Тема 4.1. Политическая модернизация
Задания для самостоятельной работы
1. *Перечислите основные пути модернизации. Попробуйте определить перспективы и возможные последствия реализации этих путей.
2. Рассмотрите последовательность и основные фазы демократизации общества.
3. Определите и проанализируйте основные проблемы модернизации.
4. Ознакомьтесь с выделенными С. Хантингтоном причинами, которые могут способствовать возврату страны к авторитаризму, дайте им свою оценку.
Рекомендации по выполнению заданий
Выполняя первое задание и основываясь на историческом опыте реформ и контрреформ России, предположите оптимальный вариант развития РФ и обоснуйте свой выбор.
Изучая алгоритм демократизации общества, особое внимание обратите на определение содержания каждого этапа.
Выполняя третье задание, отметьте, какие проблемы характерны для политической модернизации России и предложите пути их решения.
В ходе выполнения четвертого задания укажите, какие из причин, могущих вернуть страну к авторитаризму, кажутся вам наиболее значимыми и почему?
Рекомендуемые источники
Первоисточники
1. Смелзер Н. Модернизация / В кн.: Социология. - М., 1994.
2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.:АСТ, 2005.
3. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.
Основная литература
1. Демидов А.И. Политология: Учебник – М.: Гардарики, 2009.
2. Политология: Учебник / Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2009.
3. Политология: Учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2009.
Дополнительная литература
1. Бергер П. Капиталистическая революция. 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе. М., 1994.
2. Гельман В. Трансформация в России: политический режим и демократическая оппозиция. М., 1999.
3. Ильин М.В. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости. М., 2000.
4. Красильщиков В.А., Гутник В.П. и др. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994.
5. Купряшин Г.Л. Политическая модернизация. М., 1991.
6. Резникова О. Модернизация России и взаимодействие СНГ. - МО и МЭ, 2000, № 3.
7. Современные зарубежные теории социального изменения и развития / отв. Ред. Э.В. Гирусов, В.Л. Калькова. М., 1992.
8. Старостин Б.С. и др. Модернизация и национальная культура: Материалы теоретического семинара. М., 1994.
9. Турэн А. Социальные трансформации двадцатого столетия // Международный журнал социальных наук. 1998. № 23.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем сущность политического развития и каковы его критерии?
2. Каковы формы политического развития?
3. Как соотносятся реформы и революции?
4. В чем различие реформ и контрреформ, революций и контрреволюций?
5. Что такое политическая модернизация?
6. Какова эволюция теории модернизации и кого принято считать классиками теории модернизации?
7. Что представляет собой механизм политической модернизации и каково его содержание?
8. Какова современная типология моделей модернизированных государств?
9. В чем сущность современного процесса российской модернизации?
10. Каковы особенности модернизации в России?
Тема 4.2. Политические процессы и тенденции их развития в современной России
Задания для самостоятельной работы
1. Определите сущность, структуру, виды и формы политического процесса.
2. Раскройте характер современного политического процесса в России и предложите пути его оптимизации.
3. *Перечислите и охарактеризуйте основных акторов политического процесса в России, определите типы отношений между ними.
4. Определите расстановку и соотношение социальных сил на российской политической сцене.
Рекомендации по выполнению заданий
При проведении классификации политического процесса обратите внимание на многообразие ее оснований. Изучая формы политического процесса, особое внимание уделите исследованию политического участия, политического решения, прямого действия в политике.
Раскрывая характер современного политического процесса в России, выделите его особенности и укажите, чем они вызваны.
Выполняя третье задание, составьте классификацию акторов и отношений между ними. Рассмотрите их место и роль в политической жизни страны.
При выполнении четвертого задания определите тенденции развития социально-политической обстановки в России и спрогнозируйте соотношение сил через 5 (10) лет.
Рекомендуемые источники
Первоисточники
1. Карамзин Н.М. История государства российского. Т.1, - М., 1989.
Основная литература
1. Демидов А.И. Политология: Учебник – М.: Гардарики, 2009.
2. Политология: Учебник / Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2009.
3. Политология: Учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2009.
Дополнительная литература
1. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации. Социологический анализ. – М., 2000.
10. Егорова М. Развитие политического процесса в Москве. - Власть, 1998, № 8-9.
11. Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования. – М.: Человек-карьера, 1999.
12. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России / Под. ред. В.В. Ильина. - М., 1996.
13. Кротов Б.И. Политический процесс в России. - Соц.-гуманит. Знания, 2000, № 5.
14. Павлютенкова М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе. - Власть, 2000, № 8.
15. Панарин А. С. Политология: Учебное пособие. - М., 2002.
16. Плимак С.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ). – М.: Весь мир, 2000.
17. Политический процесс: основные аспекты анализа: Сб. учебных материалов / Под ред.Е. Ю. Мелешкиной - М..2001.
18. Политический процесс и его противоречия. – М.: Весь мир,1997.
19. Политология: Учебник – М.: Дело, 2002.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Дайте определение политического процесса.
2. Как соотносятся понятия “политический процесс”, “политическая ситуация”, “политическое событие”?
3. Назовите основные этапы функционирования политического процесса. Раскройте их особенности в современной России.
4. Каковы основные режимы (состояния) политического процесса? В рамках какого режима функционирует политический режим в России?
5. Кто является субъектами политического процесса? Есть ли особенности в характеристике субъектов политического процесса в современной России?
6. Какой способ реализации политического процесса характерен для российского общества с середины 80-х годов до начала 90-х годов? В 90-е годы?
7. Попробуйте составить схему с указанием лиц, пришедших к политической власти в России, каким образом они к ней пришли и как они ее используют в политическом процессе России?
8. В чем особенности политического процесса в России?
9. Перечислите основные факторы, оказывающие решающее воздействие на политический процесс в современном российском обществе.
План семинарского занятия для студентов очной формы обучения
1. Политическое развитие: понятие и критерии.
2. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы.
3. Тенденции и перспективы политической модернизации в современной России.
4. Понятие политического процесса, его типология.
5. Условия функционирования и развития политического процесса в России.
Темы сообщений:
1. Теории политической модернизации Г. Алмонда, С. Хантингтона.
2. Исторический опыт модернизации в 20 веке (Германия, Япония и др.).
3. Политическая модернизация и социальные реформы.
4. Реформы и контрреформы в истории России.
5. Социокультурные особенности российской модернизации.
6. Понятие политического процесса и его характеристики.
Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию
Семинарское занятие проводится по темам № 4.1 «Политическая модернизация» и № 4.2 «Политические процессы и тенденции их развития в современной России». Цель занятия: проанализировать понятие и критерии политического развития; рассмотреть тенденции и перспективы политической модернизации в современной России; осуществить анализ основных тенденций современного политического процесса в России и мире, а также проблемы их определения.
Особое внимание следует обратить на изучение таких понятий как: политическое развитие, политическая модернизация, кризисы модернизации, политический процесс, политическое событие, политическая обстановка.
При подготовке к семинарскому занятию следует использовать литературу, рекомендованную к темам 4.1 и 4.2. Особое внимание обратить на изучение указанных в рекомендациях первоисточников.