IV. Осуществление контроля за использованием собственности
---------Толкование---------
106. Для того чтобы соответствовать Конвенции, осуществление контроля за использованием собственности должно преследовать цель «общих интересов» или должно быть предусмотрено «для обеспечения уплаты налогов» или «иных сборов или штрафов». Это полномочие Государств кажется более широким, чем в случае экспроприации. Государства могут принимать «законы, которые они посчитают необходимыми», что предоставляет им возможность самим судить о «необходимости» такого закона. Конечно, такое вмешательство предполагает «справедливое равновесие» между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности. Здесь также должна существовать разумная соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью.
107. Осуществление контроля за использованием собственности: принципы толкования. «Поскольку второй абзац должен толковаться в свете общего принципа, указанного в начале статьи 1 (...), должна существовать, в случае этого запрета, разумная соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью; другими словами, на Суд ложится обязанность по выяснению того, было ли сохранено разумное равновесие между требованиями интересов общества и интересами отдельного лица или отдельных лиц (...). При этом он признает, что Государство пользуется широкими полномочиями в отношении выбора средств принуждения и определения того, является ли с позиции общественных интересов оправданным применение такого принуждения для достижения защиты прав человека» (AGOS1, 52; тот же принцип, Allan Jacobsson, 55; Fredin n 1, 51).
108. Использование собственности. Необходимость вмешательства: роль Государства. Второй абзац статьи 1 «предоставляет Государствам-участникам возможность самим судить о "необходимости" такого закона» (Handyside, 62; Marckx, 64).
109. Использование собственности. Соразмерность вмешательства. «Второй абзац статьи 1 Протокола № 1 должен прочитываться в свете принципа, закрепленного в первом предложении этой статьи. Суд вывел из него условие о том, что вмешательство предполагает "справедливое равновесие" между требованиями общих интересов и необходимыми условиями защиты основных прав человека (...). Необходимость обеспечения такого равновесия отражена в структуре статьи 1 в целом (...) и, соответственно, во втором предложении. Необходимо, чтобы была разумная соразмерность между используемыми средствами и указанной целью» (Tre Traktorer Aktiebolag, 59; mom же принцип, Gasus Dosierund Fordertechnik GmbH, 62; Air Canada, 36; Spadea et Scalabrino, 33; Scollo, 32).
110. Использование собственности. Соразмерность вмешательства: временное препятствие. «Временное препятствие, понесенное лицом по причине решения, соответствующего внутреннему праву, может в принципе быть оправданным в интересах общества, если оно соразмерно преследуемой решением цели» (Wiesinger, 73; тот же принцип, Protsch, 43).
111. Использование собственности. Вмешательство в общих интересах: защита нравственности. «Понятие "защиты нравственности", используемое в п. 2 статьи 10 Конвенции, намного шире, чем понятие "общих интересов" в смысле второго абзаца статьи 1 Протокола» (Handyside, 62).
112. Конфискация и уничтожение имущества, пользование которым является незаконным. Существует «правовой принцип, общий для Договаривающихся Государств, в силу которого конфискуются в целях их уничтожения вещи, пользование которыми было правомерно расценено как незаконное и опасное для общих интересов» (Handyside, 63; Mtiller et al, 42).
113. Конфискация имущества: контрабанда. «Общие для Государств-участников принципы права разрешают по общему правилу конфискацию контрабандных товаров; это также подчеркивает Комиссия» (AGOSI, 53).
114. Использование собственности: дарения. Интересы общества «могут в некоторых случаях побудить законодателя к "осуществлению контроля за использованием собственности", включая распоряжение и наследование» (Marckx, 64).
115. Использование собственности. Осуществление политики наемной платы в сфере жилищных отношений. «В вопросах законодательства, направленного на решение социальных проблем, и в особенности в сфере контроля за наемной платой за жилье, законодательный орган может предпринимать меры, влияющие на исполнение ранее заключенных договоров, для достижения общих целей» (Mellacher et al., 51).
116. Использование собственности. Осуществление политики наемной платы в сфере жилищных отношений: свобода усмотрения законодателя. «При осуществлении такой политики законодатель должен пользоваться большой свободой усмотрения при высказывании как о существовании проблемы общего интереса, требующего контроля за наемной платой, так и о выборе способов осуществления последнего. Суд будет признавать законное решение в том, что касается общих интересов, за исключением, когда такое решение явно не имеет разумного обоснования» (Mellacher et al, 45; тот же принцип, Spadea etScalabrino, 29; Scollo,28).
