C3 Используя знания по истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трех причин.
Задание 3 № 8288. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, кроме одного, относятся к царствованию Екатерины II.
1) Учреждения для управления губерниями; 2) эпоха Просвещения; 3) дворянские собрания; 4) Смольный институт благородных девиц; 5) Комитет министров; 6) ассигнации.
Задание 3 № 6012. Ниже приведён перечень названий. Все они, за исключением одного, обозначают государственные органы Российской империи в XVIII–XIX вв.
1) Правительствующий сенат; 2) Верховный тайный совет; 3) Приказ Тайных дел; 4) Государственный совет; 5) Военная коллегия; 6) Комитет министров.
Задание 3 № 3769. Ниже приведён перечень географических названий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям Северной войны.
1) Гангут
2) Нарва
3) Полтава
4) Аустерлиц
5) Гренгам
6) Ништадт
Задание 3 № 3369. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям XVIII в. 1) Кондиции 2) прокурор 3) фискал 4) дворянское собрание 5) Негласный комитет 6) Уложенная комиссия |
Задание 3 № 2484. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVIII в.
1) Государственный Совет
2) кондиции
3) коллегии
4) верховники
5) Уложенная Комиссия
6) Синод
Задание 3 № 1435. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям XVIII—середины XIX в. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Барщина, думская монархия, крепостничество, император, бюрократия, денежный оброк
Задание 3 № 1066. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVIII в. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Коллегии, фискал, бироновщина, земская управа, ассамблея.
Задание 3 № 871. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе петровских преобразований. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Ассамблеи, коллегии, Сенат, Синод, Государственный совет.
Задание 3 № 793. Ниже приведен ряд имен видных государственных деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к XVIII в. Найдите и запишите фамилию государственного деятеля, не относящегося к данному периоду.
А. Д. Меншиков, Г. А. Потемкин, П. И. Шувалов, П. Я. Румянцев, Н. Н. Новосильцев
Задание 3 № 715. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVIII в. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Сенат, кондиции, коллегии, Верховный Тайный Совет, Синод, Негласный комитет.
Задание 3 № 520. Ниже приведён ряд имён. Все они, кроме одного, связаны с русско-турецкими войнами второй половины XVIII в. Найдите и напишите имя, не связанное с этими событиями. |
Задание 3 № 247. Ниже приведён ряд имён видных государственных и военных деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к XVIII в. Найдите и запишите имя государственного деятеля, не относящегося к данному периоду.
Меншиков, Потёмкин, Миних, Румянцев, Канкрин.
Задание 22 № 447. Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трёх положений.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из труда С. М. Соловьева.
«До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.
Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.
(Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».
Пояснение.
Может быть указано, что царствование Елизаветы Петровны отличалось:
— возвращением к традициям петровского времени;
— предпочтением русских людей иностранцам;
— укреплением национальных традиций.
Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.
Пояснение.
Могут быть указаны следующие положения:
— ликвидация Кабинета министров;
— учреждение Императорского совета;
— восстановление роли Сената;
— восстановление коллегий, Главного магистрата;
— в центре внимания — армия и флот;
— восстановление количественного состава русской армии.
Задание 20 № 445. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) речь идёт об императрице Елизавете Петровне;
2) годы её царствования — 1741—1761 гг.
Задание 20 № 1109. Кому предъявляются обвинения? От кого из правителей России исходили обвинения и вопросы? О каких событиях идёт речь в документе?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из документа 1741 г.
«Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведает и признать должен.
Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского
Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы…
И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить:
1. Что ему от Ея Величества пожаловано деньгами, алмазами и другими вещами?
2. Что он сам взял казанного… и в которое время?
3. Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано, и в которое время?
4. Сколько денег и другого богатства и пожитков он вне государства отправил, куды и где ныне находится?».
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны:
1) Э. И. Бирон;
2) Анна Леопольдовна, правительница России;
3) деятельность Э. И. Бирона во время царствования Анны Иоанновны и проведение суда над ним.
Задание 21 № 1110. В чём обвиняли исторического деятеля (приведите не менее 3 обвинений)?
Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны обвинения:
1) вмешательство во все государственные дела;
2) причинение экономического ущерба государству;
3) хищение и вывоз за границу государственных средств.
1111. Как называлась историческая эпоха, в которую происходили события? Какие черты эпохи отразились в данных событиях (укажите не менее двух черт)?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) эпоха дворцовых переворотов;
2) черты эпохи, например:
— частая смена монархов;
— фаворитизм;
— борьба политических группировок вокруг престола.
