Кто являлся проводником советской помощи ? 5 страница
® Кто являлся инициатором экономического реформирования ?
Пленум выделил основные направления предстоящего экономического реформирования. Первое — изменения в существующих формах и методах структуры управления народным хозяйством. Пленум принял решение вновь вернуться к отраслевому принципу управления промышленными предприятиями, который в 1957 г. был заменен территориальной системой управления, т.е. Советами народного хозяйства — Совнархозами.
Вместо Совнархозов восстанавливались министерства, причем их число постоянно росло и к середине 80-х годов их насчитывалось около 100 союзных и республиканских.
Второе — совершенствование системы планирования. Необходимо было устранить главный тормоз развития и совершенствования народного хозяйства — валовый принцип роста объема производства. Показатель объема валовой продукции не ориентировал предприятия на выпуск изделий, действительно необходимых народу, во многих случаях сдерживал расширение ассортимента, улучшение качества продукции. Предлагалось вместо показателя валовой продукции установить в планах предприятий задания по объему реализованной ими продукции. Вместе с тем в системе плановых показателей сохранялись задания по важнейшим видам продукции, необходимой для удовлетворения общественных потребностей, хотя и невыгодной для производителей.
Третье — совершенствование экономического стимулирования. Во-первых, улучшение системы ценообразования. (До реформы наряду с высокорентабельными предприятиями имелись и убыточные производства. Первым отдавалось предпочтение, хотя продукция вторых была крайне необходима, но нуждалась в дотации.) Во-вторых, улучшение оплаты труда как путем централизованного повышения окладов и тарифных ставок, так и за счет доходов предприятия.
@ Как сочетались общественные и личные интересы?
Первый год работы предприятий по новой системе хозяйствования дал два главных результата — ускорение темпов развития и повышение эффективности производства, что отразилось на росте реализации продукции и прибыли производителя. В августе 1967 г. Совет Министров СССР обсудил вопрос о работе предприятий, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, отметив такие существенные недостатки, как слабое внедрение хозрасчета, нарушение взаимных обязательств по кооперативным поставкам продукции, излишняя министерская опекаемость предприятий и др.
@ Что было необходимо для устранения недостатков?
Ход реформы систематически обсуждался Госпланом СССР, министерствами, государственными комитетами, НИИ. На ос-
нове изучения и обобщения опыта экономического реформирования разрабатывались различные рекомендации, которые не всегда способствовали эффективности проводимой реформы.
Промышленность и транспорт
Успех начального этапа реформ во многом был связан с действием фактора неограниченности нововведения. Так, получение стабильного, не подлежащего корректировке производственного плана позволило хозяйственным руководителям привлечь дополнительные силы для перевыполнения заданий и увеличения прибыли.
Экономическая реформа середины 60-х годов побудила отдельные производственные коллективы, инициативных и творчески мыслящих людей к более решительной перестройке самой практики хозяйствования. Реальным содержанием стали наполняться политические лозунги: «Экономика должна быть экономной», «От каждого по способности, каждому по труду» и др. Значительно стала повышаться трудовая активность трудящихся, рождались различные формы и методы более рационального хозяйствования. Экономические эксперименты стали отличительным явлением хозяйственной жизни середины 60-х—70-х годов.
Одним из первых в промышленности комплексных экономических экспериментов стал в августе 1967 г. почин коллектива Щекинского химического комбината в Тульской области. Сущность идеи состояла в том, чтобы вышестоящие органы соблюдали два основных положения: 1) фонд заработной платы должен быть стабильным в течение нескольких лет; 2) вся экономия зарплаты должна оставаться в распоряжении предприятия (50% экономии передавалось начальникам цехов на материальное стимулирование рабочих).
В результате проведения эксперимента за 1967—1975 гг. объем производства в объединении увеличился почти в 3 раза, в то же время производственный персонал сократился на 1,5 тыс. человек, производительность труда выросла в 3,3 раза, а заработная плата на 45%.
(jj) В чем причины успехов щекинских химиков ?
Однако несмотря на очевидное преимущество работы в новых условиях, обеспечивающих соединение общественного и
личного интересов трудящихся, метод щекинцев постепенно заглох. Жесткий принцип административно-командного планирования «от достигнутого» и чиновничье-управленческии стиль распределения доходов производителей фактически губили ценную основополагающую идею экономического развития. Становилось ясно, что для прогресса необходимо демонтировать малоэффективную хозяйственно-политическую систему.
(J) Почему коллектив химического комбината отказался от своей идеи?