117. Использование собственности. Осуществление политики наемной платы в сфере жилищных отношений: контроль за наемной платой. «Закон, вводящий систему контроля за наемной платой и предусматривающий, в частности, установление разумного потолка для соответствующей квартирной платы, имеет, в силу обстоятельств, общий характер. Поставление уменьшений квартирной платы в зависимость от положения каждого нанимателя, не соответствовало бы преследуемым целям и было бы, впрочем, невозможным» (Mellacher et al, 53).
118. Использование собственности. Осуществление политики наемной платы в сфере жилищных отношений: контроль за наемной платой. «Лишь тот факт, что обычная наемная плата была определена контрактом и с учетом условий современного рынка, не означает, что для осуществления своей политики законодатель не может разумно считать эту плату недоступной с точки зрения социальной справедливости» (Mellacher et al, 56).
119. Осуществление контроля за использованием собственности. Исполнение судебных решений в области жилищных отношений (выселение нанимателей). «Суд повторил, что вмешательство и, особенно, рассматриваемое в свете п. 2 статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, должно представлять "разумный баланс" между требованиями общих интересов и защиты основных прав человека. Задача достижения такого баланса отражена в структуре статьи 1 в целом и следовательно в п. 2, в частности. Должна сохраняться разумная соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью. В определении того, соблюдается ли указанное требование, Суд признал, что Государство пользуется широкими полномочиями в отношении выбора средств принуждения и определения является ли с позиции общественных интересов оправданным применение такого принуждения для достижения защиты прав человека. В такой сфере как жилищные отношения, которая играет центральную роль в благополучии и экономических отношениях современного общества, Суд будет признавать законное решение в том, что касается общих интересов, за исключением случаев, когда такое решение явно не имеет разумного обоснования» (Immobiliare Saffi, 49).
120. Осуществление контроля за использованием собственности. Исполнение судебных решений в области жилищных отношений (выселение нанимателей). «В принципе, сама система временной приостановки исполнения судебных приказов о возвращении собственности ее владельцам не является объектом критики, принимая во внимания тот спектр полномочий, который дозволен в соответствии с п. 2 статьи 1. Однако такая система имеет риск наложения чрезмерного бремени в части возможности распоряжения своей собственностью. Кроме того, должны существовать определенные процедурные стандарты с тем, чтобы функционирование системы и ее воздействие на имущественные права собственников не было ни произвольным, ни непредвиденным» (Immobiliare Saffi,54).
121. Использование собственности. Конфискация монет на таможне. «Хотя в Государствах-участниках наблюдается тенденция к принятию во внимание поведения собственника и, в особенности, его бдительности, для решения вопроса о том, возвращать ему или нет имущество, ввезенное с нарушением таможенного режима — и предположительно неопасное, — они применяют разные нормы, и нельзя говорить об общей практике. Для того чтобы конфискация была законной с точки зрения второго абзаца статьи 1, достаточно, чтобы Государством были соблюдены точные правила этой нормы и было сохранено равновесие между своими собственными интересами и интересами отдельного лица (...). Такое равновесие зависит о нескольких факторов; среди обстоятельств, подлежащих рассмотрению, фигурирует поведение собственника и, в особенности, степень его вины или предосторожности» (AGOSI, 54).
122. Использование собственности. Имущественные превентивные меры: наложение ареста на имущество. «Наложение ареста на имущество (...) очевидно, является временной мерой, отвечающей необходимости обеспечения возможной конфискации имущества, которое возможно добыто в результате незаконной деятельности в ущерб обществу. Следовательно, общие интересы оправдывали оспариваемое вмешательство, которое нельзя было рассматривать в тот момент как несоразмерное преследуемой цели, учитывая особо опасную экономическую власть такой организации, как мафия» (Raimondo, 27).
123. Использование собственности. Имущественные превентивные меры: конфискация имущества. «Хотя конфискация влечет лишение имущества, она не обязательно относится ко второму предложению первого абзаца статьи 1 Протокола № 1» (Raimondo, 29).
