C3 Используя знания по истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трех причин.

За­да­ние 3 № 8288. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов, по­ня­тий. Все они, кроме од­но­го, от­но­сят­ся к цар­ство­ва­нию Ека­те­ри­ны II.

1) Учре­жде­ния для управ­ле­ния гу­бер­ни­я­ми; 2) эпоха Про­све­ще­ния; 3) дво­рян­ские со­бра­ния; 4) Смоль­ный ин­сти­тут бла­го­род­ных девиц; 5) Ко­ми­тет ми­ни­стров; 6) ас­сиг­на­ции.

За­да­ние 3 № 6012. Ниже при­ведён пе­ре­чень на­зва­ний. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, обо­зна­ча­ют го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны Рос­сий­ской им­пе­рии в XVIII–XIX вв.

1) Пра­ви­тель­ству­ю­щий сенат; 2) Вер­хов­ный тай­ный совет; 3) При­каз Тай­ных дел; 4) Го­су­дар­ствен­ный совет; 5) Во­ен­ная кол­ле­гия; 6) Ко­ми­тет ми­ни­стров.

За­да­ние 3 № 3769. Ниже при­ведён пе­ре­чень гео­гра­фи­че­ских на­зва­ний. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям Се­вер­ной войны.

1) Ган­гут

2) Нарва

3) Пол­та­ва

4) Аустер­лиц

5) Грен­гам

6) Ништадт

  За­да­ние 3 № 3369. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям XVIII в.   1) Кон­ди­ции 2) про­ку­рор 3) фис­кал 4) дво­рян­ское со­бра­ние 5) Не­глас­ный ко­ми­тет 6) Уло­жен­ная ко­мис­сия  

За­да­ние 3 № 2484. Ниже при­ведён спи­сок тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям XVIII в.

1) Го­су­дар­ствен­ный Совет

2) кон­ди­ции

3) кол­ле­гии

4) вер­хов­ни­ки

5) Уло­жен­ная Ко­мис­сия

6) Синод

За­да­ние 3 № 1435. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям XVIII—се­ре­ди­ны XIX в. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

Бар­щи­на, дум­ская мо­нар­хия, кре­пост­ни­че­ство, им­пе­ра­тор, бю­ро­кра­тия, де­неж­ный оброк

За­да­ние 3 № 1066. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

Кол­ле­гии, фис­кал, би­ро­нов­щи­на, зем­ская упра­ва, ас­сам­блея.

За­да­ние 3 № 871. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к эпохе пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

Ас­сам­блеи, кол­ле­гии, Сенат, Синод, Го­су­дар­ствен­ный совет.

За­да­ние 3 № 793. Ниже при­ве­ден ряд имен вид­ных го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те фа­ми­лию го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля, не от­но­ся­ще­го­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

А. Д. Мен­ши­ков, Г. А. По­тем­кин, П. И. Шу­ва­лов, П. Я. Ру­мян­цев, Н. Н. Но­во­силь­цев

За­да­ние 3 № 715. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

Сенат, кон­ди­ции, кол­ле­гии, Вер­хов­ный Тай­ный Совет, Синод, Не­глас­ный ко­ми­тет.

  За­да­ние 3 № 520. Ниже при­ведён ряд имён. Все они, кроме од­но­го, свя­за­ны с рус­ско-ту­рец­ки­ми вой­на­ми вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в. Най­ди­те и на­пи­ши­те имя, не свя­зан­ное с этими со­бы­ти­я­ми.

За­да­ние 3 № 247. Ниже при­ведён ряд имён вид­ных го­су­дар­ствен­ных и во­ен­ных де­я­те­лей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те имя го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля, не от­но­ся­ще­го­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

Мен­ши­ков, Потёмкин, Миних, Ру­мян­цев, Кан­крин.

За­да­ние 22 № 447. Ка­ки­ми чер­та­ми, по мне­нию ис­то­ри­ка, от­ли­ча­ет­ся это цар­ство­ва­ние? Ука­жи­те не менее трёх по­ло­же­ний.

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из труда С. М. Со­ло­вье­ва.

«До вступ­ле­ния на пре­стол (...) вы­ра­зи­лось на­род­ное дви­же­ние, на­прав­лен­ное про­тив пре­об­ла­да­ния ино­зем­цев, утвер­див­ше­го­ся в два по­след­них цар­ство­ва­ния... С пер­вых же дней её цар­ство­ва­ния было видно, что на­ци­о­наль­ное дви­же­ние будет со­сто­ять в воз­вра­ще­нии к пра­ви­лам Петра Ве­ли­ко­го, сле­до­ва­тель­но, со­глас­но с этими пра­ви­ла­ми дол­жен был ре­шить­ся во­прос об от­но­ше­нии рус­ских к ино­стран­цам, а пра­ви­ло Петра было из­вест­но: долж­но поль­зо­вать­ся ис­кус­ны­ми ино­стран­ца­ми, при­ни­мать их на служ­бу, но не да­вать им пред­по­чте­ния пред рус­ски­ми и важ­ней­шие места в управ­ле­нии за­ни­мать ис­клю­чи­тель­но по­след­ни­ми.

Она объ­яви­ла о лик­ви­да­ции Ка­би­не­та ми­ни­стров и учре­жде­нии им­пе­ра­тор­ско­го Со­ве­та... Им­пе­ра­три­ца также пред­при­ня­ла меры к воз­рож­де­нию и укреп­ле­нию не­ко­то­рых учре­жде­ний, со­здан­ных при Петре I. Так, сенат снова стал пра­ви­тель­ству­ю­щим, т.е. глав­ным после им­пе­ра­три­цы ор­га­ном вла­сти в стра­не. Он был по­пол­нен рус­ски­ми вель­мо­жа­ми.