Могут быть указаны другие черты.
Задание 20 № 1438. «Понеже царское величество указал по именному своему великого государя указу, писанному его величества собственною рукою, бригадира и лейб-гвардии капитана господина князя Трубецкого над здешним и прочими магистраты объявить обер-президентом, и чтоб он ведал всех купецких людей судом и о их делах доносил сенату.
...Магистрату граждане надлежат, и в двух гильдиях состоят такие: банкиры (которые дают на векселя деньги), знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными многими товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы, портные, сапожники, кузнецы, плотники, столяры, рещики, токари и сим подобные из которых первой гильдии или первостатейные состоят, и от другого подлого гражданства привилегиями и преимуществы суть отменны; яко банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Во второй гильдии, которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасы торгуют...
И по такому определению каждое художество и ремесло свои особливые цунфты (цехи) или собрания ремесленных людей, и над оными алдерманов (или старшин) по величеству города и по числу художников имеет...
Понеже магистрат, яко глава и начальство есть всему гражданству, то оного должность состоит в том, еже судити граждан, содержати в своем смотрении полицию, положенные с них доходы сбирать, и отдавать по указам, куда от камор-коллегии будет определено, учреждать всю экономию (или домостроительство)города, яко купечество, всякое ремесло, художество и прочее, и чинить о всяких нуждах, и что к гражданской пользе принадлежит, потребные предложения до главного магистрата: того ради [оные] магистраты губернаторам и воеводам не должны подчинены быть в том, что до градского суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в канцелярию) позывать; но надлежит на такого (мещанина) в магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданского начальства суда на него искать. Також никакому коменданту не должно квартиры в городах по своей воли располагать, но надлежит сие чинить так, как в 12 главе объявлено. А ежели кто из магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно: таковым позволяется его царскому величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством.»
Укажите время (с точностью до четверти века), когда появился данный документ. Какой царь его издал? Какой новый орган управления городами этот документ вводил?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) время — первая четверть XVIII в.
2) царь — Петр I.
3) орган — главный магистрат.
Какие новые формы объединения горожан вводил данный указ? Укажите не менее двух форм. Чем поощрялась служба в органе городского управления?
Пояснение.
Могут быть названы следующие формы объединения горожан:
— Горожане делились по профессиональному признаку на цеха и гильдии.
Используя исторические знания, ответьте на следующие вопросы. Кто до появления этого указа обладал судебной и административной властью в городах? Что случилось с введенными данным указом органами управления городами впоследствии? Какой указ во второй половине того же столетия, в котором появился данный документ, определил права горожан и городского самоуправления?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— До указа судебной и административной властью в городах обладали воеводы.
— Впоследствии магистраты были заменены на выборные сословные органы власти, в городах власть принадлежала назначаемому городничему.
— Во второй половине XVIII века при Екатерине II были проведены городская и губернская реформы. В 1785 году была принята «Жалованная грамота городам».
Задание 20 № 2106.Из документа XVIII в.
«…1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом.
2. Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследии и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме одного, который в недвижимых наследниках будет… То же разумеется и о дочерях».
Как назывался документ, отрывок из которого приведён? Когда и кем он был издан?
Пояснение.
Может быть указано, что
- речь идёт об «Указе о единонаследии»;
- время издания – 1714 г.;
- указ издан Петром I
Используя текст документа и знания по истории, приведите не менее трёх положений, раскрывающих сущность и цель издания документа.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие положения:
- произошло окончательное уравнивание в правах владельцев вотчин и помещиков и слияние их в одно дворянское сословие;
- имение (недвижимое имущество) наследует только один из сыновей; остальные получают только движимое наследство и могут приобретать недвижимость посредством службы государству;
- основная цель указа - оградить от распыления земельные владения правящего сословия и создать у дворян заинтересованность в службе государству
Кто из русских монархов отменил этот указ? Используя знания по истории, укажите, какие законы, принятые в первой четверти XVIII в., определяли обязанности дворянства в интересах государства?
Пояснение.
