Виды и формы международно-правовой ответственности.

Виды и формы международно-правовой ответственности.

Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная.Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.Реституцияпредставляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение непра­вомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Раз­новидностью реституции является субституция — замена неправо­мерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению. Репарация — это возмещение материального ущерба, причинен­ного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда. Нематериальная ответственность выражается в форме рестора­ции, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных ре­шений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушите­лем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных послед­ствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакцияпредполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (мо­рального) ущерба. Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лиши­лась значительной части своей территории, на оставшейся был уста­новлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демили­таризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и его персонала в государстве пребывания.

Для поддержания, развития и укрепления политических, экономических и культурных отношений, защиты интересов своего государства и его граждан, информирования правительства учреждаются дипломатические представительства.
Обязательным условием обмена дипломатическими представительствами являются:

1. признание одного государства другим;

2. установление дипломатических отношений между ними.

В состав персонала дипломатического представительства входят:

- дипломатический персонал - сотрудники, имеющие дипломатические ранги;

- административно-технический персонал;

- обслуживающий персонал.

Функции дипломатического представительства:

а) представительства своего государства в стране пребывания;

б) защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующего государства и его граждан;

в) ведение переговоров с правительством принимающего государства;

д) осуществление консульских функций.

Дипломатические привилегии и иммунитеты:

1. Представительства:- неприкосновенность помещений;- фискальный иммунитет;- неприкосновенность средств связи, почты, архивов, документов представительства;- свобода сношений представительства с аккредитующим государством;- право пользования эмблемой и флагом.

2. Персонала:- неприкосновенность личности и жилища; - иммунитет юрисдикции; - фискальный иммунитет; - таможенные привилегии;- освобождение от личных повинностей.

Прекращение деятельности дипломатического представительства происходит в следующих случаях:

1) прекращение или временное приостановление дипломатических отношений;

2) война;

3) когда одно из поддерживающих отношения государств прекращает свое самостоятельное существование в качества субъекта МП;

4) если в аккредитующем государстве или стране пребывания происходит коренное изменение государственного строя и не последовало подтверждения о готовности поддерживать отношения с новым субъектом МП.

Понятие и виды субъектов международного права.

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе МП и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Первичные

1. Государство.

2. Нации, борющиеся за государственную независимость.

Производные

1. Международные организации.

2. Государственно-подобные образования.

Государство- главная политическая организация современного общества, создатель и гарант соблюдения норм международного права. Государства юридически не подчинены друг другу, что является выражением их суверенитета, имеющим внутреннюю и внешнюю стороны: - территориальное верховенство; - независимость в международных отношениях. Виды государств как субъектов МП:

1. Простое или унитарное государство (единая система органов власти, конституция, система права, единое гражданство.Территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, хотя административная автономия может присутствовать.) К унитарным государствам относятся Франция, Италия, Швеция, Япония.

2. Сложное государство - конфедерация и федерация.- Конфедерация - это союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения определенных задач. В прошлом конфедерациями являлись: США (1776-1787 гг.), Швейцария (1291-1848г.г), Германия (1815-1866 гг.). - Федерация- это не просто союз государств, а союзное государство. Федеральная власть распространяется на всю территорию и население государства, хотя члены федерации обладают определенной самостоятельностью. К федеративным государствам относятся - РФ, США, Канада, ФРГ, Бразилия, Индия и др. Вторым субъектом международного права являются нации и народы, борющиеся за независимость. В период национально-освободительной борьбы народы создают свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции, и выражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становятся участниками международных правоотношений, субъектами международного права, обладающих международными правами и обязанностями (СВАПО(Орг-ция народов Юго-Западной Африки, ООП (Орг-цияосвобожд.Палестины))

Международная организация как субъект международного права обладает рядом особенностей:
- вторичность - создаются государствами и действуют на основе учредительных актов; - отсутствие суверенитета и территории; - вступают лишь в те правоотношения и заключают международные договоры, которые соответствуют их функциям и учредительным актам; - постоянные представительства при международных организациях носят односторонний характер; - ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров; - любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить существование. Специфика государственно-подобного образования как субъекта МП состоит в том, что в основе его образования лежит договор заинтересованных государств, закрепляющий особенности его международно-правового статуса (Ватикан, Сан-Марино, Андорра, Мальтийский орден)

Международные договоры

Международными договорами РК являются ее международные соглашения, заключенные с иностранными государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Ратификация международных договоров РК производится Парламентом РК. Международные договоры, подлежащие обязательной ратификации, определяет Конституция РК. За 15 лет РК ратифицировано более 350 международных договоров, а к еще к 50 Казахстан присоединился путем принятия различных актов.