(Она) вос­ста­но­ви­ла не­ко­то­рые пет­ров­ские кол­ле­гии, а также Глав­ный ма­ги­страт. Рас­пра­вы в от­но­ше­нии знати и дво­рян­ства пре­кра­ти­лись. Армия и флот вновь ока­за­лись в цен­тре вни­ма­ния пра­ви­тель­ства. Им­пе­ра­три­ца по­ощ­ря­ла стро­и­тель­ство новых ко­раб­лей и вос­ста­но­ви­ла ко­ли­че­ствен­ный со­став рус­ской армии, как при Петре I. Про­дол­жа­лось укреп­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го ап­па­ра­та».

По­яс­не­ние.

Может быть ука­за­но, что цар­ство­ва­ние Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны от­ли­ча­лось:

— воз­вра­ще­ни­ем к тра­ди­ци­ям пет­ров­ско­го вре­ме­ни;

— пред­по­чте­ни­ем рус­ских людей ино­стран­цам;

— укреп­ле­ни­ем на­ци­о­наль­ных тра­ди­ций.

Ис­поль­зуя текст до­ку­мен­та и зна­ния из курса ис­то­рии, на­зо­ви­те, что было пред­при­ня­то им­пе­ра­три­цей для «воз­вра­ще­ния к пра­ви­лам Петра Ве­ли­ко­го». Ука­жи­те не менее трёх по­ло­же­ний.

По­яс­не­ние.

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния:

— лик­ви­да­ция Ка­би­не­та ми­ни­стров;

— учре­жде­ние Им­пе­ра­тор­ско­го со­ве­та;

— вос­ста­нов­ле­ние роли Се­на­та;

— вос­ста­нов­ле­ние кол­ле­гий, Глав­но­го ма­ги­стра­та;

— в цен­тре вни­ма­ния — армия и флот;

— вос­ста­нов­ле­ние ко­ли­че­ствен­но­го со­ста­ва рус­ской армии.

За­да­ние 20 № 445. О какой им­пе­ра­три­це идёт речь в при­ведённом от­рыв­ке? На­зо­ви­те годы её цар­ство­ва­ния.

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) речь идёт об им­пе­ра­три­це Ели­за­ве­те Пет­ров­не;

2) годы её цар­ство­ва­ния — 1741—1761 гг.

За­да­ние 20 № 1109. Кому предъ­яв­ля­ют­ся об­ви­не­ния? От кого из пра­ви­те­лей Рос­сии ис­хо­ди­ли об­ви­не­ния и во­про­сы? О каких со­бы­ти­ях идёт речь в до­ку­мен­те?

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1–С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из до­ку­мен­та 1741 г.

«Во все го­су­дар­ствен­ныя дела он всту­пал, и хотя пря­мое со­сто­я­ние оных ве­дать было и не­воз­мож­но, од­на­ко ж часто и в самых важ­ней­ших делах без вся­ко­го, с ко­то­ры­ми лю­дь­ми над­ле­жа­ло, о том со­ве­ту по своей воле и стра­стям от­прав­лял, и какия от того в делах мно­гие не­по­ряд­ки и го­су­дар­ствен­ным ин­те­ре­сам предо­суж­де­ния при­клю­ча­лись, о том он сам до­воль­но ве­да­ет и при­знать дол­жен.

Важ­ные го­су­дар­ствен­ныя торги и за­во­ды не токмо к яв­но­му ка­зен­но­му убыт­ку, но и с пре­ве­ли­кою оби­дою и ра­зо­ре­ни­ем здаш­них рос­сий­ских под­дан­ных, ко­то­рые, на­де­ясь на опуб­ли­ко­ван­ные от Его Им­пе­ра­тор­ско­го

Ве­ли­че­ства, бла­жен­ней­шей па­мя­ти Петра Ве­ли­ко­го Ма­ни­фе­ста, мно­гие ты­ся­чи соб­ствен­но­го сво­е­го ка­пи­та­ла в те за­во­ды по­ло­жи­ли, его ста­ра­тель­ством чужим от­да­ны…

И по­не­же, с одной сто­ро­ны, со­сто­я­ние его, в ко­то­ром он в Го­су­дар­ство при­е­хал, а с дру­гой сто­ро­ны та­кож­де ны­неш­нее его бо­гат­ство всему свету явны и из­вест­ны, того ради он дол­жен сам объ­явить:

1. Что ему от Ея Ве­ли­че­ства по­жа­ло­ва­но день­га­ми, ал­ма­за­ми и дру­ги­ми ве­ща­ми?

2. Что он сам взял ка­зан­но­го… и в ко­то­рое время?

3. Что ему от дру­гих чу­же­стран­ных го­су­да­рей по­да­ре­но и по­жа­ло­ва­но, и в ко­то­рое время?

4. Сколь­ко денег и дру­го­го бо­гат­ства и по­жит­ков он вне го­су­дар­ства от­пра­вил, куды и где ныне на­хо­дит­ся?».

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны:

1) Э. И. Бирон;

2) Анна Лео­поль­дов­на, пра­ви­тель­ни­ца Рос­сии;

3) де­я­тель­ность Э. И. Би­ро­на во время цар­ство­ва­ния Анны Иоан­нов­ны и про­ве­де­ние суда над ним.