В данном случае конфискация «преследовала общие интересы: помешать тому, чтобы использование собственности, о которой идет речь, не принесло заявителю или преступному сообществу, в которое по подозрению входил заявитель, выгод в ущерб обществу.
Суд признает наличие трудностей, с которыми сталкивается Италия в борьбе с мафией. Благодаря своей незаконной деятельности, в частности, торговле наркотиками, и своим международным связям, эта "организация" "ворочает" огромным количеством денег, инвестируемым затем, кроме прочего, в недвижимость. Предназначенная для блокирования такого движения подозрительных денежных средств, конфискация представляет собой эффективное средство, необходимое для борьбы с этим бедствием. Следовательно, она соразмерна преследуемой цели, тем более что она не влечет в действительности никакого дополнительно ограничения в сравнении с наложением ареста на имущество.
Наконец, превентивный характер конфискации оправдывает ее немедленное применение, невзирая на любое обжалование» (Raimondo, 30).
124. Использование собственности. Осуществление налоговым органом права преимущественной покупки. «Понятие "в интересах общества" имеет широкое значение и (...) Государства располагают определенной свободой усмотрения при определении и организации их политики в области налогообложения и при разработке механизмов — таких, как право преимущественной покупки — для обеспечения уплаты налогов. (...)
Предупреждение налогового правонарушения является законной целью, соответствующей интересам общества» (Hentrich, 39).
125. Использование собственности. Осуществление налоговым органом права преимущественной покупки. «Хотя система права преимущественной покупки, являясь атрибутом суверенитета Государства, не поддается критике, это не относится к случаю, когда осуществление этого права является дискреционным и когда, в то же время, разбирательство не является справедливым. (...)
Решение о преимущественной покупке не может быть законным при отсутствии состязательного процесса и соблюдения принципа равенства сторон, которые позволяют обсудить вопрос о занижении цены и, соответственно, позицию налогового органа» (Hentrich, 42).
126. Использование собственности. Секвестр имущества, предписанный судьей, рассматривающим уголовные дела. «Вписываясь в рамки уголовного процесса, секвестр преследует двойную цель: охрана доказательств правонарушения и избежание отягчения последнего. Следовательно, цель меры была законной» (Vendittelli,38).
127. Использование собственности. Толкование выражения «для обеспечения уплаты налогов», содержащегося во втором абзаце статьи 1. «Этот абзац прямо оставляет за Договаривающимися Государствами право принимать законы, которые они посчитают необходимыми для обеспечения уплаты налогов. Значение, придаваемое составителями Конвенции этому аспекту, содержащемуся во втором абзаце статьи 1, проглядывается в силу того факта, что на стадии разработки Конвенции эта фраза еще не была включена в проект, потому что Государства могли принимать любые налоговые законы, которые они считали желательными, при условии, что такие законы не могли быть приравнены к произвольной конфискации» (Gasus Dosierund Fordertechnik GmbH, 59).
128. Налоговые законы и права требования, возникшие из торговой сделки. Полная свобода усмотрения. «При принятии подобных законов законодатель должен обладать широкой свободой усмотрения, особенно в том, что касается вопроса о том, должны ли — и если должны, то до какой степени — налоговые органы быть поставлены в наилучшее положение для взыскания задолженности по сравнению с обычными кредиторами для покрытия их требований, возникших из торговой сделки. Суд признает решение законодателя в данной области, за исключением, когда такое решение явно не имеет разумного обоснования» (Gasus Dosierund Fordertechnik GmbH, 60).
129. Обращение взыскания на имущество, принадлежащее третьим лицам, во исполнение требований об уплате налогов. «Предоставление налоговым органам полномочия обращать взыскание на имущество, принадлежащее третьим лицам — таким как, лицо, продающее товары с оговоркой о сохранении права собственности за продавцом до полной уплаты покупной цены, — не позволяет делать вывод о том, что не было сохранено справедливое равновесие между интересами общества и защитой основных прав человека. Право обращения взыскания на имущество, которое фактически находится во владении должника, тогда как номинально является собственностью третьего лица, является частным механизмом по укреплению положения кредитора в исполнительных процедурах; оно не может считаться несовместимым с требованиями статьи 1 Протокола № 1. Следовательно, законодатель может в принципе к нему прибегнуть для обеспечения в интересах общества того, чтобы налоги уплачивались, и чтобы требования об уплате налогов исполнялись так эффективно, насколько это возможно» (Gasus Dosierund Fordertechnik GmbH, 66).