1. Может быть указано, что данный указ отменила императрица Анна Иоанновна;
2. Могут быть названы следующие законы:
- запрет на производство в офицеры дворян, не прошедших службу в гвардейских полках в качестве рядовых;
- запрет жениться дворянским «недорослям», не овладевшим азами математики;
- запрет на покупку имений тем дворянам, кто нигде не служит
Задание 20 № 2112.Из труда историка В.Н. Балязина «Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизировали этот век: он начался правлением Петра Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С.Пушкина, в этом веке Россия «вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек». В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Век закончился победоносным итальянским и швейцарским походами А.В.Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим». О каком столетии идет речь в документе? Что имел в виду историк, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой? Пояснение. Могут быть приведены следующие положения: 1. Речь идёт о XVIII в. 2. Положения великой европейской державы Россия обрела благодаря: - завоеванию выхода в Балтийское и Чёрное моря; - росту её международного авторитета и влияния |
Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основании текста документа и знания истории?
Пояснение.
Могут быть названы следующие итоги:
- в России были проведены преобразования (экономические, политические, культурные, военные), которые затронули разные сферы жизни общества;
- значительно вырос экономический и военный потенциал страны;
- XVIII в. вошёл в историю как век русской славы, военных побед России, способствовавших расширению территории страны, росту её международного авторитета;
- XVIII в. стал временем создания и развития основ российской науки, значительного расширения системы образования, расцвета художественной культуры;
- вместе с тем в XVIII в произошло усиление власти и произвола помещиков над крестьянами
Привлекая знания по курсу истории и текст документа, объясните, в чем состояла преемственность царствований Петра I и Екатерины II?
Пояснение.
Могут быть названы следующие положения:
- Пётр I добился получения Россией выхода в Балтийское море, Екатерина II – в Чёрное
- Пётр I создал Сенат, Екатерина II упрочила его положение;
- при Петре I Россия стала великой европейской державой, при Екатерине II ещё более вырос её международный авторитет;
- Пётр I ликвидировал патриаршество, Екатерина II провела секуляризацию церковных земель;
- все кардинальные преобразования, проведённые в XVIII в., связаны с именем Петра I и Екатерины II
Задание 20 № 3739. Прочтите отрывок из законодательного акта.
«...дед наш, Пётр Великий... в тогдашнее ж время российскому дворянству... повелел вступить в военные и гражданские службы ... Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале казались тягостными и несносными для дворянства... (но) последовали от того неисчётные пользы, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило... усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. И тако мы... отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству...
1. Bce находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы... просить да не дерзают...
6. А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, ...разве особливая надобность потребует, но то не иначе как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет...
7. ...о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, ...причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, ...однако ж чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом...
8. Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставлять, разве кто более 12 лет военную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы».
Укажите, в каком году был издан данный акт. Какое название он получил? Какой государь (государыня) его издал(-а)?
Пояснение.
В ответе должны быть указаны: 1) Год издания 1762; 2)название: Манифест о вольности дворянства;3)имя императора: Петр III.
В чём заключалось основное право, предоставленное русскому дворянству этим законодательным актом? Какие ограничения предоставленного дворянам права вводились этим актом (укажите не менее двух ограничений)?
Пояснение.
В ответе могут быть указаны следующие ограничения: 1) основное право: дворяне по своему желанию могли проходить государственную службу; 20 вводились следующие ограничения: 1. военные не имели права покинуть армию во время войны и за три месяца до ее начала; 2. обязательное получение образования. 3. уволить из армии тех дворян. которые за 12 лет не дослужились до офицерского чина.
Какие другие важные внутриполитические мероприятия были предприняты императором, при котором был издан данный акт? (Укажите одно любое мероприятие.) Как окончилось его правление? В каком последующем законодательном акте были закреплены права и привилегии дворян?
Пояснение.
В ответе могут быть указаны следующие внутриполитические мероприятия:- упразднение Тайной канцелярии;
- начало секуляризации церковных земель;
- поощрение торгово-промышленной деятельности путём создания Государственного банка и выпуска ассигнаций (Именной указ от 25 мая),
- принятие указа о свободе внешней торговли (Указ от 28 марта); в нём же содержится требование бережного отношения к лесам как одному из важнейших богатств России.
указ, разрешавший заводить фабрики по производству парусного полотна в Сибири,
- же указ, квалифицировавший убийство помещиками крестьян как «тиранское мучение» и предусматривавший за это пожизненную ссылку.о
- он также прекратил преследование старообрядцев.
Петр III был свергнут с престола заговорщиками под руководством Екатерины II.
Законодательный акт: Жалованная Грамота дворянству.
Задание 24 № 293. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке,
на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.
Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Аргументы в подтверждение
при выборе первой точки зрения могут быть приведены следующие аргументы:
— политическая нестабильность, возникшая в результате принятия Петром I указа о наследовании престола;
— борьба за власть между различными группировками дворянства и родовитой знати;
— шесть царствующих особ в этот период получили престол в результате дворцовых интриг или переворотов;
— засилье иностранцев — «бироновщина»;
— усиление роли фаворитов-временщиков;
— отсутствие серьёзных реформ;
Аргументы в опровержение:
— внешняя политика этого периода отвечала национальным интересам государства и обеспечивала безопасность российских границ;
— укреплялось международное влияние России;
— дальнейшее развитие получили образование, наука, культура (был открыт Московский университет, создана Академия художеств);
— отменены внутренние таможенные пошлины;
— были достигнуты определённые успехи в развитии экономики.
Могут приведены другие аргументы
Задание 24 № 8309. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Ближайшие преемники Петра I на престоле (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна) предали его политический курс и не отличались бережным отношением к его наследию».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её . При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
- наступившая после смерти Петра эпоха дворцовых переворотов характеризовалась слабым проявлением внимания к делам государственного управления со стороны монархов - Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна передали государственное управление в руки фаворитов, предпочтя разорительные развлечения, что негативно сказалось на интересах государства;
- произошёл отказ от ряда петровских преобразований (закрывались коллегии, было умалено значение Сената, сгнил флот, при Петре II произошёл фактический перенос столицы в Москву);
- преемники Петра не смогли продолжить его курс на расширение и внешнее укрепление империи (провал попытки завоевания выхода
к Чёрному морю при Анне Иоанновне).
2) в опровержение, например:
- курс на европеизацию России после смерти Петра был продолжен (укреплялись европейские обычаи при дворе, расширялось дворянское образование в европейском духе и т. д.);
- сохранялись основы созданной Петром I системы государственного управления (коллегиальная система, сохранялись Святейший Синод и Сенат, пусть и с урезанными правами);
- была продолжена политика Петра по укреплению сословного начала (расширение дворянских привилегий, усиление крепостного права, прикрепление к мануфактурам работников);
- преемники Петра, пусть и не всегда удачно, но стремились реализовать намеченные им задачи во внешней политике (сохранение завоеваний в Северной войне, попытка завоевания выхода в Чёрное море при Анне Иоанновне).
Задание 24 № 3703. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Проводя свои реформы, Пётр I заимствовал сложившиеся в Западной Европе формы организации производства (экономики), способы организации армии и государственные институты (органы управления и властные структуры) ».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
- учреждение коллегий;
- развитие мануфактурного производства;
- введение губернаторов и магистратур;
- введение рекрутской повинности.
2) в опровержение, например:
- оказывал покровительство отечественной промышленности и торговле;
- был сохранен монархический строй и даже усилен.
Задание 24 № 3663. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Реформы Петра I привели к созданию условий для развития в России высокопроизводительной крупной промышленности».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
-создание собственной промышленности было продиктовано военными нуждамиПетр был вынужден строить мануфактуры, призванные обеспечить резко возросшие потребности армии и флота.
- привлечение на службу иностранцев и посылка на учебу заграницу дворян;
-открытие первого в России сереброплавильного завода;
-геологоразведка полезных ископаемых;
- Промышленное освоение Урала;
- Появляются оружейные заводы(пушечные дворы, арсеналы) в Олонецком крае, Сестрорецке и Туле, пороховые заводы — в Петербурге и под Москвой, развивается кожевенная и текстильная промышленность — в Москве, Ярославле, Казани и на Левобережной Украине, что обуславливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск, появляется шелкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарный завод и шпалерная фабрика.
2) в опровержение, например:
-Основной проблемой на русских мануфактурах того времени была нехватка рабочей силы. Проблема решалась насильственными мерами: к мануфактурам приписывали целые деревни и сёла, крестьяне которых отрабатывали свои подати государству на мануфактурах (такие крестьяне получат название приписных), на фабрики посылали преступников и нищих. В 1721 году последовал указ, в котором разрешалось «купецким людям» покупать деревни, крестьян которых можно было переселять на мануфактуры (такие крестьяне получат название посессионных).
Задание 24 № 2116.Высказывается следующая оценка влияния «наследства» Петра Великого на последующее развитие России. «Российское государство и общество в послепетровское время (вторая четверть-вторая половина XVIII в.) полностью сохранило то внутриполитическое и социальное «наследство», которое оставил после себя Петр Великий» Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её. Пояснение. Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например - сохранилась до конца |