоналом необходимо обращать особое внимание на функциональную полноту, соответствие программного обес­печения требованиям законодательства Российской Федерации, обеспечение различных уровней конфиденциальности отдельных блоков информации, а также на такие услуги, как возможность адаптации и развития системы, тренинга сотрудников кадровой службы, инструктивно-методического обеспечения пользовате­лей, гарантийного и консультационного сопровождения эксплу­атации системы.

Наши рекомендации