За­да­ние 21 № 1110. В чём об­ви­ня­ли ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (при­ве­ди­те не менее 3 об­ви­не­ний)?

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны об­ви­не­ния:

1) вме­ша­тель­ство во все го­су­дар­ствен­ные дела;

2) при­чи­не­ние эко­но­ми­че­ско­го ущер­ба го­су­дар­ству;

3) хи­ще­ние и вывоз за гра­ни­цу го­су­дар­ствен­ных средств.

1111. Как на­зы­ва­лась ис­то­ри­че­ская эпоха, в ко­то­рую про­ис­хо­ди­ли со­бы­тия? Какие черты эпохи от­ра­зи­лись в дан­ных со­бы­ти­ях (ука­жи­те не менее двух черт)?

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) эпоха двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов;

2) черты эпохи, на­при­мер:

— частая смена мо­нар­хов;

— фа­во­ри­тизм;

— борь­ба по­ли­ти­че­ских груп­пи­ро­вок во­круг пре­сто­ла.

Могут быть ука­за­ны дру­гие черты.

За­да­ние 20 № 1438. «По­не­же цар­ское ве­ли­че­ство ука­зал по имен­но­му сво­е­му ве­ли­ко­го го­су­да­ря указу, пи­сан­но­му его ве­ли­че­ства соб­ствен­ною рукою, бри­га­ди­ра и лейб-гвар­дии ка­пи­та­на гос­по­ди­на князя Тру­бец­ко­го над здеш­ним и про­чи­ми ма­ги­стра­ты объ­явить обер-пре­зи­ден­том, и чтоб он ведал всех ку­пец­ких людей судом и о их делах до­но­сил се­на­ту.

...Ма­ги­стра­ту граж­да­не над­ле­жат, и в двух гиль­ди­ях со­сто­ят такие: бан­ки­ры (ко­то­рые дают на век­се­ля день­ги), знат­ные купцы, ко­то­рые имеют отъ­ез­жие боль­шие торги, и ко­то­рые раз­ны­ми мно­ги­ми то­ва­ра­ми в рядах тор­гу­ют, го­род­ские док­то­ры, ап­те­ка­ри, ле­ка­ри, ши­пе­ры ку­пе­че­ских ко­раб­лей, зо­ло­та­ри, се­реб­рен­ни­ки, икон­ни­ки, жи­во­пис­цы, порт­ные, са­пож­ни­ки, куз­не­цы, плот­ни­ки, сто­ля­ры, ре­щи­ки, то­ка­ри и сим по­доб­ные из ко­то­рых пер­вой гиль­дии или пер­во­ста­тей­ные со­сто­ят, и от дру­го­го под­ло­го граж­дан­ства при­ви­ле­ги­я­ми и пре­иму­ще­ст­вы суть от­мен­ны; яко бан­ки­ры, знат­ные купцы, ко­то­рые имеют отъ­ез­жие боль­шие торги, и ко­то­рые раз­ны­ми то­ва­ра­ми в рядах тор­гу­ют, го­род­ские док­то­ры, ап­те­ка­ри, ле­ка­ри, ши­пе­ры ку­пе­че­ских ко­раб­лей, зо­ло­та­ри, се­реб­рен­ни­ки, икон­ни­ки, жи­во­пис­цы. Во вто­рой гиль­дии, ко­то­рые ме­лоч­ны­ми то­ва­ра­ми и хар­че­вы­ми вся­ки­ми при­па­сы тор­гу­ют...

И по та­ко­му опре­де­ле­нию каж­дое ху­до­же­ство и ре­мес­ло свои особ­ли­вые цунфты (цехи) или со­бра­ния ре­мес­лен­ных людей, и над оными ал­дер­ма­нов (или стар­шин) по ве­ли­че­ству го­ро­да и по числу ху­дож­ни­ков имеет...

По­не­же ма­ги­страт, яко глава и на­чаль­ство есть всему граж­дан­ству, то оного долж­ность со­сто­ит в том, еже су­ди­ти граж­дан, со­дер­жа­ти в своем смот­ре­нии по­ли­цию, по­ло­жен­ные с них до­хо­ды сби­рать, и от­да­вать по ука­зам, куда от камор-кол­ле­гии будет опре­де­ле­но, учре­ждать всю эко­но­мию (или до­мо­стро­и­тель­ство)го­ро­да, яко ку­пе­че­ство, вся­кое ре­мес­ло, ху­до­же­ство и про­чее, и чи­нить о вся­ких нуж­дах, и что к граж­дан­ской поль­зе при­над­ле­жит, по­треб­ные пред­ло­же­ния до глав­но­го ма­ги­стра­та: того ради [оные] ма­ги­стра­ты гу­бер­на­то­рам и во­е­во­дам не долж­ны под­чи­не­ны быть в том, что до град­ско­го суда и эко­но­мии ка­са­ет­ся, також не над­ле­жит ни граж­дан­ско­му ни во­ен­но­му на­чаль­ни­ку, граж­да­ни­на к сво­е­му суду (в кан­це­ля­рию) по­зы­вать; но над­ле­жит на та­ко­го (ме­ща­ни­на) в ма­ги­стра­те бить челом, и по граж­дан­ским пра­вам у граж­дан­ско­го на­чаль­ства суда на него ис­кать. Також ни­ка­ко­му ко­мен­дан­ту не долж­но квар­ти­ры в го­ро­дах по своей воли рас­по­ла­гать, но над­ле­жит сие чи­нить так, как в 12 главе объ­яв­ле­но. А ежели кто из ма­ги­стра­та в вве­рен­ной ему служ­бе по­ка­жет тща­тель­ное ра­де­ние, и во все время со­дер­жит себя чест­но: та­ко­вым поз­во­ля­ет­ся его цар­ско­му ве­ли­че­ству бить челом, ко­то­рые по за­слу­гам могут быть по­жа­ло­ва­ны шля­хет­ством.»

