В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции
(1918 – 1920 гг.)
I. Задания для самостоятельной работы
1. Дайте письменные ответы на следующие вопросы:
‑ Раскройте причины Гражданской войны и иностранной военной интервенции.
‑ Основные события Гражданской войны и их влияние на развитие государственности в России
‑ Раскройте изменения в системе советского государственного управления в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции.
‑ Дайте характеристику политики «военного коммунизма» и «красного террора», их правовой основы.
2. Сформулируйте определение терминам:
‑ Белая гвардия | ‑ Продовольственная диктатура | |
‑ Военный «коммунизм» | ‑ Продотряды | |
‑ Добровольческая армия | ‑ Продразверстка | |
‑ Комитеты бедноты |
3. Дайте правильные ответы на тестовые задания:
1. К чрезвычайным органам Советской власти в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции относились:
1.1. Президиум ВЦИК
1.2. Малый Совнарком
1.3. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны
1.4. все названные органы
2. В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции наиболее опасными считались преступления:
2.1. против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности
2.2. контрреволюция, саботаж, восстания, мятежи
2.3. должностные преступления
2.4. имущественные преступления
3. В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции революционные комитеты, как чрезвычайные органы власти, создавались:
3.1. только в местностях, освобожденных от белых
3.2. только в прифронтовой полосе
3.3. только в тылу войск
3.4. во всех выше указанных районах
4. Заполните недостающие элементы схемы:
Отрасли советского права
____________________ | Уголовное право | Гражданское право |
Оформилась в самостоятельную отрасль. · Установлен 8-ми часовой рабочий день для работников по найму при 46 часовой рабочей неделе. · Для лиц моложе 18 лет – 6-и часовой рабочий день. · Оплата сверхурочных в двойном размере. · Запрещался сверхурочный и ночной труд женщин и подростков до 16 лет. · Введено страхование по болезни и оплачиваемый отпуск. · Предусматривалась трудовая повинность. | Преступления _______________________________________________________________________________________________.
|
|
II. План семинарского занятия
(очная форма обучения)
I. Причины гражданской войны и иностранной интервенции. Меры советской власти по предотвращению гражданской войны. Основные события Гражданской войны.
II. Изменения в государственной политике и в деятельности органов советской власти. Порядок работы конституционных органов Советской власти.
III. Чрезвычайные органы государственного управления. Советское строительство на местах. Военное строительство.
IV. «Белый» и«красный» террор: причины, суть, последствия.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару
При выполнении заданий следует тщательно изучить источники советского государства и права 1918-1920 гг., уделив особое внимание тем из них, которые определяли систему государственного и военного управления в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, а также рекомендованную литературу, дополнить конспекты лекций.
В первом задании необходимо дать краткий письменный ответ по сути заданного вопроса.Здесь необходимо раскрыть предпосылки, причины и ход иностранной военной интервенции и гражданской войны в России, её особенности по сравнению с подобными явлениями в других странах, правовые основы чрезвычайных мер, принимаемых Советским государством.
Во втором задании следует внимательно рассмотреть термины, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права периода иностранной военной интервенции и гражданской войны в России.
В третьем задании следует найти правильные ответы на тестовые задания, обосновать их. Данную информацию следует искать в учебниках и учебных пособиях, справочных изданиях.
В четвертом задании необходимо заполнить предложенные схемы.
Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.
В ходе семинара целесообразно провести интеллектуальную разминку по основным терминам и понятиям темы: «декрет»; «военный коммунизм»; «главкизм»; «национализация»; «трудовая повинность»; «продовольственная диктатура»; «продразверстка»; «суверенитет» и др.
Определение указанных понятий и терминов следует давать в соответствии с действующими в тот период времени нормативно ‑ правовыми актами и документами правящей политической партии.
В ходе семинара первый вопрос целесообразно рассмотреть в докладе. Здесь следует показать политические, экономические, социальные и исторические предпосылки иностранной военной интервенции и гражданской войны в России, меры Советского правительства по их предотвращению.
Во втором вопросе необходимо проанализировать изменения в государственной политике и в деятельности органов советской власти в чрезвычайных условиях, а также порядок работы конституционных органов Советской власти
В третьем вопросе рассмотрению подлежит деятельность чрезвычайных органов государственного управления, ход советского строительства на местах, как осуществлялось создание Красной Армии и Флота.
Причины и суть политики «белого» и «красного» террора необходимо рассмотреть, основываясь на соответствующие правовые акты и фактические материалы.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2002.
2. Клеандрова В.М., Мулукаев Р.С., Сенцов А.А. и др. История государства и права России. М.: Проспект, Велби, 2009.
3. Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. История отечественного государства и права: Учебник для вузов (под ред. Чистякова О.И.). В 2-х ч. Ч. I. М., 2006.
Дополнительная литература
1. Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 т. – М., 1990. Т. 1. Гл. 6-9.
2. Верт Н. История Советского государства. М.: Весь мир, 2006
3. Геллер М., Некрич А. История России. Утопия у власти. 1917-1945. М., 1996
4. Деникин А.И. Очерки русской смуты: В 5-ти т. М., 1992.