Конечно, нельзя забывать и крупнейшие достижения экономики СССР. В середине 60-х—70-х годах сильно увеличилась энергетическая база страны. Были построены крупнейшие в мире Братская и Красноярская ГЭС, Усть-Илимская и Саяно-Шушенская ГЭС, Чернобыльская, Воронежская, Игнолинская атомные электростанции и др., эффективность и практическая необходимость которых весьма проблематична.
(Ц) Каковы кпд и степень риска ГЭС и АС?
В 1970 г. начал выдавать продукцию Волжский автозавод в Тольятти, в середине 70-х годов — Камский завод в г.Набереж-ные Челны.
(g) Какими были рентабельность автозаводов и качество автомобилей?
Особое внимание в экономическом развитии страны придавалось работе над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию топливно-энергетической базы, созданию Западно-Сибирского территориально-промышленного комплекса, возведению Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и др.
@ Какова эффективность крупномасштабных экономических программ?
Многие министерства и ведомства пытались решить проблемы развития отрасли прежде всего за счет капиталовложений в новое строительство, вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, излишеству машинного
станочного парка. Промышленность и транспорт все больше и больше работали лишь на себя.
Реформа, начавшаяся в 1965 г., несколько приостановила падение темпов роста промышленного производства, среднегодовой уровень которых составлял по традиционным и альтернативным показателям: в 1951—1955 гт. — 13,1/8,7%; в 1956— 1960 гг. - 10,3/8,3; в 1961-1965 гг. - 8,6/7,0; в 1966-1970 гт. -8,5/4,5%. Со свертыванием реформы показатели темпов промышленного производства все более сокращались: в 1971— 1975 гт. они составляли 7,4/4,5%; в 1976—1980 гт. — 4,4/3,0%.
(9) В нем объективные и субъективные причины падения промышленного производства?
Сельское хозяйство
В начале 60-х годов СССР впервые стал закупать зерно за границей, что вызвало крайне негативное отношение к Хрущеву. Новое руководство страны предпринимало немало усилий для стабилизации сельского хозяйства. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Намечались меры по перераспределению национального дохода в пользу сельского хозяйства, смягчению государственного контроля за деятельностью колхозов, более широкому решению социальных проблем села, повышению закупочных цен на сельхозпродукцию. Особо была подчеркнута необходимость перехода от административных методов управления к экономическим, широкого внедрения хозрасчета. Было решено установить твердые планы закупок сельхозпродукции на пятилетие, имеющие гармоничное сочетание общегосударственных и внутрихозяйственных интересов.
Майский (1966 г.) Пленум ЦК КПСС обсудил вопрос о широком развитии мелиорации земель для повышения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур. С 1 июля 1966 г. вступило в силу постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, гарантирующее ежемесячную оплату труда колхозников. Предусматривалось, что при распределении доходов в колхозах в первую очередь формируется оплата труда. Октябрьский (1968 г.) Пленум ЦК КПСС обсудил вопрос о ходе выполнения решений XXIII съезда и пленумов ЦК по вопросам сельского хозяйст-
ва. В июле 1970 г. на Пленуме ЦК выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев с докладом «Очередные задачи партии в области сельского хозяйства». Майский (1982 г.) Пленум ЦК утвердил специальную Продовольственную программу. Таким образом, внимания сельскому хозяйству со стороны руководящих органов страны, призывов и ценных указаний было предостаточно. Однако в сельскохозяйственном производстве нарастал кризис.
ф Назовите причины нарастания кризиса.
Валовый прирост продукции в сельском хозяйстве СССР составил: за годы 8-й пятилетки (1966—1970) — 21%; 9-й (1971— 1975) - 13; 10-й (1976-1980) — 9; за годы 11-й пятилетки (1981— 1985) — 6%. Таким образом, уже с середины 70-х годов темпы прироста сельскохозяйственной продукции стали отставать от темпов прироста населения.
Дефицит сельскохозяйственной продукции усугублялся ее большими потерями на всем пути — от поля до потребителя. Недостаток и низкое качество транспортных средств, хранилищ, тары, перерабатывающих предприятий, удаленность их от полей и ферм, садов и огородов, к тому же плохие дороги «съедали» 20% зерна, 40% картофеля, овощей — 1/3 от того, что производили. При остром дефиците мясных продуктов потери мяса составляли 1 млн т.
