Цели и задачи управления персоналом в сфере нравственных отношений

Процесс управления персоналом в интересах создания опти­мальных условий для всестороннего раскрытия потенциальных резервов работника и стимулирования его лучших качеств как од­ного из факторов достижения максимально высоких результатов в конкретных условиях осуществляется в форме:

— сложного взаимодействия между руководителем и подчи­ненным ему персоналом;

— регулирования поведения работников и отношений между ними;

— воздействия на личность работника с целью мобилизации его способностей, профессиональных, личностных и нравствен­ных качеств на решение стоящих перед организацией задач, фор­мирования мотивации на выполнение своей миссии;

— целенаправленных действий, обеспечивающих здоровую морально-психологическую атмосферу в коллективе.

Цели. Главная цель системы управления персоналом в нрав­ственном контексте — обеспечение организации высокопро­фессиональными кадрами и их эффективное использование, профессиональное и личностное развитие в интересах служения обществу. В этом отношении все ее подсистемы так или иначе ре­шают вопросы этического порядка:

— подсистема трудовых отношений контролирует и обеспечи­вает соблюдение этических норм взаимоотношений;

— подсистема условий труда, следуя требованиям эргономики, технической эстетики, психофизиологии труда, создает условия для формирования у работника чувства удовлетворенности своим социально-служебным статусом и состояния функционального комфорта, улучшения качества его трудовой жизни, что, в свою очередь, способствует усилению мотивации на честный и добро­совестный труд, повышению его эффективности, улучшению мо­рально-психологического климата в коллективе;

- подсистема планирования и прогнозирования персонала обеспечивает анализ и оценку нравственных характеристик кад­рового потенциала, персонала управления; разработку профес­сионально-квалификационных моделей, требований к персоналу по должностям; создание условий для мотивации более высокой эффективности труда и удовлетворенности работой;

- подсистема развития кадров осуществляет в рамках пере­подготовки и повышения квалификации персонала управления этическое образование и нравственное развитие работников;

- подсистема анализа и развития средств стимулирования тру­да, обеспечивая управление трудовой мотивацией, разрабатывает систему материального и морального стимулирования с учетом не только профессиональных, но и нравственных факторов;

- подсистема развития социальной инфраструктуры осущест­вляет управление социальными конфликтами и стрессами, под­держивая нормальный морально-психологический климат в кол­лективе.

Цели управления персоналом как системы нравственных от­ношений включают:

- обеспечение здорового морально-психологического клима­та путем регулирования средствами этических норм взаимоотно­шений руководителя и подчиненных, уровня конфликтности в коллективе;

- формирование ценностей организационной культуры, «кор­поративного духа», нравственного облика организации;

- создание творческой атмосферы, которая бы поддерживала тип поведения, желательный для организации, и стимулировала проявление и развитие высоких нравственных качеств у каждого Работника, направляя поведение работников, используя людей, обладающих необходимыми для этого качествами, и создавая сре-У. способствующую поддержанию этих качеств.

В то же время цель управления персоналом — разработка и Рактическое применение методов воспитания и развития в работниках необходимых моральных качеств, критериев оценки нравственной составляющей профессионализма работника в процедурах отбора, подбора, расстановки, развития персонала.

Задачи.Одной из задач службы управления персоналом явля­ется обеспечение соответствия количественных и качественных характеристик персонала высшим целям организации, ее миссии. К качественным характеристикам персонала управления прежде всего относятся:

— стиль руководства;

— не только уровень общего и профессионального образова­ния, но и объем и уровень этических знаний; профессиональные навыки разрешать нравственные коллизии в служебной ситуа­ции;

— мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление преданно, честно и бескорыстно служить обществен­ному долгу, повышать уровень своей нравственной культуры);

— свойства (личностные и нравственные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли и характер взаимодействий в служебной ситуации).

Задачи управления персоналом включают:

— формирование нового типа работника, способного в рамках закона и своей компетенции соблюдать и активно защищать права и свободы человека и гражданина, нести ответственность за свои действия и поступки, проявлять самостоятельность и творческий подход, законопослушность и дисциплинированность, предпри­имчивость и готовность пойти на оправданный риск;

— выработку и практическое применение нравственных кри­териев оценки работников, технологий и методик их использова­ния в процедурах отбора, расстановки, продвижения, стимулиро­вания труда персонала управления;

— создание здорового морально-психологического климата в коллективе;

— этическое образование кадров.

Наши рекомендации