Формирования правового мировоззрения, повышения правовой активности граждан с
помощью различных приёмов и способов, в том числе средств массовой информации;
• юридическая практика – процесс, способствующий передаче юридической ин-
Формации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правоприме-
Нительной деятельности.
Средствами правового обучения и воспитания являются: печать, основанная на
Принципах массовости и правдивости; опубликование и пропаганда действующего зако-
Нодательства; информирование о деятельности органов центральной и местной власти,
Правоохранительных органов; информирование о деятельности общественных органи-
заций и самодеятельных формирований по укреплению законности и правопорядка;
Распространение передового опыта правовой работы и т.д. «Народу необходимо и дос-
Тойно знать законы своей страны, это входит в состав правовой жизни. Право говорит на
Языке сознания и обращается к сознательным существам, оно утверждает и отрицает, оно
Формулирует и требует – для того, чтобы люди знали, что утверждено и что отринуто, и
осознавали формулированное требование»1.
Методы правового воспитания представляют собой совокупность приёмов и спо-
Собов воздействия на правосознание и поведение людей (убеждение, поощрение, наказа-
Ние и иные приёмы психолого-педагогического воздействия) с целью формирования у
Них правовой культуры. Организационная структура, включающая субъекты (органы,
Которые проводят воспитательную работу), объекты (категории населения, по отноше-
нию к которым проводится правовоспитательная работа), представляет систему правово-
Го воспитания.
Элементом этой системы является юридический всеобуч, представляющий собой
Систему общественных институтов, обеспечивающих поэтапное, всеобщее приобщение
Людей к праву, воспитание у них современного правового мышления, приобщение к
Подлинным ценностям правовой культуры, формирование способности и готовности ак-
тивно участвовать в политическом процессе (правовой жизни общества) путём эффек-
Тивного использования демократических прав и свобод, добросовестного использования
Юридических прав и обязанностей.
Потребность в юридическом всеобуче обусловлена задачами формирования пра-
Вового государства, интересами отдельной личности и групп людей использовать пра-
Вовые средства для достижения фактических целей осуществляемой ими деятельности.
Т.е. цель всеобуча – обеспечение правовой социализации личности, подготовка её к
Участию в правовой жизни общества.
В современных условиях юридический всеобуч предполагает решение следующих
задач:
Ликвидацию у населения и должностных лиц государства правовой безграмотно-
сти;
Охват всех граждан, должностных лиц систематическим правовым обучением как
важнейшим условием социализации человека в обществе;
Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. 2007. – С. 200.
Общая теория правовой культуры и правового мышления
Привитие каждому человеку внутренне осознанной потребности и способности
Активно использовать правовые средства для удовлетворения как личных, так и общест-
венных интересов;
Формирование цивилизованного отношения к правовому инструментарию, иско-
Ренение правового нигилизма.
Юридический всеобуч – это не «случайное» собрание всех форм правовоспита-
Тельной работы, а качественно новая организация обучающе-воспитательной работы.
Она должна основываться на принципиально иных началах: всеобщности – охвате всего
Населения правовым обучением; обязательности правового обучения для всех без ис-
Ключения, т.е. обучение праву становится обязанностью всех граждан, должностных
Лиц, хотя, разумеется, степень обязательности различна; длительности – обучение долж-
но охватывать такой период времени, который позволяет достичь поставленной цели;
Научности, т.е. отвечать потребностям практики, основываясь на принципах правовой
Педагогики; высокой результативности – юридический всеобуч должен обеспечить фор-
Мирование у обучаемых необходимого для данного периода жизни страны уровня пра-
Вовой культуры, правовой информированности, достаточных для активного участия
Граждан и должностных лиц в политической и правовой жизни; достаточности ресурсно-