Ука­жи­те время (с точ­но­стью до чет­вер­ти века), когда по­явил­ся дан­ный до­ку­мент. Какой царь его издал? Какой новый орган управ­ле­ния го­ро­да­ми этот до­ку­мент вво­дил?

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) время — пер­вая чет­верть XVIII в.

2) царь — Петр I.

3) орган — глав­ный ма­ги­страт.

Какие новые формы объ­еди­не­ния го­ро­жан вво­дил дан­ный указ? Ука­жи­те не менее двух форм. Чем по­ощ­ря­лась служ­ба в ор­га­не го­род­ско­го управ­ле­ния?

По­яс­не­ние.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие формы объ­еди­не­ния го­ро­жан:

— Го­ро­жа­не де­ли­лись по про­фес­си­о­наль­но­му при­зна­ку на цеха и гиль­дии.

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы. Кто до по­яв­ле­ния этого указа об­ла­дал су­деб­ной и ад­ми­ни­стра­тив­ной вла­стью в го­ро­дах? Что слу­чи­лось с вве­ден­ны­ми дан­ным ука­зом ор­га­на­ми управ­ле­ния го­ро­да­ми впо­след­ствии? Какой указ во вто­рой по­ло­ви­не того же сто­ле­тия, в ко­то­ром по­явил­ся дан­ный до­ку­мент, опре­де­лил права го­ро­жан и го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния?

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

— До указа су­деб­ной и ад­ми­ни­стра­тив­ной вла­стью в го­ро­дах об­ла­да­ли во­е­во­ды.

— Впо­след­ствии ма­ги­стра­ты были за­ме­не­ны на вы­бор­ные со­слов­ные ор­га­ны вла­сти, в го­ро­дах власть при­над­ле­жа­ла на­зна­ча­е­мо­му го­род­ни­че­му.

— Во вто­рой по­ло­ви­не XVIII века при Ека­те­ри­не II были про­ве­де­ны го­род­ская и гу­берн­ская ре­фор­мы. В 1785 году была при­ня­та «Жа­ло­ван­ная гра­мо­та го­ро­дам».

За­да­ние 20 № 2106.Из до­ку­мен­та XVIII в.

«…1. Всем не­дви­жи­мых вещей, то есть ро­до­вых, вы­слу­жен­ных и куп­лен­ных вот­чин и по­ме­стий, также дво­ров и лавок не про­да­вать и не за­кла­ды­вать, но об­ра­щать­ся оным в род таким об­ра­зом.

2. Кто имеет сы­но­вей и ему же ещё хочет, еди­но­му из оных дать не­дви­жи­мое, чрез ду­хов­ную, тому в на­сле­дии и будет. Дру­гие же дети обо­е­го полу да на­граж­де­ны будут дви­жи­мы­ми име­ни­я­ми, ко­то­рые дол­жен отец их или мать раз­де­лить им при себе, как сы­но­вьям, так и до­че­рям, ко­ли­ко их будет, по своей воле, кроме од­но­го, ко­то­рый в не­дви­жи­мых на­след­ни­ках будет… То же ра­зу­ме­ет­ся и о до­че­рях».

Как на­зы­вал­ся до­ку­мент, от­ры­вок из ко­то­ро­го при­ведён? Когда и кем он был издан?

По­яс­не­ние.

Может быть ука­за­но, что

- речь идёт об «Указе о еди­но­на­сле­дии»;

- время из­да­ния – 1714 г.;

- указ издан Пет­ром I

Ис­поль­зуя текст до­ку­мен­та и зна­ния по ис­то­рии, при­ве­ди­те не менее трёх по­ло­же­ний, рас­кры­ва­ю­щих сущ­ность и цель из­да­ния до­ку­мен­та.

По­яс­не­ние.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния:

- про­изо­шло окон­ча­тель­ное урав­ни­ва­ние в пра­вах вла­дель­цев вот­чин и по­ме­щи­ков и сли­я­ние их в одно дво­рян­ское со­сло­вие;

- име­ние (не­дви­жи­мое иму­ще­ство) на­сле­ду­ет толь­ко один из сы­но­вей; осталь­ные по­лу­ча­ют толь­ко дви­жи­мое на­след­ство и могут при­об­ре­тать не­дви­жи­мость по­сред­ством служ­бы го­су­дар­ству;

- ос­нов­ная цель указа - огра­дить от рас­пы­ле­ния зе­мель­ные вла­де­ния пра­вя­ще­го со­сло­вия и со­здать у дво­рян за­ин­те­ре­со­ван­ность в служ­бе го­су­дар­ству

Кто из рус­ских мо­нар­хов от­ме­нил этот указ? Ис­поль­зуя зна­ния по ис­то­рии, ука­жи­те, какие за­ко­ны, при­ня­тые в пер­вой чет­вер­ти XVIII в., опре­де­ля­ли обя­зан­но­сти дво­рян­ства в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства?

По­яс­не­ние.

