Му слою, или страте, выполняемая социальная роль или занимаемая социальная «ниша»
занимаемая правовая позиция, отношение к закону, праву, правовым учреждениям и т.д.
Массовое (или общенациональное) правосознание производно от индивидуально-
Го и группового, является его результатом. В отличие от индивидуального и группового,
оно менее ситуативное, имеет свои особенные формы выражения, например, проявляет-
Ся в ходе общенациональных выборов, референдумов. Правильное определение характе-
Ра и уровня массового правосознания имеет большое значение для законотворческой ра-
боты, проведения массовых правовых акций, определения направлений реформирова-
Ния правовой системы и пр. В то же время индивидуальное и групповое правосознание
Подвержено действию массового правосознания.
В зависимости от сочетания в правосознании рационального и эмоционального
Компонентов принято выделять обыденное, профессиональное и научное (теоретическое) пра-
Восознание.
Обыденное правосознание – массовые представления людей, их оценки, эмоции
По поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными
Условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сво-
Дятся в первую очередь к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, оп-
Ределяемым каждодневными нуждами людей.
Профессиональное правосознание – взгляды, традиции, убеждения, складываю-
Щиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и
Имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы. От последнего во многом
Зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспру-
Денции и их использование в юридической практике, реализация достижений теоретиче-
Ской мысли, принципов и ценностей права.
Профессиональное правосознание формируется в первую очередь на основе юриди-
Ческой практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гумани-
Стический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.
Научное познание – теории, концепции, взгляды, выражающиеся в концентриро-
Ванном виде в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и
Юридической практики, лекциях и беседах учёных-юристов, преподавателей юридиче-
Венгеров А.Б. Теория государства и права. – С. 571.
Глава 23. Правовая культура
ских дисциплин и других источниках, глубокое и всестороннее теоретическое осмысле-
Ние права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития за-
Конодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой
Политики, проведения судебной, экологической, пенсионной, налоговой и других право-
Вых реформ.
Для многонациональной, многоконфессиональной страны, государственность
Которой к тому же имеет федеративную структуру, проблема формирования толерант-
Ного правосознания как у населения, так и должностных лиц государства чрезвычайно
Актуальна.
Толерантность, как свойство правосознания, предполагает терпимость к образу
Жизни людей, семей, социальных групп, народностей, представителей других конфес-
Сий, к их поведению в правовой сфере, правовым чувствам, а равно правовым идеям, по-
Зициям, мнениям, к верованиям, способам действия и чувствам, отличным от собствен-
Ных. Это одновременно признание правовых идеалов и ценностей других людей, их ве-
Рований, конкретное отношение к способам удовлетворения ими своих потребностей и в
этой связи уважительное отношение к нормам и традициям, закрепляющим инварианты
Правового образа людей. Философия толерантности признаёт принцип равенства между
Людьми вне зависимости от социального, религиозного, национального происхождения.
Толерантность проявляется в разных сферах правовой жизни общества. В частно-
Сти, религиозная толерантность допускает свободу совести, напротив, нетерпимость влечёт
Инквизицию, подавление религиозных меньшинств, факты неправового отношения и по-
Ведения к представителям тех или иных религиозных конфессий. В политической сфере
Нетолерантное поведение власти находит выражение в запрете политической оппозиции,