Бесхозяйственность в деревне, государственный произвол, игнорирование прав колхозников вели к физическому развалу сельского хозяйства. За 20 лет (середина 60-х—середина 80-х годов) только в Калининской (Тверской) области сельское население сократилось с 834 тыс. человек до 483 тыс., или почти наполовину.
ф Каковы причины ухода крестьян из деревни?
Руководство страны увеличивало бюджетные дотации в сферу сельскохозяйственного производства, но эти" суммы были гораздо меньше изымаемых из него. К середине 80-х годов долги сельхозпродукции банку перевалили за 144 млрд. руб. Однако государство ежегодно выдавало из бюджета не менее 20—25 млрд. руб. колхозам и 50 — совхозам.
@ Куда уходили «госдотации» ?
И все же советские люди не чувствовали остроты наступающего продовольственного кризиса, так как «подкармливались» из-за рубежа. Так, удельный вес импорта в потреблении мяса в СССР составлял в 1987 г. — 6,6%, масла животного — 19,7, растительного — 22,5%, сахара-сырца — 25,5%. В середине 80-х годов каждая третья булка в СССР выпекалась из импортного зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна в денежном выражении вырос более чем в 10 раз.
(D Какие средства использовались для покрытия импорта продовольствия?
Причины «застоя»
При анализе периода середины 60-х—середины 80-х годов ясно видна противоречивость больших слов и малых дел, благих начинаний и печальных результатов. Так, объявляя всенародно о досрочном выполнении пятилетних планов, советское руководство умалчивало о том, что по первоначальным плановым заданиям ни одна пятилетка не была выполнена. Планы 1966—1970 гг. выполнены были лишь на 64%, 1971—1975 тт. — на 70, 1976—1980 гг. — на 55%. Удручающие показатели были и по основным параметрам, характеризующим экономику страны.
Соотношение фактических и плановых темпов прироста, %
1966— 1970 гг. | 1971-1975 гг. | 1976-1980 гг. | 1981-1985 гг. | |
Валовая продукция: промышленность/сельское хоз-во | 103/84 | 91/68 | 67/56 | 77/42 |
Производительность труда: промышленность/сельское хоз-во | 93/87 | 87/20 | 55/53 | 74/34 |
Реальные доходы/Розничный товарооборот | 110/120 | 80/86 | 85/84 | 67/70 |
Хотя все задания пятилеток, по заявлению правительства, были выполнены успешно и досрочно, реальную картину дает таблица результатов выполнения отдельных плановых заданий по пятилетиям.
Результаты выполнения отдельных плановых заданий по пятилетиям*
Пятилетние периоды | Показатели | ||
Средний плановый среднегодовой темп прироста, % (1) | Средний фактический среднегодовой темп прироста, % (2) | Процент выполнения плановых заданий (2):(1) | |
I (1928-1932 гг.): отправной вариант оптимальный вариант II (1933-1937 гг.) IV (1946-1950 гг.) VI (1956-1960 гг.) VII (1961-1965 гг.) VIII (1966-1970 it.) IX (1971-1975 гг.) X (1976-1980 гг.) | 23,3 29,1 20,9 26,6 15,3 11,6 9,1 7,4 5,4 | 11,9 11,9 14,6 23,3 11,4 8,7 5,8 5,1 3,0 | 88 . 64 |
*Шмелев #., Попов В. На переломе: экономическая перестройка в СССР. М., 1989. С. 131.
Таким образом, в стране шел процесс экономического падения производства, который назовут «застоем». Он отчасти сглаживался импортом продуктов питания и предметов широкого потребления. Обильный импорт был возможен за счет экспорта нефти, мировая цена которой в эти годы росла, а также финансовых кредитов.
(2) Как вы расцениваете умеренные цены на продукты питания ?
Причин экономического спада страны, объективных и субъективных, немало, остановимся лишь на основных.
Первая. Намеченные реформой цели осуществлялись непоследовательно и не до конца. Реформой намечалось расширение самостоятельности предприятий и сокращение числа утверждаемых им показателей, а на практике все было наоборот. Реформой предусматривалась стабильность утвержденных планов, на практике же не только изменялись отдельные показатели, но и годовые задания уменьшались с целью их выполнения. Так порождалась «плановая анархия» во всесоюзном масштабе.
Вторая. Реформой предусматривалось повышение эффективности производства и качества продукции — затратным темпам
экономического роста. Однако принцип планирования от достигнутого уровня — чем больше достигаешь, тем больше план на предстоящий период —- являлся тормозом роста производства и удешевления продукции.
