Основные теоретические источники управления персоналом
Теория | Основное содержание | Период развития и применения | Ведущие представители |
Классические теории: школа научного управления; административная школа Технократический подход | Представители «классической школы» рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций и опирающийся на принципы управления. Они разработали теорию управления организацией, выделив управление как особый самостоятельный вид деятельности | С 1883 по 1930 г. | Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд и др. |
Теория «человеческих отношений». Гуманистический подход | Гуманистический подход ориентирован на гуманизацию производственных процессов. Для повышения эффективности производства важны не только материальные, но и психологические стимулы (благоприятный моральный климат, учет интересов работников, их удовлетворенность трудом и т.д.) | С 1930 по 1950 г. | Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Херцберг, Д. Макгрегор и др. |
Теория «человеческих ресурсов» | Целенаправленное воздействие органов управления на воспроизводство, качественное и рациональное использование человеческих ресурсов, которые рассматриваются как активы организации, ее капитал. Эффективность управленческого воздействия обеспечивается за счет максимальной самоотдачи профессиональных, творческих, интеллектуальных и физических возможностей человека при создании для этого необходимых производственных условий | С 1950 по 1960 г. | А.А. Богданов, Д. Истон, Г. Алмонд, Т. Парсонс, Л. Мацусита, М.Армстронг и др. |
Теория «социального капитала» | Социальный капитал представляет собой знания, навыки, профессиональные способности работника. Он характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе. Он возрастает в процессе трудовой деятельности, в результате приобретения практического опыта | С1960г.по настоящее время | Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Мерсер, Р. Патнэм и др. |
Выводы
Развитие общей теории управления послужило источником формирования относительно самостоятельных теоретических положений, которые явились основой для зарождения концептуальных подходов в управлении персоналом как виде профессиональной деятельности. В настоящее время как с практической, так и с научной точек зрения интерес представляют разработка структуры и описание содержания основных и относительно устоявшихся взглядов на управление персоналом как управленческую деятельность. Их с определенной долей условности можно называть концепциями управления персоналом.
Формирование концепций управления персоналом — процесс эволюционный. В то же время ряд устоявшихся взглядов в управленческой практике организацией имеет отличие не только по содержанию, организационным механизмам, сферам деятельности, но и даже странам, в которых находит применение. О них и пойдет речь в следующей главе.
Контрольные вопросы и задания
1.Дайте классификацию теорий управления персоналом.
2. В чем суть технократического подхода к управлению персоналом?
3. Назовите ведущих представителей классических теорий управления персоналом.
4. Назовите пять основных функций управления персоналом, разработанных А. Файолем.
5. Раскройте суть понятия школа «человеческих отношений».
6. Назовите компоненты иерархической теории потребностей А. Маслоу.
7. В чем суть «непредвиденных ситуаций». Кто является разработчиком ситуационного подхода в управлении?
8. Раскройте содержание понятия «управление человеческими ресурсами».
Список литературы
Барышников Ю.Н. Модели управления персоналом: Зарубежный опыт и возможности его использования в России. М., 1998.
Круден Г.-Дж., ШерманА.У. Зарубежный опыт управления персоналом. Ч. III: Обеспечение кадрового потенциала организации. М., 2001.
Лукъяненко В.И. Государственный аппарат России: организация, управление, контроль. М., 2004.
Мескон М.-Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М, 1992.
Научный менеджмент: российская история. СПб., 1999.
©Лукъяненко В.И.
Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.
Глава 6. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ,
РАЗРАБОТАННЫЕ В XX ВЕКЕ
В настоящее время сложились и продолжают складываться научные школы, подходы к управлению персоналом. В той или иной мере одни из них основываются на относительно целостных концептуальных положениях, другие базируются на фрагментарных, а иногда и сугубо прагматичных подходах к управлению профессиональными способностями человека. Чаще всего в литературе, посвященной управлению персоналом, за концепцию управления персоналом выдается теория мотивации, что конечно же сужает ее содержание. Мотивационные механизмы, действующие в управлении персоналом, — важнейшая составляющая концепции управления персоналом, но в то же время они не исчерпывают ее содержания. Поэтому поиск крупиц знания из различных отраслей науки, которые позволяют сформировать синкретический характер теории и представить структуру концепций управления персоналом, является актуальной задачей исследователей и практиков.