II. Философские и религиозные убеждения
----------Толкование-----------
13. Конвенция устанавливает пределы свободы усмотрения, предоставляемой Государству в отношении содержания образования и, следовательно, в сфере программ: речь идет о праве родителей на уважение их философских и религиозных убеждений. Таким образом, выполняя свои функции в области образования, Государство должно избегать преследования цели пропаганды, которая может быть рассмотрена как не уважающая философские и религиозные убеждения родителей.
Однако эта норма не препятствует Государствам распространять посредством образования или обучения информацию или знания, имеющие, прямо или косвенно, религиозный или философский характер. Также она не разрешает родителям противостоять интеграции подобного образования или обучения в школьную программу, без чего любое учрежденное образование подверглось бы риску оказаться не осуществимым.
В соответствии с судебной практикой «убеждением» в целях этой нормы является совокупность взглядов, достигающих определенного уровня силы, серьезности, последовательности и значимости. Выражение «философские убеждения» предусматривает убеждения, которые заслуживают уважения в демократическом обществе, являются совместимыми с достоинством личности и, кроме того, не противоречат основополагающему праву ребенка на образование. В судебной практике мы не находим определения того, что нужно точно понимать под выражением «религиозные убеждения».
14. Уважение убеждений родителей. Объем обязанностей Государства. «Второе предложение статьи 2 возлагает на Договаривающиеся Государства осуществление совокупности "функций" на английском "any functions", которые они принимают на себя в области обучения и образования, включая ту функцию, которая состоит в организации и финансировании государственного образования» (Kjeldsen, BuskMadsen et Pedersen, 50; см. также Campbell et Cosans, 33).
15. Уважение убеждений родителей: позитивная обязанность Государства. «Глагол "уважать", как это подтверждает замена этим словом глагола "учитывать" во время развития статьи 2, имеет большее значение, чем "признавать" или "принимать во внимание"; кроме обязательства, в большей степени негативного, этот глагол возлагает на Государство определенную позитивную обязанность» (Campbell et Cosans, 37).
16. Понятие «обучения». «Обучением детей является совокупность способов, посредством которых в любом обществе взрослые пытаются привить более молодым свои верования, обычаи и другие ценности, в то время как образование предусматривает, в частности, передачу знаний и интеллектуальное образование» (Campbell et Соsans, 33).
17. Цель второго предложения статьи 2: защита образовательного плюрализма в рамках государственного образования. «Второе предложение статьи 2 имеет целью защиту возможности существования образовательного плюрализма, существенной для охраны "демократического общества", как оно понимается Конвенцией. В силу значимости современного Государства именно посредством государственного образования должна реализовываться эта цель» (Kjeldsen, Busk Madsen et Pedersen, 50).
18. Цель второго предложения статьи 2: защита образовательного плюрализма и уважение убеждений родителей. «Второе предложение статьи 2 предполагает (...), что Государство, выполняя функции, принятые на себя в сфере обучения и образования, следит за тем, чтобы информация или знания, фигурирующие в программе, были освещены объективно, с учетом критики и плюрализма мнений» (Kjeldsen, BuskMadsen et Pedersen, 53).
19. Уважение предпочтений родителей. «Второе предложение статьи должно читаться в сочетании с первым, которое закрепляет право каждого на образование. Именно с этим основополагающим правом связано право родителей на уважение их религиозных и философских убеждений, и первое предложение, как и второе, не проводит различия между государственным и частным образованием» (Kjeldsen, BuskMadsen et Pedersen, 50).
20. Уважение предпочтений родителей: религиозное образование. «Статья 2, которая применяется к каждой из функций Государства в области обучения и образования, не позволяет проводить различие между религиозным образованием и другими дисциплинами. Именно в отношении всей программы государственного образования она предписывает Государству уважать религиозные и философские убеждения родителей» (Kjeldsen, BuskMadsen et Pedersen, 51).
21. Уважение предпочтений родителей: объем обязанностей Государства. «Исполняя возложенную на родителей неотъемлемую обязанность по отношению к детям обеспечивать в первую очередь образование и обучение детей, родители вправе требовать от Государства уважения их религиозных и философских убеждений. Их право соответствует ответственности, тесно связанной с пользованием и осуществлением права на образование» (Kjeldsen, Busk Madsen et Pedersen, 52).