Третья. Фонд заработной платы зависел не от объема товарной продукции, а от численности работников. Применение округленно-уравнительного принципа планирования фонда зарплаты вело к тому, что сокращение численности работников автоматически уменьшало и фонд зарплаты.
Четвертая. Сохранялся принцип определения расхода материальных ресурсов на тысячу (миллион) рублей валовой продукции. Чем выше материальные затраты, тем больше «законных» оснований для получения более высокой цены. Все это вело к расточительству производственных ресурсов и росту розничных цен.
Пятая. Продолжала существовать командно-административная система финансового планирования, которая не могла создать нормального рыночного хозяйства.
Шестая. «Ничейная» собственность, которой расточительно распоряжались обюрократившиеся государственные чиновники.
К тому же то, на чем держится реальный рынок — свобода перемещения рабочей силы и капитала, права человека и защита его от произвола предпринимателя, т.е. от администрации предприятия и государственного аппарата, — в экономической реформе даже не упоминалось. Сельское хозяйство и вовсе не подлежало хотя бы минимальному раскрепощению от жесткого государственного контроля. Реформация самих крестьян, по мнению партийных руководителей нарушавшая социалистические принципы ведения хозяйства, была уголовно наказуема. В умонастроениях немалой доли крестьянства превалировало утверждение: «Если раньше не работали из-за того, что знали — все равно ничего не дадут, то теперь не работают потому, что знают — все равно дадут».
И главное, зарплата производителей по-прежнему фиксировалась государством. Афоризм «Мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что нам платят» отражал сущность застоя общества.
© Какие последствия предвещал «застой» ?
Наука и культура
Одним из необходимых условий развития общества является прогресс в науке и культуре. Успех экономических реформ се-
редины 60-х годов невозможен был без соединения науки с производством как необходимого условия более полного использования его резервов, ускорения темпов роста производительности труда, научно-технического прогресса, повышения эффективности производства.
Развитие науки и техники в СССР координировалось плановым хозяйством, что, с одной стороны, позволяло скоординировать силы и средства на наиболее важных научно-технических проблемах, с другой — приводило к нерациональному использованию научного потенциала страны и материальных ресурсов. В середине 60-х—середине 80-х годов система НИИ имелась во всех отраслях общественного развития и материального производства. В ней были заняты сотни тысяч специалистов с малоэффективной производственной отдачей:
во-первых, не каждая отрасль нуждалась в специальных НИИ;
во-вторых, качество подготовки советских специалистов, выпускаемых в большем количестве, чем в развитых капиталистических странах, было в несколько раз ниже;
в-третьих, финансирование науки и культуры базировалось на остаточном принципе.
Вместе с тем в Советском Союзе были научно-технические достижения мирового уровня. СССР — родина первых промышленных установок непрерывной разливки стали, методов обработки твердых материалов с помощью взрыва, использования природного газа в доменном производстве, получения тонких и сверхтонких металлических нитей непосредственно из жидкой фазы и т.д. Советские ученые М.Басов и А.Прохоров своими открытиями создали основу новой отрасли науки и техники — квантовой электроники. Знаменитые лазеры стали зондировать Луну и другие далекие планеты, обрабатывать сверхтвердые материалы, выполнять точнейшие хирургические операции, служить материалоемким кабелем многотысячных теле- и радиопрограмм, телефонных разговоров.
(Щ Каково производственное использование мировых технологических открытий ?
Многие открытия совете юта ученых были направлены не только на совершенствование природы, но подчас и против самой природы, что приводило к разрушению окружающей среды и несло необратимые экологические последствия. Так, погоня за «белым золотом» — хлопком *— обернулась трагедией Аральско-
го моря; а последствия рекомендаций ученых о переброске вод северных рек к югу, методика уничтожения радиоактивных отходов и др. просто непредвиденны.
(J) Какие трагические последствия имели ошибки советских ученых?
Основная причина неэффективности науки состояла в том, что общий экономический спад производства не стимулировал научных открытий и не способствовал широкому применению самых новейших научно-технических открытий советских ученых.
Характеризуя состояние культуры, необходимо подчеркнуть особенности ее развития:
во-первых, все структуры общественного развития, а культуры особенно, пронизала марксистско-ленинская идеология;
во-вторых, все виды искусства отражали деяния КПСС в «борьбе за торжество коммунизма»;
в-третьих, борьбу с буржуазной идеологией.
(9) Как на практике отразились особенности развития советской культуры?
