Государственная кадровая политика и управление персоналом
Государство и государственная кадровая политика.Роль государства в разработке стратегии по отношению к кадровому потенциалу общества обусловлена следующими факторами:
- государство является политической организацией многонационального народа России, юридическим выражением его воли, в том числе политической, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Именно народ делегирует значительную часть своих полномочий, в том числе и в определении кадровой политики, государству, его ветвям власти, через него непосредственно реализует свои функции как первоосновы, первосубъекта государственной кадровой политики Российской Федерации;
- государство при слабости ныне формирующихся институтов гражданского общества является главным субъектом социального управления;
- ему принадлежат 44% экономики России, природные ресурсы, значительная часть земли и др.;
- государство выступает ведущим (крупнейшим) работодателем: в государственных и муниципальных организациях (предприятиях) работает 33,1% всех занятых в экономике, 11% —на предприятиях смешанной формы, где велика доля собственности государства; в частном секторе 55,4%.
Следовательно, государство имеет значительные возможности и ресурсы для определения стратегии и тактики формирования (воспроизводства), развития и рационального использования кадрового потенциала, всех трудовых ресурсов страны.
Государство определяет общенациональные цели, социальные ценности, задачи по формированию кадрового потенциала общества, создает в рамках страны единое образовательное пространство (через стандарты, требования, программы, аккредитацию и др.), нормативно-правовое пространство для решения кадровых вопросов, единые правила игры на «кадровом поле». Определяет государство как работодатель и свою стратегию по отношению к кадрам самого государства - государственным и муниципальным служащим.
Отношение к необходимости разработки государственной стратегии по кадровому потенциалу общества складывается неоднозначное. Часть российских политиков, предпринимателей, сторонников либерально-рыночных взглядов отрицает необходимость наличия ГКП, считая, что она как централизованная стратегия будет мешать развитию рыночной экономики; якобы механизмы воспроизводства и востребования кадрового потенциала формирует Рынок труда и свободная конкуренция. Однако реальная жизнь опровергает эти позиции. Другие стремятся сузить объект и правовые возможности государственного регулирования кадровых процессов, сводят ГКП только к административному воздействию, подменяют ГКП управлением персонала, кадровой политикой организации (учреждения, предприятия). Между тем ГКП и кадровая политика организации имеют существенное различие (по содержанию, уровням, правовому обеспечению), что важно учитывать в практике управления персоналом в организациях.
Решение кадровых проблем в нашем обществе существенно тормозится из-за отсутствия легитимно принятой, целостной государственной кадровой политики в Российской Федерации, хотя к настоящему времени уже сформировались важнейшие концептуальные идеи и отдельные блоки ГКП: в развитии общего и профессионального образования, в кадровом обеспечении государственной и муниципальной службы, в регулировании кадровых процессов в предпринимательской сфере. Другое дело, что кадровая политика (в том числе в сфере государственной службы) часто проводится непоследовательно, неэффективно; значительная часть профессионально подготовленных кадров используется нерационально, слабо вводится в действие мотивационный ресурс. Одной из причин такого положения является несформирован-ность в организациях, в том числе в государственном управлении, эффективного механизма, призванного реализовывать кадровую стратегию субъекта управления. Таким механизмом выступает управление персоналом.
Соотношение государственной кадровой политики и управления персоналом.Общеизвестно, что понятие «управление персоналом» пришло к нам из-за рубежа, из сферы организации производства, главным образом из бизнеса, как система эффективного и рационального использования способностей человека, «человеческого ресурса» в организации, где труд работника рассматривается как товар.
В сфере бизнеса управление персоналом имеет свои отличия от управления персоналом в государственной службе. В бизнесе широко используются технологии интенсификации труда в целях получения большей прибыли. Несмотря на это, в управлении персоналом и в сфере бизнеса, и в сфере государственной и муниципальной службы больше того, что их объединяет.
Это виды управленческой деятельности; по сути это социальные явления и процессы и др. Однако, если в центре внимания ГКП -разработка стратегии, целей, приоритетов регулирования кадровых процессов и отношений (причем на общегосударственном уровне) и она выступает своего рода теоретико-политическим фундаментом управления персоналом конкретных организаций, то управление персоналом является процессом решения этих задач и реализации принципов в организациях с учетом их потребностей и возможностей. Это своего рода технологический уровень реализации ГКП и кадровой стратегии организации.
В ГКП главное — обеспечение общегосударственного интереса, реализации конституционных прав граждан; в управлении персоналом главное — максимально эффективное использование профессионально-личностных качеств каждого работника в интересах данной организации на основе соблюдения закона, поиска баланса интересов работника, организации, государства, общества.
Есть еще одна особенность управления персоналом. Именно в этой деятельности, на этом уровне государство доходит своим воздействием до каждого работника, помогает ему реализовать (тем более если на этом пути есть неправовые действия со стороны руководства организации) свои конституционные права и профессионально-личностные способности.
Управление персоналом государственной службы Российской Федерации — это система и процесс управленческого воздействия на работников государственных органов в целях наиболее эффективного востребования их профессиональных и личностных способностей и возможностей.
В этом управленческом процессе решаются многие практические задачи формирования и востребованности потенциала кадров конкретного государственного органа, начиная с практики их поиска и отбора на государственную службу, обеспечения профессионального развития и карьерного роста служащих, стимулирования качества и эффективности их труда, создания системы их правовой и социальной защиты и кончая уходом человека о службы с сохранением определенных социальных привилегий, соотношение государственной кадровой политики и управления персоналом в государственной службе наглядно показано в Таблица 1