1. Может быть ука­за­но, что дан­ный указ от­ме­ни­ла им­пе­ра­три­ца Анна Иоан­нов­на;

2. Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие за­ко­ны:

- за­прет на про­из­вод­ство в офи­це­ры дво­рян, не про­шед­ших служ­бу в гвар­дей­ских пол­ках в ка­че­стве ря­до­вых;

- за­прет же­нить­ся дво­рян­ским «не­до­рос­лям», не овла­дев­шим азами ма­те­ма­ти­ки;

- за­прет на по­куп­ку име­ний тем дво­ря­нам, кто нигде не слу­жит

  За­да­ние 20 № 2112.Из труда ис­то­ри­ка В.Н. Ба­ля­зи­на «Это сто­ле­тие вошло в ми­ро­вую ис­то­рию под име­нем «века Рос­сии». Два бле­стя­щих цар­ство­ва­ния сим­во­ли­зи­ро­ва­ли этот век: он на­чал­ся прав­ле­ни­ем Петра Ве­ли­ко­го, и за­вер­шил­ся де­я­тель­но­стью Ека­те­ри­ны II, также име­ну­е­мой Ве­ли­кой. По сло­вам А.С.Пуш­ки­на, в этом веке Рос­сия «вошла в Ев­ро­пу, как спу­щен­ный со ста­пе­лей ко­рабль – при стуке то­по­ра и громе пушек». В на­ча­ле века был за­ло­жен Санкт-Пе­тер­бург, а в се­ре­ди­не его ос­но­ван Мос­ков­ский уни­вер­си­тет. В этом сто­ле­тии Рос­сия стала ев­ро­пей­ской дер­жа­вой, проч­но заняв место в аль­ян­се дру­гих го­су­дарств и гром­ко за­явив о себе как о ве­ли­кой и мо­гу­ще­ствен­ной стра­не. Век за­кон­чил­ся по­бе­до­нос­ным ита­льян­ским и швей­цар­ским по­хо­да­ми А.В.Су­во­ро­ва, когда «рус­ский штык про­рвал­ся сквозь Альпы». Это сто­ле­тие пе­ре­да­ло эс­та­фе­ту славы и по­дви­гов векам по­сле­ду­ю­щим».   О каком сто­ле­тии идет речь в до­ку­мен­те? Что имел в виду ис­то­рик, го­во­ря о том, что в этом веке Рос­сия стала ев­ро­пей­ской дер­жа­вой? По­яс­не­ние. Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния: 1. Речь идёт о XVIII в. 2. По­ло­же­ния ве­ли­кой ев­ро­пей­ской дер­жа­вы Рос­сия об­ре­ла бла­го­да­ря: - за­во­е­ва­нию вы­хо­да в Бал­тий­ское и Чёрное моря; - росту её меж­ду­на­род­но­го ав­то­ри­те­та и вли­я­ния

Что вы мо­же­те ска­зать об ито­гах раз­ви­тия Рос­сии в этом веке на ос­но­ва­нии тек­ста до­ку­мен­та и зна­ния ис­то­рии?

По­яс­не­ние.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие итоги:

- в Рос­сии были про­ве­де­ны пре­об­ра­зо­ва­ния (эко­но­ми­че­ские, по­ли­ти­че­ские, куль­тур­ные, во­ен­ные), ко­то­рые за­тро­ну­ли раз­ные сферы жизни об­ще­ства;

- зна­чи­тель­но вырос эко­но­ми­че­ский и во­ен­ный по­тен­ци­ал стра­ны;

- XVIII в. вошёл в ис­то­рию как век рус­ской славы, во­ен­ных побед Рос­сии, спо­соб­ство­вав­ших рас­ши­ре­нию тер­ри­то­рии стра­ны, росту её меж­ду­на­род­но­го ав­то­ри­те­та;

- XVIII в. стал вре­ме­нем со­зда­ния и раз­ви­тия основ рос­сий­ской науки, зна­чи­тель­но­го рас­ши­ре­ния си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния, рас­цве­та ху­до­же­ствен­ной куль­ту­ры;

- вме­сте с тем в XVIII в про­изо­шло уси­ле­ние вла­сти и про­из­во­ла по­ме­щи­ков над кре­стья­на­ми

При­вле­кая зна­ния по курсу ис­то­рии и текст до­ку­мен­та, объ­яс­ни­те, в чем со­сто­я­ла пре­ем­ствен­ность цар­ство­ва­ний Петра I и Ека­те­ри­ны II?

По­яс­не­ние.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния:

- Пётр I до­бил­ся по­лу­че­ния Рос­си­ей вы­хо­да в Бал­тий­ское море, Ека­те­ри­на II – в Чёрное

- Пётр I со­здал Сенат, Ека­те­ри­на II упро­чи­ла его по­ло­же­ние;

- при Петре I Рос­сия стала ве­ли­кой ев­ро­пей­ской дер­жа­вой, при Ека­те­ри­не II ещё более вырос её меж­ду­на­род­ный ав­то­ри­тет;

- Пётр I лик­ви­ди­ро­вал пат­ри­ар­ше­ство, Ека­те­ри­на II про­ве­ла се­ку­ля­ри­за­цию цер­ков­ных зе­мель;

- все кар­ди­наль­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, про­ведённые в XVIII в., свя­за­ны с име­нем Петра I и Ека­те­ри­ны II

За­да­ние 20 № 3739. Про­чти­те от­ры­вок из за­ко­но­да­тель­но­го акта.