Социальная обеспеченность населения
Социальная сфера общества является отражением не только экономического развития, но и политики государственного руководства. Официальная статистика свидетельствовала, что за 10 лет (1970—1980 гг.) реальные доходы на душу населения увеличились на 46%, средняя заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве — на 58% (от 120 до 170 руб), оплата труда колхозников — на 58% (от 100 до 180 руб.), выплаты и льготы из общественных фондов потребления надушу населения — на 68%. В суммарном отношении увеличивался и основной показатель благосостояния людей — национальный доход: в 1960 г. он составлял 145 млрд. руб., а в 1985 г. возрос до 575,5 млрд. руб., из них 567,4 млрд. руб. использовалось на потребление и накопление.
(J) Как вы расцениваете столь впечатляющие показатели ?
Цифры роста благосостояния внушительны, и все же основная масса советских людей жила от зарплаты до зарплаты, еле-
14 Заказ 503
еле сводя концы с концами в своем скудном бюджете. Минимальный размер пенсий был ниже минимального прожиточного уровня. Доля общего фонда зарплаты в национальном доходе, созданном в промышленности ведущих капиталистических стран, колебалась в пределах 60—80%. В СССР в 1960 г. этот показатель составлял 32,2%, к 1985 г. он возрос до 36,6%. Столь низкая доля оплаты труда в чистой продукции не имела оправдания ни с экономической, ни с социальной точки зрения, однако при социалистической системе общественного развития это объяснялось необходимостью поддержания социального равенства людей. Туман идеологического обмана о росте социалистического благосостояния рассеивается, если рассматривать в процентной динамике национальный доход страны. Так, в 1966—1970 гг. объем национального дохода вырос на 45%, в 1971-1975 гг. - на 32, в 1976-1980 гг. - на 23, в 1981— 1985 гг. — на 19%. В расчете на душу населения также наблюдался процесс падения: национальный доход в годы 8-й пятилетки составлял 7,8%, ав 11-й — 3,6%; реальные доходы — 5,9 и 2,1% соответственно; розничный товарооборот — 8,2 и 3,1% соответственно.
С середины 60~х годов снижается удельный вес расходов госбюджета на социально-культурные нужды. К 1985 г. доля расходов на просвещение и здравоохранение снизилась до уровня расходов 1940 г.
Удручающая картина социального падения усугублялась демографической ситуацией, когда высокие темпы прироста населения, особенно в Средней Азии, не учитывались при определении доли средств в бюджетах Союза и каждой республики в отдельности. Расходы на душу населения в области здравоохранения в Средней Азии к середине 80-х годов составляли 47 руб. 77 коп., в то же время в СССР на каждого жителя они равнялись 81 руб. 85 коп.
В первой половине 70-х годов во всех производственных отраслях народного хозяйства были установлены новые ставки и оклады. В результате у 31 млн. человек возросли зарплата. Было улучшено обеспечение населения выплатами и льготами из общественных фондов потребления. В 1971 г. для колхозников был установлен такой же порядок исчисления пенсий, как для рабочих и служащих, а в 1980 г. пенсии были повышены и расширен состав пенсионеров за счет бывших колхозников и служащих.
В 1972—1974 гг. были увеличены на 33% размеры пенсий инвалидам войны и труда, на 20% — семьям, потерявшим кормиль-
ца. В 1975 г. были введены дополнительные льготы инвалидам Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих.
Была установлена 10()%~ная оплата отпуска по беременности и родам, увеличилась оплата по уходу за больным ребенком. Во второй половине 70-х годов увеличены пособия инвалидам детства 1-й и 2-й групп, установлены доплаты к стипендиям студентам и т.д.
Таким образом, номинальные доходы населения в 70-е годы увеличивались. Но процесс производства падал, вследствие чего увеличивался дисбаланс товара и денег. Рост номинальных доходов не отражал истинного положения народа, поскольку реальная зарплата не повышалась, а снижалась, т.к. инфляция «пожирала» все денежные надбавки. Покупательная способность рубля в середине 80-х годов, по сравнению с рубежом 60-х годов, составляла 54 коп. Продолжали расти розничные цены, хотя XXFV съезд КПСС провозгласил их стабильность. В 9-й пятилетке (1971—1975 гг.) цены были повышены на 30%, в 10-й — на 47%, в 11-й — на 55%. В 1984 г. были увеличены цены на хлеб и алкогольные напитки,
Несмотря на повышение цен на ряд товаров и услуг, в 70-е— начале 80-х возрос общий дефицит предметов потребления. Привычными стали многочасовые очереди. Стала расти социальная дифференциация, основанная на не трудовом вкладе, а на степени доступа к дефициту. Она усугублялась нарастанием незаслуженных и незаконных привилегий для работников партийно-государственного аппарата, что обостряло социальную напряженность в обществе.