Международные договоры, регулирующие вопросы МЧП, составляют в международном праве целую систему. Большая часть таких договоров носит двусторонний характер (о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, консульские конвенции, договоры о торговле и мореплавании, торговом судоходстве, о поощрении и взаимной защите инвестиций). Огромное значение имеют универсальные международные соглашения (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980г., Парижская Конвенция по охране промышленной собственности от 30 марта 1883г., Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г. и др.). Существует и пример кодификации унифицированных региональных коллизионных норм, применяемых судами всех государств-участников – Кодекс Бустаманте 1928г. (участники – государства Центральной и Южной Америки). Региональные конвенции по вопросам сотрудничества в области МЧП заключаются в рамках различных международных организаций (Кишиневская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002г., подписанная странами СНГ, конвенции Европейского совета, Соглашение СНГ от 06.03.1998г. «О сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконной миграцией, Соглашение между РК и Украиной об упрощенном порядке приобретения и прекращения гражданства гражданами РК, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в РК, и предотвращении случаев безгражданства и двойного гражданства от 19.05.2000г.»).

Цель всех этих договоров в том, чтобы обеспечить взаимное признание и соблюдение имущественных и личных прав граждан одного государства на территории другого. В них регулируются отношения по вопросам сотрудничества между органами юстиции, правовой защиты, определения и разграничения компетенции судов и применения права, процессуальных прав иностранцев, исполнения поручений о правовой помощи, признании и исполне6ния решений по гражданским и семейным делам, признания и пересылки документов, выдачи преступников и т.д. Специфика международных договоров состоит в том, что они, являясь итогом согласованной воли государств как властных образований, содержат нормы, адресуемые участникам международных невластных отношений – физическим и юридическим лицам.

Важнейшие международные организации, разрабатывающие проекты соглашений в области МЧП:

- Гаагская конференция по МЧП (созвана в 1893г., входит более 60 государств). К 2004г. в рамках Гаагской конференции было принято более 40 конвенций.

- Международный институт унификации частного права (УНИДРУА). Основан в 1926г. в Риме, входит более 50 государств;

- Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Основана 17 декабря 1966 г., входит 36 стран.

Обычаи

Международный обычай является источником МЧП в случаях, когда частноправовые отношения не урегулированы международным договором. Международный обычай – это правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами. Оно действует только в отношении тех государств, которые в той или иной форме его признали. К числу основных признаков, которым должна соответствовать практика, составляющая содержание обычая, обычно относятся: продолжительность ее существования, постоянность и однородность соблюдения, определенность, непротиворечие публичному порядку.

Обычай как источник МЧП признается в большинстве стран и большинством исследователей, которые делают общий вывод о том, что по удельному весу обычаи уступают и международным договорам, и национальным правовым актам. В МЧП наиболее важную роль играют международные торговые обычаи, обычаи делового оборота и торгового мореплавания. Обычаи распространены в сфере международной торговли, при проведении расчетных операций, осуществлении международных коммерческих сделок, международных морских перевозок. Во внешней торговле разработаны типы обычных сделок, основанные на унифицированном толковании устойчивых торговых, деловых и банковских терминов. Международная Торговая Палата в Париже произвела частные неофициальные кодификации международных обычаев: ИНКОТЕРМС – 2000, Унифицированные правила по документарным аккредитивам и инкассо, Йорк-Антверпенские правила об общей аварии 1994г. и др. Эти акты не имеют нормативного характера, а представляют собой письменную фиксацию обычных норм права.

Международный обычай признается как источник права в казахстанском законодательстве. В п.3 ст.3 ГК РК указывается, что гражданские отношения могут регулироваться обычаями, в том числе обычаями делового оборота, если они не противоречат гражданскому законодательству, действующему на территории РК.

Задачи

· посещение военнопленных и лиц, задержанных в связи с вооруженным конфликтом

· розыск пропавших без вести

· содействие обмену посланиями между разлученными членами семей

· воссоединение разлученных родственников

· предоставление чистой воды, продуктов и медицинской помощи тем, кто в этом нуждается

· содействие соблюдению международного гуманитарного права (МГП)

· мониторинг соблюдения МГП

· участие в развитии МГП

Консультации

ОРС формально не принимает участия в консультациях, но он, а также соответствующие комитеты и советы ВТО уведомляются о запросе на проведение консультаций. В соответствии со ст. 5 ДРС на добровольной основе также могут применяться процедуры добрых услуг, примирения и посредничества. Для проведения консультаций используются дипломатические каналы. Если консультации не завершаются урегулированием спора, государство, чьи интересы затронуты, может потребовать учреждения третейской группы.

Решение ОРС

Ни третейская группа, ни Апелляционный орган не принимают решений. Их доклады направляются ОРС, функции которого выполняет Генеральный совет ВТО. Вследствие действия правила негативного консенсуса одобрение докладов третейских групп и Апелляционного органа носит автоматический характер.

Вопросы Мадины

Виды и формы международно-правовой ответственности.

Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная.Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.Реституцияпредставляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение непра­вомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Раз­новидностью реституции является субституция — замена неправо­мерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению. Репарация — это возмещение материального ущерба, причинен­ного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда. Нематериальная ответственность выражается в форме рестора­ции, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных ре­шений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушите­лем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных послед­ствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакцияпредполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (мо­рального) ущерба. Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лиши­лась значительной части своей территории, на оставшейся был уста­новлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демили­таризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены.

Наши рекомендации