«...дед наш, Пётр Ве­ли­кий... в то­гдаш­нее ж время рос­сий­ско­му дво­рян­ству... по­ве­лел всту­пить в во­ен­ные и граж­дан­ские служ­бы ... Прав­да, что та­ко­вые учре­жде­ния, хотя и в на­ча­ле ка­за­лись тя­гост­ны­ми и не­снос­ны­ми для дво­рян­ства... (но) по­сле­до­ва­ли от того неисчётные поль­зы, пе­ре­ме­ни­лось не­ве­же­ство в здра­вый рас­су­док, по­лез­ное зна­ние и при­леж­ность к служ­бе умно­жи­ло... усер­дие и от­мен­ную в служ­бе нашей рев­ность, а по­то­му и не на­хо­дим мы той не­об­хо­ди­мо­сти в при­нуж­де­нии к служ­бе, какая до сего вре­ме­ни по­треб­на была. И тако мы... от­ны­не впредь на веч­ные вре­ме­на и в потом­ствен­ные роды жа­лу­ем всему рос­сий­ско­му бла­го­род­но­му дво­рян­ству...

1. Bce на­хо­дя­щи­е­ся в раз­ных наших служ­бах дво­ря­не могут оную про­дол­жать сколь долго по­же­ла­ют, и их со­сто­я­ние им поз­во­лит, од­на­ко ж во­ен­ные ни во время ком­па­нии, ниже пред на­ча­ти­ем оной за три ме­ся­ца об уволь­не­нии из служ­бы... про­сить да не дер­за­ют...

6. А как по сему на­ше­му все­ми­ло­сти­вей­ше­му уста­нов­ле­нию никто уже из дво­рян рос­сий­ских не­во­лею служ­бу про­дол­жать не будет, ...разве особ­ли­вая на­доб­ность по­тре­бу­ет, но то не иначе как за под­пи­са­ни­ем нашей соб­ствен­ной руки имен­ным ука­зом по­ве­де­но будет...

7. ...о ма­ло­лет­них их детях, коих от­ны­не по­ве­ле­ва­ем для един­ствен­но­го толь­ко све­де­ния объ­яв­лять в 12 лет от рож­де­ния их в ге­роль­дии, гу­бер­ни­ях, про­вин­ци­ях и го­ро­дах, ...причём от ро­ди­те­лей или от срод­ни­ков их, у кого оные в смот­ре­нии, брать из­ве­стия, чему они до две­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та обу­че­ны, и где далее науки про­дол­жать же­ла­ют, ...од­на­ко ж чтоб никто не дер­зал без обу­че­ния при­стой­ных бла­го­род­но­му дво­рян­ству наук детей своих вос­пи­ты­вать под тяж­ким нашим гне­вом...

8. На­хо­дя­щих­ся же ныне в нашей во­ен­ной служ­бе дво­рян в сол­да­тах и про­чих ниж­них чинах менее обер-офи­це­ра, кои не до­слу­жи­лись офи­цер­ства, не от­став­лять, разве кто более 12 лет во­ен­ную служ­бу про­дол­жал, то та­ко­вые по­лу­чат уволь­не­ния от служ­бы».

Ука­жи­те, в каком году был издан дан­ный акт. Какое на­зва­ние он по­лу­чил? Какой го­су­дарь (го­су­да­ры­ня) его издал(-а)?

По­яс­не­ние.

В от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны: 1) Год из­да­ния 1762; 2)на­зва­ние: Ма­ни­фест о воль­но­сти дво­рян­ства;3)имя им­пе­ра­то­ра: Петр III.

В чём за­клю­ча­лось ос­нов­ное право, предо­став­лен­ное рус­ско­му дво­рян­ству этим за­ко­но­да­тель­ным актом? Какие огра­ни­че­ния предо­став­лен­но­го дво­ря­нам права вво­ди­лись этим актом (ука­жи­те не менее двух огра­ни­че­ний)?

По­яс­не­ние.

В от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие огра­ни­че­ния: 1) ос­нов­ное право: дво­ря­не по сво­е­му же­ла­нию могли про­хо­дить го­су­дар­ствен­ную служ­бу; 20 вво­ди­лись сле­ду­ю­щие огра­ни­че­ния: 1. во­ен­ные не имели права по­ки­нуть армию во время войны и за три ме­ся­ца до ее на­ча­ла; 2. обя­за­тель­ное по­лу­че­ние об­ра­зо­ва­ния. 3. уво­лить из армии тех дво­рян. ко­то­рые за 12 лет не до­слу­жи­лись до офи­цер­ско­го чина.

Какие дру­гие важ­ные внут­ри­по­ли­ти­че­ские ме­ро­при­я­тия были пред­при­ня­ты им­пе­ра­то­ром, при ко­то­ром был издан дан­ный акт? (Ука­жи­те одно любое ме­ро­при­я­тие.) Как окон­чи­лось его прав­ле­ние? В каком по­сле­ду­ю­щем за­ко­но­да­тель­ном акте были за­креп­ле­ны права и при­ви­ле­гии дво­рян?

По­яс­не­ние.

В от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие внут­ри­по­ли­ти­че­ские ме­ро­при­я­тия:- упразд­не­ние Тай­ной кан­це­ля­рии;

- на­ча­ло се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель;

- по­ощ­ре­ние тор­го­во-про­мыш­лен­ной де­я­тель­но­сти путём со­зда­ния Го­су­дар­ствен­но­го банка и вы­пус­ка ас­сиг­на­ций (Имен­ной указ от 25 мая),

- при­ня­тие указа о сво­бо­де внеш­ней тор­гов­ли (Указ от 28 марта); в нём же со­дер­жит­ся тре­бо­ва­ние бе­реж­но­го от­но­ше­ния к лесам как од­но­му из важ­ней­ших бо­гатств Рос­сии.