22. Понятие «убеждения». «Рассматриваемое отдельно и в своем первоначальном значении, слово "убеждение" не является синонимом слов "мнения", "идеи", которые использует статья 10 Конвенции, гарантирующая свободу выражения мнения; мы находим его во французской версии статьи 9 ( на английском "beliefs "), которая закрепляет свободу мысли, совести и религии. Она применяется к взглядам, достигшим определенного уровня силы, серьезности, последовательности и значимости» (Campbell et Cosans, 36).
23. Понятие «философских убеждений». «Учитывая Конвенцию в целом, включая статью 17, выражение "философские убеждения" предполагает (...) убеждения, которые заслуживают уважения в "демократическом обществе" (...), совместимы с достоинством лица и, кроме того, не противоречат основополагающему праву ребенка на образование, причем первое предложение доминирует во всей этой норме» (Campbell et Cosans, 36).
24. Цель, предусмотренная во втором предложении статьи 2 Протокола: она не относится к языковым предпочтениям родителей. «Эта норма возлагает на Государства обязанность уважения, в области обучения или образования, не языковых предпочтений родителей, а лишь их религиозных и философских убеждений. Толкование слов "религиозные" и "философские" как охватывающих языковые предпочтения было бы равнозначно изменению их первоначального и обычного смысла, а также к присвоению Конвенции того, о чем она не говорит» (Aff. linguistique beige, (no существу), р. 32, § 6).
25. Цель, предусмотренная во втором предложении статьи 2 Протокола: она не относится к языковым предпочтениям родителей. «Статья 14, даже рассматриваемая совместно со статьей 2 Протокола, не имеет в качестве последствия гарантирование детям или их родителям права на образование, преподаваемое на языке по их выбору» (Aff. linguistique beige, (по существу), р. 35, § II).
26. Программа обучения и уважение убеждений: ответственность Государства. «Определение и устройство программы обучения относится по общему правилу к компетенции Договаривающихся Государств. Речь идет, по большей мере, о проблеме целесообразности, о которой Суд не высказывается и решение которой может законно варьироваться в зависимости от страны и от периода времени. В частности, второе предложение статьи 2 Протокола не препятствует Государствам распространять посредством образования или обучения информацию или знания, имеющие, прямо или косвенно, религиозный или философский характер. Также она не разрешает родителям противостоять интеграции подобного образования или обучения в школьную программу, без чего любое учрежденное образование подверглось бы риску оказаться не осуществимым» (Kjeldsen, Busk Madsen et Pedersen, 53).
27. Сексуальное обучение в школах и уважение убеждений родителей. «На компетентные власти возлагается обязанность тщательно следить за тем, чтобы религиозные и философские убеждения родителей не столкнулись на этом уровне с неблагоразумием, отсутствием рассудительности или неуместным прозелитизмом» (Kjeldsen, Busk Madsen et Pedersen, 54).
28. Право на образование. Уважение философских и религиозных убеждений родителей. Уроки сексуального обучения в рамках государственной школы. Отказ присутствовать на этих уроках. «В данном случае Суд констатирует, что уроки по сексуальному обучению были направлены на предоставление ученикам объективной и научной информации о половой жизни человека, венерических заболеваниях и спиде. Эта брошюра пыталась обратить внимание на нежелательную беременность, риск беременности в раннем возрасте, методы контрацепции и болезни, передаваемые половым путем. Речь идет об информации общего характера, представляющей общественный интерес, и которая не может рассматриваться как попытка пропаганды, направленной на выступление за определенное сексуальное поведение. Эта информация не затрагивает право родителей просвещать и давать советы своим детям, осуществлять в отношении них естественные функции по воспитанию, ориентировать их в направлении, соответствующем их собственным религиозным и философским убеждениям» (Jimenez Alonso & Jimenez Merino, Dec.).