130. Взимание налогов и оговорка о сохранении права собственности за продавцом до полной уплаты покупной цены. «Какой бы ни была природа оговорки о сохранении права собственности за продавцом до полной уплаты покупной цены, сравнимая с "истинным" и "обычным" правом собственности, — вопрос, по которому Суд не находит общности взглядов среди Договаривающихся Государств, — кажется, что тот, кто продает имущество с вышеназванной оговоркой, не столько заинтересован в сохранении собственности на само имущество, сколько в получении продажной цены. Следовательно, Государство может на законном основании, в рамках своей свободы усмотрения, проводить различия между оговоркой о сохранении право собственности за продавцом до полной уплаты покупной цены и другими формами собственности» (Gasus Dosier-und Fordertechnik GmbH, 68).
131. Осуществление контроля за использованием имущества в интересах общества «для обеспечения уплаты налогов». Оправдание вмешательства: критерии. «Согласно укоренившейся практике Суда, любое вмешательство, включая вмешательство, являющееся результатом применения меры, направленной на обеспечение уплаты налогов, должно представлять "разумный баланс" между требованиями общих интересов и необходимыми условиями защиты основных прав человека. Задача достижения такого баланса отражена в структуре статьи 1 в целом и в п. 2, в частности. Должна сохраняться разумная соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью.
Между тем, для выяснения вопроса о том, выполнено ли это требование, Договаривающееся Государство, особенно когда оно разрабатывает и приводит в жизнь политику в области налогообложения, пользуется широкой свободой усмотрения, и Суд будет признавать законное решение в том, что касается общих интересов, за исключением, когда такое решение явно не имеет разумного обоснования» (National & Provincial Building Society, Leeds Permanent Building Society et Yorkshire Building Society, 80).
132.Расторжение собственником договора аренды дома. Ограничение права «расторжения договора односторонним волеизъявлением собственника представляет собой осуществление контроля за использованием собственности в смысле абзаца 2 статьи 1 Протокола № 1». (Velosa Barreto, 35).
133. Осуществление контроля за использованием собственности: потеря клиентуры (адвокат). Исключение из адвокатуры, произведенное Министерством юстиции и подтвержденное судами на том основании, что заинтересованное лицо нарушило принципы гуманности и законности (адвокат бывшей ГДР (RDA). «Суд полагает, что право, на которое ссылается заявитель, может быть приравнено к праву собственности, закрепленному в статье 1 Протокола № 1: благодаря открытию и процветанию своего адвокатского бюро у заявителя появилась клиентура; имеющая во многих отношениях характер частного права, она может рассматриваться как имущественная ценность, а, следовательно, как имущество в смысле первого предложения статьи 1.
В данном случае исключение заявителя из адвокатуры, который должен был закрыть свое адвокатское бюро, неоспоримо привело к потере клиентуры и соответствующего дохода. Таким образом, имело место вмешательство в его право на уважение своего имущества. Вмешательство рассматривалось как мера по осуществлению контроля за использованием собственности, которую необходимо исследовать с точки зрения второго абзаца статьи 1 Протокола № 1, как Суд об этом говорил в похожих делах (постановления по делу Тре Тракторер (Tre Traktorer) и по делу Фредин (Fredin)» (During, Dec., n. I).
134. Осуществление контроля за использованием собственности: потеря клиентуры (адвокат). Исключение из адвокатуры, произведенное Министерством юстиции и подтвержденное судами на том основании, что заинтересованное лицо нарушило принципы гуманности и законности (адвокат бывшей ГДР (RDA). Цель вмешательства. «Что касается цели вмешательства, Суд считает, что в данном случае вмешательство было совершено в интересах общества: в действительности, казалось законным проведение ФРГ проверки a posteriori (задним числом) поведения лиц, которые после объединения были наделены правами осуществлять профессии адвоката, нотариуса или почетного судьи на всей территории Германии, и которые по природе своих функций были подчинены особо повышенным требованиям честности и морали, учитывая, что они рассматриваются как вспомогательный персонал юстиции и как гаранты правового Государства. Следовательно, эти проверки имели целью защиту общества, гарантируя ему честность и мораль тех, кто осуществляет, в частности, профессию адвоката» (Doring, Dec., n. 1).
