Символы и эстетическая информация

Давно замечено, что приверженность людей определенным символам и убеждениям наделена своеобразным когнитивным иммунитетом по отношению к противоречащим им фактам и аргументам. А.Моулз связывает этот феномен с понятием эстетической информации, отличая ее от семантической. Семантическая позиция сознания, по словам Моулза, — вопрос, заданный внешнему миру, о его состоянии и материальном развитии (5). Такого рода информация подчиняется общим законам логики, подготавливает действия и оценивается ее реципиентами согласно их убеждениям и интересам. И поскольку намерение этой информации — побудить к некоторым действиям — очевидно, постольку она вызывает у реципиентов попытки ее опровергнуть или подтвердить. Напротив, эстетическая информация не обладает предметной целью, интенциональность вообще не относится к ее сущности. Эстетическая информация не столько отражает реальное положение дел, сколько вызывает у реципиентов определенные душевные состояния, реакции и эмоции. Мнения, настроения и установки, возникающие таким образом, оказываются намного устойчивее по отношению к эмпирическим фактам и рациональным доводам, чем установки, базирующиеся на семантической информации. Эстетическая информация не обращается открыто к убеждениям людей — она передается бессознательным для реципиента образом. Очень часто люди поступают не согласно, а вопреки собственным убеждениям, и это есть результат прямого воздействия эстетической информации на когнитивные структуры психики. Каждое сообщение имеет как семантическую, так и эстетическую компоненту, но с разными акцентами. Эстетическая информация играет решающую роль при возникновении у людей нужных власти толкований политической ситуации. Акцент на эстетический момент политической информации делается в ситуациях кризисов и в рамках мобилизационных идеологий, которые обращаются не столько к уму, сколько к сердцу людей.

Объектом воздействия эстетической информации являются те ценности или — если воспользоваться понятием из теории информации — значения, из которых состоят убеждения людей. В отличие от собственно информации, значения не передаются, не сообщаются, так как они обозначают заведомо известные всем вещи и события.

Политические значения, из которых состоят убеждения, не основаны на эмпирических фактах и доказательствах, а создаются отдельно коллективным опытом людей, и лишь потом “вычитываются” из получаемых сообщений. Более того, значения сами определяют, какие факты социальной реальности и каким образом будут восприняты. Для того чтобы действовать “здесь и сейчас”, человеку нужна смысловая ясность относительно вещей, которые внушают ему страх. В подобной ситуации возникает спонтанная потребность не столько в знании, сколько в значении, и она спонтанно же удовлетворяется посредством толкований ситуации, которые не нуждаются при этом даже в подтверждении со стороны объективной реальности. Скорее они возникают в процессе взаимного согласия людей относительно наиболее важных, актуальных символов. По сути дела данный процесс есть когнитивная селекция, производимая символом. Символ группирует элементы опыта, организуя репертуар когнитивного содержания значений, и в этом смысле он (символ) противоположен информации (6, с.94-95).

Эстетическая информация, как и любая другая, не состоит в передаче собственно этих символически организованных значений. Она выступает по преимуществу в роли когнитивного “клейстера”, обеспечивающего соединение однажды выработанных коллективным опытом значений с актуальным эмоциональным настроем публики. В результате этого значения становятся устойчивыми смыслами массового когнитивного опыта. Такие смыслы устойчивы, ибо они опираются на упорядоченность и ригидность значений; но как смыслы, они более субъективны, чем значения, оставаясь в актуальном созвучии с эмоционально-психологическими переживаниями реципиентов. В роли устойчивых смыслов эстетической информации выступают прежде всего представления о “врагах” и “друзьях” государства, а также сентенции вроде “положение в стране, как никогда, серьезно, но правительство с ним справится, действуя в общих интересах”, и т.п.

Эстетическая информация открывает громадные возможности для поддержки или демонтажа присущих обществу политических убеждений и оценок. Государство, обладая монополией на передачу в СМИ устойчивых смыслов эстетической информации, может содействовать складыванию разнообразных впечатлений, провоцирующих у публики чувство солидарности с властвующими группами. В практически-утилитарном плане эстетическая информация оказывается для власти предпочтительнее семантической, поскольку она способна подготавливать действия, противоречащие логике и объективному положению дел, но выгодные для властвующей элиты. В передаче по преимуществу эстетической информации и заключено содержание символической политики как формы политической коммуникации, нацеленной не на понимание, а на внушение устойчивых смыслов посредством визуальных эффектов.



Наши рекомендации