29. Право на образование. Уважение философских и религиозных убеждений родителей. Уроки сексуального обучения в рамках государственной школы. Отказ присутствовать на этих уроках. «В соответствии с конституционными нормами в Испании существует большая сеть частных школ, которая сосуществует с системой государственного образования, регулируемого Государством. Родители, таким образом, могут доверить своих детей частным школам, в которых осуществляется преподавание, более соответствующее их убеждениям и взглядам. Так, в настоящем случае заявители не создавали никакого препятствия, мешавшего второй заявительнице продолжать свое обучение в школе. В той мере, в какой родители выбрали государственное образование, право на уважение их верований и идей, которое гарантировано в статье 2 Протокола № 1, не должно рассматриваться как предоставляющее им право требовать дифференцированного обращения в образовании, предоставляемом их дочери, согласно их собственным убеждениям» (Jimenez Alonso & Jimenez Merino, Dec.).
Назад
III. Разное
----------Толкование----------
30. Практика Суда не предоставляет достаточно элементов, могущих ориентировать национальные власти на осуществление основного выбора, так как последние должны высказаться за решения, которые не встречают с необходимостью одобрения родителей. Роль государственных властей оказывается в некотором роде облегченной там, где выбор осуществляется в соответствии с объективными критериями, которые делают очевидным, что именно интерес ребенка должен превалировать. Дело так обстоит, например, с решениями, принятыми школьными властями в сфере обучения детей-инвалидов. Широкая свобода усмотрения должна быть предоставлена в отношении лучшего возможного использования ресурсов, которые им предоставлены, в интересах детей-инвалидов в целом. Взгляды родителей, даже если они, по их мнению, связаны с философскими и религиозными убеждениями, должны уважаться, но только в той мере, в какой они совместимы с правом ребенка инвалида пользоваться обучением настолько эффективно, насколько это возможно.
31. Административные и дисциплинарные правила образовательных учреждений и процесс обучения. «Функции, касающиеся внутреннего управления в школе, например, дисциплина, не должны считаться дополнением процесса обучения» (Costello-Roberts, 27).
32. Значение дисциплины. «Дисциплина представляет собой элемент, присущий, даже необходимый, для любой системы образования» (Кэмбелл и Козанс (Campbell et Cosans), 34).
33. Дисциплинарные санкции в школе. «Применение дисциплинарных санкций представляет собой один из способов, посредством которых школа пытается достичь цели, для которой она создана, включая развитие и формирование характера и сознания учеников» (Valsamis, 29; Efstratiou, 30).
34. Санкция в виде исключения из школы, налагаемая на ученика, который отказался по причине своих религиозных убеждений и убеждений своих родителей (свидетели Иеговы) участвовать в школьном параде в честь национального праздника. Понятие «религиозных убеждений». «Термин "убеждения" появляется в статье 9 в контексте права на свободу мысли, совести и религии. Понятие "религиозные и философские убеждения" фигурирует в статье 2 Протокола № 1. Применяя эту норму, Суд отметил, что рассматриваемое отдельно и понимаемое в обычном смысле, слово "убеждения" не является синонимом слов "мнения" и "идеи". Оно применяется к взглядам, достигшим определенного уровня силы, серьезности, последовательности и значимости» (Valsamis, 25; Efstratiou, 26).
35. Помещение ребенка-инвалида вопреки воле родителей: уважение предпочтений последних. «Комиссия отмечает, что существует растущая тенденция считать, что дети-инвалиды должны, насколько это возможно, обучаться вместе с нормальными детьми их возраста. Она, тем не менее, признает, что эта политика не может применяться в отношении всех детей-инвалидов, и что широкая свобода усмотрения должна быть предоставлена в отношении лучшего возможного использования ресурсов, которые им предоставлены, в интересах детей-инвалидов в целом. Хотя эти власти должны сообщить об убеждениях родителей, нельзя сказать, что второе предложение статьи 2 предписывает допуск ребенка, страдающего тяжелой умственной отсталостью, скорее в частную школу для нормальных детей, чем в специализированную школу для детей-инвалидов, где ему гарантируется место» (CommEDH, D 13887/88, Graeme с. Royaume-Uni, DR 64, p. 158, spec.p. 174).
содержание
Статья 3
Право на свободные выборы
Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.