135. Уважение собственности. Законы, принятые для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами. Принудительная передача земельных участков ассоциации, предоставляющей ее членам общие права на охоту, без согласия собственников и без компенсации. Ограничение свободного распоряжения правом пользования, представляющее вмешательство в осуществление прав собственника. «Система принудительной передачи (...) привела к помещению заявителей в положение, которое нарушает справедливое равновесие между охраной права собственности и требованиями интересов общества: обязание мелких собственников передать их исключительное право охоты на собственных землях с тем, чтобы дать возможность третьим лицам охотиться на их землях в полном противоречии с их убеждениями, является несоизмеримым бременем, которое не является оправданным с точки зрения абзаца 2 статьи 1 Протокола № 1» (Chassagnou et al, 85).
Содержание
Статья 2
Право на образование
Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениями.
Введение
1. Эта норма гарантирует общее (а не конкретное) право на образование. Речь идет о норме, которая возникла из пылких дискуссий, сосредоточенных в основном на праве организации так называемого свободного или конфессионального образования, при необходимости получающего дотацию от Государства. Формулировка, используемая в статье 2 Протокола № 1, содержит также три других понятия: образование (education), обучение, религиозные и философские убеждения.
Очевидно, и это подтверждают подготовительные работы, в содержании, которое возникло после стольких страстей, оказывается выраженной определенная философия. Такой, какой она может быть выведена на сегодняшний день из практики Суда, эта философия представляется следующей. Хотя и сформулированное через отрицание, право на образование гарантируется этой нормой каждому Этому праву соответствует позитивная обязанность Государства обеспечить уважение этого права. Соответственно, судебная практика настаивает на неотъемлемой обязанности родителей обеспечивать в первую очередь образование и обучение детей; родители вправе требовать от Государства уважения их религиозных и философских убеждений.
I. Принципы толкования
-----------Толкование-----------
2, Как было подчеркнуто судебной практикой, отрицательная формулировка статьи 2 Протокола № 1 не сказывается на последствиях. В ней закреплено истинное право.
Носителем этого права является, очевидно, тот, кто заинтересован в получении образования, и кто может и должен извлечь из него пользу, т.е. в первую очередь ребенок. Именно это подтверждает судебная практика, основываясь на важном элементе текста: основному фундаментальному праву на образование, гарантированному в первом предложении статьи 1, соответствует дополнительное право родителей на уважение их религиозных и философских убеждений.
Для того чтобы вывести содержание права на образование, нужно принять во внимание цели и задачи этой нормы. Учитывая отрицательную формулировку нормы, нельзя выводить из нее право на образование, которое обязывало бы Государства организовывать за свой счет или предоставлять дотации на образование определенной формы или на определенном уровне. Гарантируется право пользования средствами образования, существующими на данный момент. Следовательно, предусмотрена совокупность Функций, принятых на себя Государствами в области образования и обучения, включая функцию, которая состоит в организации и финансировании государственного образования.
Суд из этого заключил, что Конвенция не обязывает Государства предоставлять дотации на частное или конфессиональное образование. Полная свобода действий оставлена за Государствами в этой области. Тем не менее, если существует система негосударственного образования, независимо от того, дотируется оно или нет, регулирование этой системы входит, однако, в рамки функций, которые Государство принимает на себя в области образования.
Свобода усмотрения, более или менее широкая, в зависимости от Государств и времени, признается за Договаривающимися Сторонами в области определения и составления программы обучения. Тем не менее, Государство должно следить за тем, чтобы информация или знания, фигурирующие в программе, были освещены объективно, с учетом критики и плюрализма мнений.
3. Содержание нормы: право на образование. «Несмотря на свою отрицательную формулировку, эта норма использует термин "право" и говорит о "праве на образование". К тому же преамбула Протокола уточняет, что его цель состоит в коллективном осуществлении "прав и свобод". То, что статья 2 закрепляет право, не вызывает никакого сомнения» (Aff. linguisfique beige, (no существу), р. 30, §3).
