В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции

(1918 – 1920 гг.)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на следующие вопросы:

‑ Раскройте причины Гражданской войны и иностранной военной интервенции.

‑ Основные события Гражданской войны и их влияние на развитие государственности в России

‑ Раскройте изменения в системе советского государственного управления в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции.

‑ Дайте характеристику политики «военного коммунизма» и «красного террора», их правовой основы.

2. Сформулируйте определение терминам:

‑ Белая гвардия   ‑ Продовольственная диктатура
‑ Военный «коммунизм»   ‑ Продотряды
‑ Добровольческая армия   ‑ Продразверстка
‑ Комитеты бедноты    

3. Дайте правильные ответы на тестовые задания:

1. К чрезвычайным органам Советской власти в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции относились:

1.1. Президиум ВЦИК

1.2. Малый Совнарком

1.3. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны

1.4. все названные органы

2. В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции наиболее опасными считались преступления:

2.1. против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности

2.2. контрреволюция, саботаж, восстания, мятежи

2.3. должностные преступления

2.4. имущественные преступления

3. В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции революционные комитеты, как чрезвычайные органы власти, создавались:

3.1. только в местностях, освобожденных от белых

3.2. только в прифронтовой полосе

3.3. только в тылу войск

3.4. во всех выше указанных районах

4. Заполните недостающие элементы схемы:

Отрасли советского права

____________________ Уголовное право Гражданское право
Оформилась в самостоятельную отрасль. · Установлен 8-ми часовой рабочий день для работников по найму при 46 часовой рабочей неделе. · Для лиц моложе 18 лет – 6-и часовой рабочий день. · Оплата сверхурочных в двойном размере. · Запрещался сверхурочный и ночной труд женщин и подростков до 16 лет. · Введено страхование по болезни и оплачиваемый отпуск. · Предусматривалась трудовая повинность. Преступления _______________________________________________________________________________________________.
  1. Обычные: _________
_____________________ _____________________
  1. Контрреволюционные:________________________________________________________________________
Наказание рассматривалось _______________________ _______________________ _______________________. Уголовная ответственность наступала с ____ лет.
  • Право собственности:
_____________________ _____________________ _____________________
  • Договорные отношения: ________________
_____________________ _____________________ _____________________ _____________________
  • В наследственном праве: _________________
____________________ _________________________________________.



II. План семинарского занятия

(очная форма обучения)

I. Причины гражданской войны и иностранной интервенции. Меры советской власти по предотвращению гражданской войны. Основные события Гражданской войны.

II. Изменения в государственной политике и в деятельности органов советской власти. Порядок работы конституционных органов Советской власти.

III. Чрезвычайные органы государственного управления. Советское строительство на местах. Военное строительство.

IV. «Белый» и«красный» террор: причины, суть, последствия.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару

При выполнении заданий следует тщательно изучить источники советского государства и права 1918-1920 гг., уделив особое внимание тем из них, которые определяли систему государственного и военного управления в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, а также рекомендованную литературу, дополнить конспекты лекций.

В первом задании необходимо дать краткий письменный ответ по сути заданного вопроса.Здесь необходимо раскрыть предпосылки, причины и ход иностранной военной интервенции и гражданской войны в России, её особенности по сравнению с подобными явлениями в других странах, правовые основы чрезвычайных мер, принимаемых Советским государством.

Во втором задании следует внимательно рассмотреть термины, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права периода иностранной военной интервенции и гражданской войны в России.

В третьем задании следует найти правильные ответы на тестовые задания, обосновать их. Данную информацию следует искать в учебниках и учебных пособиях, справочных изданиях.

В четвертом задании необходимо заполнить предложенные схемы.

Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.

В ходе семинара целесообразно провести интеллектуальную разминку по основным терминам и понятиям темы: «декрет»; «военный коммунизм»; «главкизм»; «национализация»; «трудовая повинность»; «продовольственная диктатура»; «продразверстка»; «суверенитет» и др.

Определение указанных понятий и терминов следует давать в соответствии с действующими в тот период времени нормативно ‑ правовыми актами и документами правящей политической партии.

В ходе семинара первый вопрос целесообразно рассмотреть в докладе. Здесь следует показать политические, экономические, социальные и исторические предпосылки иностранной военной интервенции и гражданской войны в России, меры Советского правительства по их предотвращению.

Во втором вопросе необходимо проанализировать изменения в государственной политике и в деятельности органов советской власти в чрезвычайных условиях, а также порядок работы конституционных органов Советской власти

В третьем вопросе рассмотрению подлежит деятельность чрезвычайных органов государственного управления, ход советского строительства на местах, как осуществлялось создание Красной Армии и Флота.

Причины и суть политики «белого» и «красного» террора необходимо рассмотреть, основываясь на соответствующие правовые акты и фактические материалы.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2002.

2. Клеандрова В.М., Мулукаев Р.С., Сенцов А.А. и др. История государства и права России. М.: Проспект, Велби, 2009.

3. Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. История отечественного государства и права: Учебник для вузов (под ред. Чистякова О.И.). В 2-х ч. Ч. I. М., 2006.

Дополнительная литература

1. Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 т. – М., 1990. Т. 1. Гл. 6-9.

2. Верт Н. История Советского государства. М.: Весь мир, 2006

3. Геллер М., Некрич А. История России. Утопия у власти. 1917-1945. М., 1996

4. Деникин А.И. Очерки русской смуты: В 5-ти т. М., 1992.