указ, раз­ре­шав­ший за­во­дить фаб­ри­ки по про­из­вод­ству па­рус­но­го по­лот­на в Си­би­ри,

- же указ, ква­ли­фи­ци­ро­вав­ший убий­ство по­ме­щи­ка­ми кре­стьян как «ти­ран­ское му­че­ние» и преду­смат­ри­вав­ший за это по­жиз­нен­ную ссыл­ку.о

- он также пре­кра­тил пре­сле­до­ва­ние ста­ро­об­ряд­цев.

Петр III был сверг­нут с пре­сто­ла за­го­вор­щи­ка­ми под ру­ко­вод­ством Ека­те­ри­ны II.

За­ко­но­да­тель­ный акт: Жа­ло­ван­ная Гра­мо­та дво­рян­ству.

За­да­ние 24 № 293. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке,

на пе­ри­од двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов в Рос­сии в XVIII в.

Ряд ис­то­ри­ков (В. О. Клю­чев­ский, С. М. Со­ловьёв, С. Ф. Пла­то­нов и др.) рас­смат­ри­вали пе­ри­од двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов как зна­чи­тель­ный шаг назад в раз­ви­тии го­су­дар­ствен­но­сти.

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и два ар­гу­мен­та, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых Вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде. Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние

при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты:

— по­ли­ти­че­ская не­ста­биль­ность, воз­ник­шая в ре­зуль­та­те при­ня­тия Пет­ром I указа о на­сле­до­ва­нии пре­сто­ла;

— борь­ба за власть между раз­лич­ны­ми груп­пи­ров­ка­ми дво­рян­ства и ро­до­ви­той знати;

— шесть цар­ству­ю­щих особ в этот пе­ри­од по­лу­чи­ли пре­стол в ре­зуль­та­те двор­цо­вых ин­триг или пе­ре­во­ро­тов;

— за­си­лье ино­стран­цев — «би­ро­нов­щи­на»;

— уси­ле­ние роли фа­во­ри­тов-вре­мен­щи­ков;

— от­сут­ствие серьёзных ре­форм;

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

— внеш­няя по­ли­ти­ка этого пе­ри­о­да от­ве­ча­ла на­ци­о­наль­ным ин­те­ре­сам го­су­дар­ства и обес­пе­чи­ва­ла без­опас­ность рос­сий­ских гра­ниц;

— укреп­ля­лось меж­ду­на­род­ное вли­я­ние Рос­сии;

— даль­ней­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ли об­ра­зо­ва­ние, наука, куль­ту­ра (был от­крыт Мос­ков­ский уни­вер­си­тет, со­зда­на Ака­де­мия ху­до­жеств);

— от­ме­не­ны внут­рен­ние та­мо­жен­ные по­шли­ны;

— были до­стиг­ну­ты опре­делённые успе­хи в раз­ви­тии эко­но­ми­ки.

Могут при­ве­де­ны дру­гие ар­гу­мен­ты

За­да­ние 24 № 8309. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

«Бли­жай­шие пре­ем­ни­ки Петра I на пре­сто­ле (Ека­те­ри­на I, Петр II, Анна Иоан­нов­на) пре­да­ли его по­ли­ти­че­ский курс и не от­ли­ча­лись бе­реж­ным от­но­ше­ни­ем к его на­сле­дию».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её . При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать ар­гу­мен­ты:

1) в под­твер­жде­ние, на­при­мер:

- на­сту­пив­шая после смер­ти Петра эпоха двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов ха­рак­те­ри­зо­ва­лась сла­бым про­яв­ле­ни­ем вни­ма­ния к делам го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния со сто­ро­ны мо­нар­хов - Ека­те­ри­на I, Пётр II, Анна Иоан­нов­на пе­ре­да­ли го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние в руки фа­во­ри­тов, пред­по­чтя ра­зо­ри­тель­ные раз­вле­че­ния, что не­га­тив­но ска­за­лось на ин­те­ре­сах го­су­дар­ства;

- про­изошёл отказ от ряда пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний (за­кры­ва­лись кол­ле­гии, было ума­ле­но зна­че­ние Се­на­та, сгнил флот, при Петре II про­изошёл фак­ти­че­ский пе­ре­нос сто­ли­цы в Моск­ву);

- пре­ем­ни­ки Петра не смог­ли про­дол­жить его курс на рас­ши­ре­ние и внеш­нее укреп­ле­ние им­пе­рии (про­вал по­пыт­ки за­во­е­ва­ния вы­хо­да

к Чёрному морю при Анне Иоан­нов­не).

2) в опро­вер­же­ние, на­при­мер:

- курс на ев­ро­пе­и­за­цию Рос­сии после смер­ти Петра был про­дол­жен (укреп­ля­лись ев­ро­пей­ские обы­чаи при дворе, рас­ши­ря­лось дво­рян­ское об­ра­зо­ва­ние в ев­ро­пей­ском духе и т. д.);

- со­хра­ня­лись ос­но­вы со­здан­ной Пет­ром I си­сте­мы го­су­дар­ственного управ­ле­ния (кол­ле­ги­аль­ная си­сте­ма, со­хра­ня­лись Свя­тей­ший Синод и Сенат, пусть и с уре­зан­ны­ми пра­ва­ми);

- была про­дол­же­на по­ли­ти­ка Петра по укреп­ле­нию со­слов­но­го на­ча­ла (рас­ши­ре­ние дво­рян­ских при­ви­ле­гий, уси­ле­ние кре­пост­но­го права, при­креп­ле­ние к ма­ну­фак­ту­рам ра­бот­ни­ков);

- пре­ем­ни­ки Петра, пусть и не все­гда удач­но, но стре­ми­лись ре­а­ли­зо­вать на­ме­чен­ные им за­да­чи во внеш­ней по­ли­ти­ке (со­хра­не­ние за­во­е­ва­ний в Се­вер­ной войне, по­пыт­ка за­во­е­ва­ния вы­хо­да в Чёрное море при Анне Иоан­нов­не).

