Классические теории управления

Школа научного управления(другие названия — школа научного менеджмента, классическая, тра­диционная). Одним из первых, кто предпринял комплексный подход к поиску и изучению управ­ления возможностями человека в организации, основанный на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован и стать более эффек­тивным, был Ф.-У. Тейлор (1856 - 1915). Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью де­ятельности организации. В 1911 г. вышла в свет его книга «Принципы научного управления», в которой была изложена система научного управления производством, получившая название «тейлоризм».

Тейлоризм получил развитие в трудах супругов Ф. и Л. Гилбрейт, Г. Эмерсона, Г. Форда и др. Гаррингтон Эмерсон в 1900 г. издал книгу «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г. опубликовал свой главный труд «Две­надцать принципов производительности». В этой работе сформу­лированы широко известные и в настоящее время применяемые 12 принципов управления, обеспечивающие рост производитель­ности труда.

Не менее известным разработчиком менеджмента является Генри Форд (1863-1947), основатель американского автомоби­лестроения, воплотивший в организации производства многие разработки Ф. Тейлора и его последователей, создатель теории, получившей название «фордизм». В своих книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра» Г. Форд сформулировал ряд положений, имеющих отношение к справедливости оплаты труда каждого работника и установлению фиксированного коли­чества рабочего времени в неделю (48 часов), состоянию техничес­ких механизмов, отношению работника к себе и окружающим.

Разновидностью классической школы управления является ад­министративная школа.Создателем теории администрации (адми­нистративного менеджмента) является Анри Файоль (1841—1925), который в течение 30 лет руководил крупной французской горно­добывающей и металлургической компанией «Комамбо», которая была на грани банкротства, а стала процветающей. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые до сих пор с успехом используются в управлении организацией, — это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, ру­ководство (мотивация) и контроль. Разработанные А. Файолем принципы управления также следует признать самостоятельным результатом науки управления — «администрирования» (отсюда и название — «административная школа»).

Подчеркивая универсальный характер принципов, А. Файоль считал, что применять их надо с учетом специфики организации и конкретных условий, отмечая, что система принципов никогда не может быть завершена — напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому ко­личество принципов не ограничено. Заслугой А. Файоля является то, что он поставил вопрос о необходимости рассмотрения соб­ственно управленческой деятельности (менеджмента) как объек­та исследования и науки.

Приблизительно в одно время с Ф. Тейлором и А. Файолем не­мецкий социолог Макс Вебер (1864 - 1920) сформулировал свои идеи об идеальном управленческом подходе к большим организа­циям. М.Вебер разработал концепцию идеального типа организа­ции, в которой видел современную ему бюрократию.

Управление с позиции социальных систем.М. Вебера, Э. Дюрк-гейма и В. Парето считают создателями организационной теории, или подхода к управлению с позиции социальных систем.Француз­ский ученый Э. Дюркгейм в своей работе «Правила социологиче­ского метода» подчеркивал, что группы посредством установления своих ценностей и норм контролируют поведение людей в любой социальной организации. Итальянец французского происхожде­ния В. Парето благодаря работам, опубликованным между 1896 и 1917 гг., получил право называться основоположником подхода к организации и управлению с позиции социальных систем.

В. Парето рассматривал общество как социальную систему со многими подсистемами. Среди ряда выдвинутых им положений заслуживает внимания идея о том, что социальные системы про­являют тенденцию к поиску равновесия после того, как подверг­нутся внешнему или внутреннему воздействию. Он считал, что задачей элиты (правящего класса) во всяком обществе является обеспечение руководства для сохранения социальных систем.

Вклад представителей классической школы, как научной, так и административной, в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс и изложили основные принципы управления, сформулировали си­стематизированную теорию управления организацией, выделив Управление как особый вид деятельности.

Наши рекомендации