Шенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, в материалах
СМИ, письмах граждан и т.д., разработка научных концепций будущих актов. В совре-
Менных условиях, когда практически создаётся качественно обновлённая правовая сис-
Тема России, существенно возрастают роль юридической науки и правотворческой дея-
тельности, её ответственность за качество рекомендаций и прогнозов.
• Регулятивная функция – это регламентационно-результативное воздействие пра-
Восознания на поведение своих субъектов (носителей правосознания). Это свойство пра-
Восознания особенно важно для юристов. Судья, прокурор, другое должностное лицо в
Процессе рассмотрения дела обязаны основательно изучить подлежащие применению
Правовые нормы, понять их цели и социальное значение, внимательно оценить обстоя-
Тельства дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело.
Без высокого уровня правосознания сделать это невозможно. Важно при этом подчерк-
Нуть, что правосознание не может быть основанием для отхода по тем или иным при-
Чинам (устарелость, нецелесообразность и т.п.) от точного смысла закона, решения дела
Вопреки и независимо от его содержания. Противопоставлять в правоприменительной
Деятельности действующий закон и правосознание недопустимо. Один из основных
Принципов правосознания – это необходимость укреплять законность в государстве,
Противодействовать идеям правового нигилизма, бороться с произволом и правовым
Беспределом недобросовестных работников государственного аппарата.
• Идейно-воспитательная функция. Правосознание служит основой для воспитания
Внутренней потребности соблюдать нормы права, формирования такой черты характера
Человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценно-
Сти, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для форми-
Рования правовой установки личности, т.е. её психологической предрасположенности к
Соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и
Психологических факторов. Для идейно-воспитательной функции характерна также ши-
Рокая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей – справедливости, граждан-
Ского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрас-
Тающей роли права в общественной жизни – как действенного инструмента обеспечения
И защиты интересов личности, материального и духовного прогресса человечества.
Носителями правового сознания являются отдельные индивиды, группы людей.
С учётом этого принято выделять индивидуальное, групповое и массовое (общенацио-
нальное) правосознание. Каждое из них имеет своё специфическое содержание, по-
Общая теория правовой культуры и правового мышления
Разному оказывает влияние на организацию поведения в правовой сфере её носителя, на
Законотворчество, эффективность деятельности правоохранительных структур.
Индивидуальное правосознание формируется под воздействием самых разных об-
Стоятельств, в значительной мере оно зависит от принадлежности человека к той или иной
Социальной группе: демографической, профессиональной, общественно-политической и
Т.п. Будучи зависимым от группового, индивидуальное правосознание вместе с тем сохра-
Няет свою самобытность, уникальность. Это связано с индивидуальными различиями
Людей, различными источниками получения ими правовых знаний, семейного, профес-
Сионального окружения и другими обстоятельствами. А.Б. Венгеров верно заметил, что
Индивидуальное правосознание имеет широкий диапазон: от конформизма до нонкон-
Формизма, т.е. от приспособленчества, законопослушания до протеста, отрицания права
(правового нигилизма), до надежды на новые перемены1. В любом случае индивидуаль-
Ное правосознание является необходимым условием правовой социализации личности,
Фактором её включённости в политическую жизнь общества, эффективным условием
Пользования своими правами и свободами.
Так же разнообразно и сложноструктурировано групповое правосознание. Его от-
Личиями являются: принадлежность его носителей к определённому классу, социально-