Введение
1. Судебное толкование этой нормы вывело три элемента. В первую очередь, она закрепляет личное право: право голоса и право выдвигать себя в качестве кандидата. Затем, она не производит никакого выбора относительно различных возможных избирательных систем, в частности, между пропорциональной системой и мажоритарной системой. Наконец, судебная практика признает за Государством в такой деликатной сфере широкую свободу усмотрения.
Проведение выборов
----------Толкование-----------
2. Очевидно, что проведение выборов является существенным для демократического общества. Государство обязано проводить выборы с разумной периодичностью. Судебная практика уточняет, что не будет свободного волеизъявления народа при выборе органов законодательной власти без соперничества множества политических партий, представляющих основные направления общественного мнения, которые пронизывают население страны. Выбор способа голосования относится к автономной сфере Государств. Хотя различные избирательные системы должны отражать, более или менее верно, общественное мнение, они должны также пытаться направлять его по нужному руслу, чтобы благоприятствовать образованию последовательной политической воли.
3. Значение свободных выборов для сохранения подлинно демократического режима. «В соответствии с преамбулой Конвенции сохранение основных свобод "основано по существу на подлинно демократическом режиме (...)". Закрепляя характерный принцип такого режима, статья 3 Протокола № 1 приобретает в системе Конвенции большое значение» (Mathieu-Mohin & Clerfayt, 47).
4. Позитивная обязанность провести демократические выборы. «В рассматриваемой сфере на первый план выходит не обязанность воздержания или невмешательства, как в отношении большинства гражданских и политических прав, а обязанность Государства принять позитивные меры, чтобы провести демократические выборы» (Mathieu-Mohin & Clerfayt,50).
5. Свободные выборы и избирательная система: отсутствие обязанности ввести определенную избирательную систему. «В отношении способа назначения органов законодательной власти статья 3 ограничивается предписанием о "свободных выборах, проводимых с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа". При таком условии она не порождает какой-либо обязанности ввести определенную систему (...), например, пропорциональную или мажоритарную в один или два тура» (Mathieu-Mohin & Clerfayt,54).
6. Свободное волеизъявление народа: цель избирательных систем. «Избирательные системы стремятся отвечать целям, иногда не совместимым между собой: с одной стороны, отражать приблизительно верное мнение народа, с другой стороны, направлять по нужному руслу общественное мнение, чтобы способствовать образованию политической воли с достаточной последовательностью и ясностью. Таким образом, предложение "условия, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти" включает, кроме свободы выражения мнения, уже защищенной статьей 10 Конвенции, принцип равенства в обращении со всеми гражданами при осуществлении ими права голоса и права выдвигать себя на выборах.
Из этого, однако, не следует, что все бюллетени должны иметь равный вес относительно результата, а любой кандидат имеет равные шансы его превзойти. Таким образом, никакая система не должна избегать феномена "потерянных голосов".
В целях применения статьи 3 Протокола № 1 любая избирательная система должна оцениваться в свете политического развития страны таким образом, чтобы детали, неприемлемые в рамках определенной системы, могли быть оправданными в рамках другой системы, при условии, что принятая система отвечает условиям, обеспечивающим "свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти"» (Mathieu-Mohin & Clerfayt,54).
7. Свободное волеизъявление народа при выборах органов законодательной власти.Политический плюрализм. Государство: гарант плюрализма. «На политической арене эта ответственность влечет для Государства обязанность, среди прочих, провести с разумной периодичностью в соответствии со статьей 3 Протокола № 1 свободные выборы путем тайного голосования на условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти. Такое волеизъявление не должно пониматься без соперничества множества политических партий, представляющих основные направления общественного мнения, которые пронизывают население страны. Отражая общественное мнение не только в политических институтах, но также благодаря средствам массовой информации, на всех уровнях жизни общества, они вносят незаменимый вклад в политические дебаты, которые находятся в самом центре понятия "демократического общества"» (Parti сотmuniste unifie de Turquie et al., 44).
8. Свободные выборы. Выбор способа голосования. «Выбор способа голосования, посредством которого обеспечивается свободное волеизъявление мнения народа при выборах органов законодательной власти, — пропорциональное представительство, мажоритарное голосование или иное — является вопросом, в отношении которого каждое Государство пользуется широкой свободой усмотрения» (Matthews, 64).
Назад