Основные теоретические источники управления персоналом

Теория Основное содержание Период развития и применения Ведущие представители
Классические теории: шко­ла научного управления; администра­тивная школа Технокра­тический подход Представители «классиче­ской школы» рассматривали управление как универсаль­ный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций и опирающийся на принципы управления. Они разработали теорию управления организа­цией, выделив управление как особый самостоятельный вид деятельности С 1883 по 1930 г. Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд и др.
Теория «че­ловеческих отношений». Гуманис­тический подход Гуманистический подход ори­ентирован на гуманизацию производственных процессов. Для повышения эффектив­ности производства важны не только материальные, но и психологические стимулы (благоприятный моральный климат, учет интересов работ­ников, их удовлетворенность трудом и т.д.) С 1930 по 1950 г. Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Херцберг, Д. Макгрегор и др.
Теория «че­ловеческих ресурсов» Целенаправленное воздей­ствие органов управления на воспроизводство, качествен­ное и рациональное использо­вание человеческих ресурсов, которые рассматриваются как активы организации, ее капитал. Эффективность управленческого воздействия обеспечивается за счет макси­мальной самоотдачи про­фессиональных, творческих, интеллектуальных и физичес­ких возможностей человека при создании для этого необ­ходимых производственных условий С 1950 по 1960 г. А.А. Богданов, Д. Истон, Г. Алмонд, Т. Парсонс, Л. Мацусита, М.Армстронг и др.
Теория «социального капитала» Социальный капитал пред­ставляет собой знания, навыки, профессиональные способности работника. Он характеризует качество рабо­чей силы, возможности работ­ника в трудовом процессе. Он возрастает в процессе трудо­вой деятельности, в результате приобретения практического опыта С1960г.по настоящее время Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Мерсер, Р. Патнэм и др.

Выводы

Развитие общей теории управления послужило источником формирования относительно самостоятельных теоретических по­ложений, которые явились основой для зарождения концептуаль­ных подходов в управлении персоналом как виде профессиональ­ной деятельности. В настоящее время как с практической, так и с научной точек зрения интерес представляют разработка структу­ры и описание содержания основных и относительно устоявшихся взглядов на управление персоналом как управленческую деятель­ность. Их с определенной долей условности можно называть кон­цепциями управления персоналом.

Формирование концепций управления персоналом — процесс эволюционный. В то же время ряд устоявшихся взглядов в управ­ленческой практике организацией имеет отличие не только по со­держанию, организационным механизмам, сферам деятельности, но и даже странам, в которых находит применение. О них и пой­дет речь в следующей главе.

Контрольные вопросы и задания

1.Дайте классификацию теорий управления персоналом.

2. В чем суть технократического подхода к управлению персо­налом?

3. Назовите ведущих представителей классических теорий управления персоналом.

4. Назовите пять основных функций управления персоналом, разработанных А. Файолем.

5. Раскройте суть понятия школа «человеческих отношений».

6. Назовите компоненты иерархической теории потребностей А. Маслоу.

7. В чем суть «непредвиденных ситуаций». Кто является разра­ботчиком ситуационного подхода в управлении?

8. Раскройте содержание понятия «управление человеческими ресурсами».

Список литературы

Барышников Ю.Н. Модели управления персоналом: Зарубеж­ный опыт и возможности его использования в России. М., 1998.

Круден Г.-Дж., ШерманА.У. Зарубежный опыт управления персоналом. Ч. III: Обеспечение кадрового потенциала организа­ции. М., 2001.

Лукъяненко В.И. Государственный аппарат России: организа­ция, управление, контроль. М., 2004.

Мескон М.-Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М, 1992.

Научный менеджмент: российская история. СПб., 1999.

©Лукъяненко В.И.

Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.

/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.

Глава 6. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ,

РАЗРАБОТАННЫЕ В XX ВЕКЕ

В настоящее время сложились и продол­жают складываться научные школы, подходы к управлению персоналом. В той или иной мере одни из них осно­вываются на относительно целостных концеп­туальных положениях, другие базируются на фрагментарных, а иногда и сугубо прагматичных подходах к управлению профессиональными способностями человека. Чаще всего в литера­туре, посвященной управлению персоналом, за концепцию управления персоналом выдает­ся теория мотивации, что конечно же сужает ее содержание. Мотивационные механизмы, дей­ствующие в управлении персоналом, — важней­шая составляющая концепции управления пер­соналом, но в то же время они не исчерпывают ее содержания. Поэтому поиск крупиц знания из различных отраслей науки, которые позволяют сформировать синкретический характер теории и представить структуру концепций управления персоналом, является актуальной задачей иссле­дователей и практиков.



Наши рекомендации