® Как вы расцениваете уровень жизни того времени?
Основные события и даты
Начало экономического реформирования — март—сентябрь 1965 г.
Социально-экономический эксперимент щекинских химиков — август 1967 г.
Принятие Продовольственной программы — май 1982 г.
Катастрофический неурожай: собрано всего 140 млн. т зерна — 1975 г.
Начало идеологической войны ЦК КПСС с нонкомформи-стскими явлениями — 27 января 1972 г.
Перепись населения: январь 1970 г. — 241 млн 700 тыс.; январь 1979 г. — 262 млн. 400 тыс.
Контрольные вопросы
1. В чем сущность основных направлений экономических реформ?
2. Что тормозило развитие промышленности и транспорта?
3. Имелись ли резервы сельскохозяйственного производства?
4. Что такое «застой» в СССР?
5. Как идеология и экология связаны с культурой и наукой?
6. Как объяснить достаток повседневных продуктов питания и предметов широкого потребления?
Источники и литература
Валовой Д.В. Экономика в человеческом измерении. М., 1988.
Валовой Д.В. Тайны овального зала Кремля. М., 1991.
Лацис О. Выйти из квадрата: Записки экономиста. М., 1988.
На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 1990.
Погружение в трясину (анатомия застоя). М., 1991.
Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990.
Синявский А.С. Русский город в 1960—1980 гг. М., 1995.
Шмелев #., Попов В. На переломе: Экономическая перестройка в СССР. М., 1989.
Проблемы для самостоятельного изучения
1. Условия успешного реформирования экономики.
2. Ударные комсомольские стройки.
3. Создание продовольственного изобилия.
4. «Застой» общественно-экономической жизни.
5. Русская культура за рубежом.
6. Дефицит и социальная обеспеченность.
28. СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСТУЛАТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КПСС.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ. ПОМОЩЬ
РАЗВИВАЮЩИМСЯ СТРАНАМ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ
ПРОТИВОБОРСТВО. ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ.
Теоретические постулаты внешней политики КПСС
Международную политику Советского Союза, ее цели, задачи и практические пути их реализации в середине 60-х—середине 80-х годов определяла КПСС, как «руководящая и направляющая» сила советского общества. В документах и материалах съездов и пленумов КПСС, в выступлениягх Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, члена Политбюро, министра иностранных дел А.А.Громыко на основе классового анализа социально-экономических и политических процессов, происходящих в СССР и в мире, были определены три приоритетные задачи:
1) укрепление и расширение социалистического лагеря, единство и сплочение политического, военного и экономического сотрудничества;
2) поддержка национально-освободительного движения, коммунистических и рабочих партий, решительный отпор агрессивным силам;
3) мирное сосуществование государств с различным соци
альным строем, устранение угрозы мировой войны расшире
ние взаимовыгодных деловых контактов.
Съезды КПСС конкретизировали тактические задачи на очередное пятилетие. Так, XXIV съезд (март—апрель 1971 г.) подтвердил преемственность и стабильность целей советской внешней политики и выработал новую внешнеполитическую доктрину, получившую название Программы мира. Она содержала конкретные предложения решения самых актуальных проблем по укреплению мира:
—ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, достижение политического урегулирования в этих районах; оказание отпора любым актам агрессии и международного произвола; заключение международных соглашений о неприменении силы и угрозы ее применения для урегулирования спорных вопросов;
—окончательное признание территориальных изменений в Европе, происшедших в результате второй мировой войны, осуществление коренного поворота к разрядке и миру на этом континенте, созыв и успешное проведение общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, создание системы коллективной безопасности в Европе, ликвидация военных группировок в Европе или их военных организаций;
—запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия, повсеместное прекращение испытаний ядерного оружия, создание безъядерных зон, созыв конференции по разоружению, ликвидация иностранных военных баз, сокращение вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, сокращение военных расходов;
—полная ликвидация оставшихся колониальных режимов, всеобщее осуждение и бойкот любых проявлений расизма и апартеида;
—развитие и углубление взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому.
Последующие съезды JS.1ICO конкретизировали и развивали основные положения Программы мира,
(J) В чем новизна дальнейших постулатов внешней политики , КПСС?