4. Право на образование: объем обязанностей Государства. «Отрицательная формулировка означает, и это подтверждают подготовительные работы (...), что Договаривающиеся Стороны не признают право на образование, которое обязывало бы их организовывать за свой счет или предоставлять дотации на образование определенной формы или на определенном уровне. Однако из этого нельзя делать вывод о том, что Государство не имеет никакой позитивной обязанности обеспечивать уважение этого права, которое защищается статьей 2 Протокола. Поскольку имеет место "право", оно гарантируется в силу статьи 1 Конвенции каждому, находящемуся под юрисдикцией Договаривающегося Государства» (Aff. lin-guistique beige, (no существу), р. 31, § 3).
5. Право на образование: объем обязанностей Государства. «Государство (...) обязано следить за тем, чтобы дети имели возможность осуществить их право на образование» (Costello-Roberts,27).
6. Право на образование: объем обязанностей Государства. «Именно в отношении всей программы государственного образования статья 2 Протокола №1 предписывает Государству уважать религиозные и философские убеждения родителей (...). Эта обязанность имеет широкое применение, так как она действует не только в отношении содержания образования и способа его преподавания, но и при осуществлении всех "функций", принятых на себя Государством. Глагол "уважать" имеет намного большее значение, чем глагол "признавать" или "принимать во внимание". Кроме обязательства, в большей степени негативного, он возлагает на Государство определенную позитивную обязанность» (Valsamis, 27; Efstratiou, 28).
7. Основополагающее право каждого на образование распространяется как на учащихся частных школ, так и на учащихся государственных школ, без какого-либо отличия. (Costello-Roberts, 27).
8. Право на образование: право пользования средствами образования, существующими на данный момент. «Для того чтобы вывести содержание "права на образование" в смысле первого предложения статьи 2 Протокола, Суд должен учесть задачи этой нормы. Он устанавливает в этом отношении, что все Государства — члены Совета Европы имели на момент подписания Протокола и имеют в настоящее время общую и официальную систему образования. Следовательно, не мог и не может обсуждаться вопрос об обязании каждого Государства создать такую систему, а может обсуждаться только вопрос об обеспечении лицам, находящимся под юрисдикцией Договаривающихся Государств права пользоваться средствами образования, существующими на данный момент» (Aff. linguistique beige, (по существу), р. 31, § 3).
9. Право на образование: язык обучения. «Что касается объема этих средств и способа их организации или предоставления дотаций, Конвенция не предусматривает определенных обязательств. В частности, первое предложение статьи 2 специально не указывает на язык преподавания с тем, чтобы было соблюдено право на образование. Подобных уточнений не содержится и в статьях 5 п. 2 и 6 п. 3 а) и е). Тем не менее, право на образование было бы лишено смысла, если оно не предполагало для его носителей права на получение образования на государственном языке или, в зависимости от обстоятельств, на одном из государственных языков» (Aff. linguistique beige, (по существу), р. 31, § 3).
10. Право на образование: доступ к существующим учебным заведениям и право на получение официального признания оконченного образования. «Соответственно, первое предложение статьи 2 Протокола гарантирует в первую очередь право доступа к учебным заведениям, существующим на данный момент, но этот доступ является лишь составной частью права на образование. Для того чтобы "право на образование" приносило пользу, нужно также, в частности, чтобы лицо, являющееся носителем этого права, имело возможность извлечь выгоду из полученного образования, т. е. имело право на получение, в соответствии с действующими в каждом Государстве правилами и в той или иной форме, официального признания оконченного образования» (Aff. linguistique beige, (no существу), р. 31, § 4).
11. Право на образование: правовое регулированиею «Право на образование, гарантированное в первом предложении статьи 2 Протокола, требует по самой своей природе регулирования со стороны Государства, которое может изменяться с течением времени и в соответствии с нуждами и потребностями общества и отдельных лиц. Такое регулирование никогда не должно влечь посягательство на сущность права, а также противоречить другим правам, закрепленным Конвенцией» (Aff. linguistique beige, (по существу), р. 31, § 5; см. Campbell et Cosans, 41).
12. Право на образование: Государства не обязаны предоставлять дотации частным школам. «Так как первое предложение статьи 2 Протокола само по себе оставляет за Государствами полную свободу в решении вопроса о том, предоставлять или нет дотации частным школам, непредоставление дотаций школам, которые не выполняют условий, которым Государство подчиняет предоставление дотаций — в данном случае, условие преподавания исключительно в соответствии с лингвистическими законами — не входит в рамки этой статьи» (Aff. linguistique beige, (no существу), р. 49, §13).
Назад