5. Декреты Советской власти: В 3 т. М., 1964

6. Кара-Мурза С.Г. Гражданская война. М.: Эксмо; Алгоритм, 2009

7. Карр Э. История советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917 – 1923. Пер. с англ./ Предисл. Ненарокова А.П. М., 1990

8. Митюрин Д.В.Гражданская война: белые и красные. М., 2004

9. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: Курс лекций. Ч. II. М.: РИО РТА, 2005.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы причины Гражданской войны и иностранной военной интервенции?

2. Какие основные события Гражданской войны Вы знаете и каково их влияние на развитие государственности в России?

3. Какие изменения в системе советского государственного управления произошли в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции?

4. В чем заключались характерные черты и правовые основы политики «военного коммунизма» и «красного террора»?

5. Где в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции создались революционные комитеты?

6. Какой чрезвычайный государственный орган, которому была предоставлена «вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны» был образован в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции?

7. На как виды уголовных преступлений обращалось особое внимание в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции?

Тема 4.3. Несоветские государственные образования и право в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции

(1918 – 1922 гг.)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на следующие вопросы:

‑ Охарактеризуйте «белое движение», его политико-правовую доктрину.

‑ В чем заключалась сущность «белого террора», каковы его правовые основы.

‑ Дайте общую характеристику государственных образований Юга России и действующей там правовой системы.

‑ Охарактеризуйте развитие государственности и права на территории, контролируемой Сибирским правительством А.В. Колчака.

‑ Раскройте содержание и методы деятельности карательных органов «белого движения»

‑ Дайте общую характеристику процесса возникновения и функционирования Дальневосточной республики, особенностей политико-правового режима в ней.

2. Дать определение терминам и понятиям:

‑ Белая гвардия   ‑ Директория
‑ «Белый» террор   ‑ Добровольческая армия
‑ Верховный правитель России   ‑ Комуч
‑ Дальневосточная республика   ‑ Сибирское правительство

II. Рекомендации по выполнению заданий

При выполнении заданий следует тщательно изучить исторические источники о несоветских режимах 1918-1922 гг., уделив особое внимание тем из них, которые определяли систему государственного и военного управления в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны на территориях, подконтрольных «белому» движению, а также рекомендованную литературу, дополнить конспекты лекций.

В первом задании необходимо дать краткий письменный ответ по сути заданного вопроса.Здесь необходимо раскрыть предпосылки, причины и ход иностранной военной интервенции и гражданской войны в России, её особенности по сравнению с подобными явлениями в других странах, суть основных доктрин «белого» движения, правовые основы чрезвычайных мер, принимаемых подконтрольными ему режимами.

Во втором задании следует внимательно рассмотреть термины, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права периода функционирования несоветских режимов на территории России.

В третьем задании необходимо заполнить предложенную схемы, определив хронологию основных событий периода иностранной военной интервенции и гражданской войны.

Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.

Причины и суть политики «белого» террора необходимо рассмотреть, основываясь на соответствующие правовые акты и фактические материалы.

III. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2002.

2. Клеандрова В.М., Мулукаев Р.С., Сенцов А.А и др. История государства и права России. М.: Проспект, Велби, 2009.

3. Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. История отечественного государства и права: Учебник для вузов (под ред. Чистякова О.И.). В 2-х ч. Ч. I. М., 2006.

Дополнительная литература

1. Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 т. – М., 1990. Т. 1. Гл. 6-9.

2. Верт Н. История Советского государства. М.: Весь мир, 2006

3. Деникин А.И. Очерки русской смуты: В 5-ти т. М., 1992.

4. Жукова Л.В., Кацва Л.А. История России в датах. Справочник. М.: Перспектива, 2010.

5. Зырянов П.Н. Адмирал Колчак, верховный правитель России. (Серия ЖЗЛ). М., 2006.

6. Кара-Мурза С.Г. Гражданская война. М.: Эксмо; Алгоритм, 2009

7. Карр Э. История советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917 – 1923. Пер. с англ./ Предисл. Ненарокова А.П. М., 1990

8. Красная книга ВЧК. Т. 1. М., 1989

9. Митюрин Д.В.Гражданская война: белые и красные. М., 2004

10. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: Курс лекций. Ч. II. М.: РИО РТА, 2005.

11. Сироткин В.Г. Золото Колчака. М.: Эксмо; Алгоритм, 2010

10. Шамбаров В.Е. Белогвардейщина. М.: Алгоритм, 2009

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Кто был Верховным руководителем государственного образования «Области Юга России, занимаемые Добровольческой Армией»? Каковы его полномочия?

2. Когда существовала и какие территории объединяла Дальневосточная Республика?

3. Какой по форме правления по Конституции объявлялась ДВР?

4. Какие силы составляли политическую опору генерала Деникина в Правительстве Юга России?

5. Какому органу принадлежала вся полнота власти на Юге России?

6. Какую роль выполняло Особое совещание Юга России?

7. Как делилась территория, подконтрольная Добровольческой Армии в административном отношении?

8. Каким актом и когда был объявлен «белый» террор на территории Юга России, в чем заключалась его сущность?

9. На какой политический блок опиралось Сибирское Правительство?

10) Представители каких политических партий входили в составм Иркутского Военно-революционного комитета (Политического центра), судившего и приговорившего адмирала Колчака к расстрелу?

Наши рекомендации