За­да­ние 24 № 3703. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Про­во­дя свои ре­фор­мы, Пётр I за­им­ство­вал сло­жив­ши­е­ся в За­пад­ной Ев­ро­пе формы ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ства (эко­но­ми­ки), спо­со­бы ор­га­ни­за­ции армии и го­су­дар­ствен­ные ин­сти­ту­ты (ор­га­ны управ­ле­ния и власт­ные струк­ту­ры) ».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать ар­гу­мен­ты:

1) в под­твер­жде­ние, на­при­мер:

- учре­жде­ние кол­ле­гий;

- раз­ви­тие ма­ну­фак­тур­но­го про­из­вод­ства;

- вве­де­ние гу­бер­на­то­ров и ма­ги­стра­тур;

- вве­де­ние ре­крут­ской по­вин­но­сти.

2) в опро­вер­же­ние, на­при­мер:

- ока­зы­вал по­кро­ви­тель­ство оте­че­ствен­ной про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ле;

- был со­хра­нен мо­нар­хи­че­ский строй и даже уси­лен.

За­да­ние 24 № 3663. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Ре­фор­мы Петра I при­ве­ли к со­зда­нию усло­вий для раз­ви­тия в Рос­сии вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ной круп­ной про­мыш­лен­но­сти».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать ар­гу­мен­ты:

1) в под­твер­жде­ние, на­при­мер:

-со­зда­ние соб­ствен­ной про­мыш­лен­но­сти было про­дик­то­ва­но во­ен­ны­ми нуж­да­ми­Петр был вы­нуж­ден стро­ить ма­ну­фак­ту­ры, при­зван­ные обес­пе­чить резко воз­рос­шие по­треб­но­сти армии и флота.

- при­вле­че­ние на служ­бу ино­стран­цев и по­сыл­ка на учебу за­гра­ни­цу дво­рян;

-от­кры­тие пер­во­го в Рос­сии се­ребро­пла­виль­но­го за­во­да;

-гео­ло­го­раз­вед­ка по­лез­ных ис­ко­па­е­мых;

- Про­мыш­лен­ное осво­е­ние Урала;

- По­яв­ля­ют­ся ору­жей­ные за­во­ды(пу­шеч­ные дворы, ар­се­на­лы) в Оло­нец­ком крае, Сест­ро­рец­ке и Туле, по­ро­хо­вые за­во­ды — в Пе­тер­бур­ге и под Моск­вой, раз­ви­ва­ет­ся ко­же­вен­ная и тек­стиль­ная про­мыш­лен­ность — в Москве, Яро­слав­ле, Ка­за­ни и на Ле­во­бе­реж­ной Укра­и­не, что обу­слав­ли­ва­лось не­об­хо­ди­мо­стью про­из­вод­ства эки­пи­ров­ки и об­мун­ди­ро­ва­ния для рус­ских войск, по­яв­ля­ет­ся шел­ко­пря­де­ние, про­из­вод­ство бу­ма­ги, це­мен­та, са­хар­ный завод и шпа­лер­ная фаб­ри­ка.

2) в опро­вер­же­ние, на­при­мер:

-Ос­нов­ной про­бле­мой на рус­ских ма­ну­фак­ту­рах того вре­ме­ни была не­хват­ка ра­бо­чей силы. Про­бле­ма ре­ша­лась на­силь­ствен­ны­ми ме­ра­ми: к ма­ну­фак­ту­рам при­пи­сы­ва­ли целые де­рев­ни и сёла, кре­стья­не ко­то­рых от­ра­ба­ты­ва­ли свои по­да­ти го­су­дар­ству на ма­ну­фак­ту­рах (такие кре­стья­не по­лу­чат на­зва­ние при­пис­ных), на фаб­ри­ки по­сы­ла­ли пре­ступ­ни­ков и нищих. В 1721 году по­сле­до­вал указ, в ко­то­ром раз­ре­ша­лось «ку­пец­ким людям» по­ку­пать де­рев­ни, кре­стьян ко­то­рых можно было пе­ре­се­лять на ма­ну­фак­ту­ры (такие кре­стья­не по­лу­чат на­зва­ние по­сес­си­он­ных).

Наши рекомендации

  За­да­ние 24 № 2116.Вы­ска­зы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щая оцен­ка вли­я­ния «на­след­ства» Петра Ве­ли­ко­го на по­сле­ду­ю­щее раз­ви­тие Рос­сии.   «Рос­сий­ское го­су­дар­ство и об­ще­ство в по­сле­пет­ров­ское время (вто­рая чет­верть-вто­рая по­ло­ви­на XVIII в.) пол­но­стью со­хра­ни­ло то внут­ри­по­ли­ти­че­ское и со­ци­аль­ное «на­след­ство», ко­то­рое оста­вил после себя Петр Ве­ли­кий»   Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те не менее двух ар­гу­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и не менее двух ар­гу­мен­тов, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её. По­яс­не­ние. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать ар­гу­мен­ты:   1) в под­твер­жде­ние, на­при­мер - со­хра­ни­лась до конца