5. Декреты Советской власти: В 3 т. М., 1964
6. Кара-Мурза С.Г. Гражданская война. М.: Эксмо; Алгоритм, 2009
7. Карр Э. История советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917 – 1923. Пер. с англ./ Предисл. Ненарокова А.П. М., 1990
8. Митюрин Д.В.Гражданская война: белые и красные. М., 2004
9. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: Курс лекций. Ч. II. М.: РИО РТА, 2005.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы причины Гражданской войны и иностранной военной интервенции?
2. Какие основные события Гражданской войны Вы знаете и каково их влияние на развитие государственности в России?
3. Какие изменения в системе советского государственного управления произошли в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции?
4. В чем заключались характерные черты и правовые основы политики «военного коммунизма» и «красного террора»?
5. Где в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции создались революционные комитеты?
6. Какой чрезвычайный государственный орган, которому была предоставлена «вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны» был образован в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции?
7. На как виды уголовных преступлений обращалось особое внимание в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции?
Тема 4.3. Несоветские государственные образования и право в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции
(1918 – 1922 гг.)
I. Задания для самостоятельной работы
1. Дайте письменные ответы на следующие вопросы:
‑ Охарактеризуйте «белое движение», его политико-правовую доктрину.
‑ В чем заключалась сущность «белого террора», каковы его правовые основы.
‑ Дайте общую характеристику государственных образований Юга России и действующей там правовой системы.
‑ Охарактеризуйте развитие государственности и права на территории, контролируемой Сибирским правительством А.В. Колчака.
‑ Раскройте содержание и методы деятельности карательных органов «белого движения»
‑ Дайте общую характеристику процесса возникновения и функционирования Дальневосточной республики, особенностей политико-правового режима в ней.
2. Дать определение терминам и понятиям:
‑ Белая гвардия | ‑ Директория | |
‑ «Белый» террор | ‑ Добровольческая армия | |
‑ Верховный правитель России | ‑ Комуч | |
‑ Дальневосточная республика | ‑ Сибирское правительство |
II. Рекомендации по выполнению заданий
При выполнении заданий следует тщательно изучить исторические источники о несоветских режимах 1918-1922 гг., уделив особое внимание тем из них, которые определяли систему государственного и военного управления в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны на территориях, подконтрольных «белому» движению, а также рекомендованную литературу, дополнить конспекты лекций.
В первом задании необходимо дать краткий письменный ответ по сути заданного вопроса.Здесь необходимо раскрыть предпосылки, причины и ход иностранной военной интервенции и гражданской войны в России, её особенности по сравнению с подобными явлениями в других странах, суть основных доктрин «белого» движения, правовые основы чрезвычайных мер, принимаемых подконтрольными ему режимами.
Во втором задании следует внимательно рассмотреть термины, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права периода функционирования несоветских режимов на территории России.
В третьем задании необходимо заполнить предложенную схемы, определив хронологию основных событий периода иностранной военной интервенции и гражданской войны.
Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.
Причины и суть политики «белого» террора необходимо рассмотреть, основываясь на соответствующие правовые акты и фактические материалы.
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2002.
2. Клеандрова В.М., Мулукаев Р.С., Сенцов А.А и др. История государства и права России. М.: Проспект, Велби, 2009.
3. Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. История отечественного государства и права: Учебник для вузов (под ред. Чистякова О.И.). В 2-х ч. Ч. I. М., 2006.
Дополнительная литература
1. Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 т. – М., 1990. Т. 1. Гл. 6-9.
2. Верт Н. История Советского государства. М.: Весь мир, 2006
3. Деникин А.И. Очерки русской смуты: В 5-ти т. М., 1992.
4. Жукова Л.В., Кацва Л.А. История России в датах. Справочник. М.: Перспектива, 2010.
5. Зырянов П.Н. Адмирал Колчак, верховный правитель России. (Серия ЖЗЛ). М., 2006.
6. Кара-Мурза С.Г. Гражданская война. М.: Эксмо; Алгоритм, 2009
7. Карр Э. История советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917 – 1923. Пер. с англ./ Предисл. Ненарокова А.П. М., 1990
8. Красная книга ВЧК. Т. 1. М., 1989
9. Митюрин Д.В.Гражданская война: белые и красные. М., 2004
10. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: Курс лекций. Ч. II. М.: РИО РТА, 2005.
11. Сироткин В.Г. Золото Колчака. М.: Эксмо; Алгоритм, 2010
10. Шамбаров В.Е. Белогвардейщина. М.: Алгоритм, 2009
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Кто был Верховным руководителем государственного образования «Области Юга России, занимаемые Добровольческой Армией»? Каковы его полномочия?
2. Когда существовала и какие территории объединяла Дальневосточная Республика?
3. Какой по форме правления по Конституции объявлялась ДВР?
4. Какие силы составляли политическую опору генерала Деникина в Правительстве Юга России?
5. Какому органу принадлежала вся полнота власти на Юге России?
6. Какую роль выполняло Особое совещание Юга России?
7. Как делилась территория, подконтрольная Добровольческой Армии в административном отношении?
8. Каким актом и когда был объявлен «белый» террор на территории Юга России, в чем заключалась его сущность?
9. На какой политический блок опиралось Сибирское Правительство?
10) Представители каких политических партий входили в составм Иркутского Военно-революционного комитета (Политического центра), судившего и приговорившего адмирала Колчака к расстрелу?