Ментальность не совпадает с понятием «психика», так как применима только к че-
ловеку (а «психика» есть и у животных);
2) ментальность есть содержание (образ, представление, понятие), а психика есть
процесс;
Ментальность описывает человеческую активность только в контексте определен-
Ного исторического материала (при отбрасывании этого материала термин превращается
В обыденное словоупотребление или становится еще одним обозначением психики, соз-
нания, деятельности)»3;
4) психика индивидуализирована и образует структуру, а ментальность нет;
Психика описывается в субординационных, более или менее однозначных поняти-
Ях, а ментальность – в синонимах со смысловыми различиями, но плохо дифференциро-
Ванных по значению.
С точки зрения И.А. Иванникова, ментальность все же имеет свою структуру и
Включает в себя сознание и деятельность4. Причем сознание, деятельность и результаты
Деятельности в своей совокупности образуют культуру5.
Менталитет шире сознания, но уже понятия «культура». Если менталитет соеди-
Нить с результатами деятельности, то получим отождествление менталитета с культурой,
И тогда нет необходимости внедрения в русский язык красивого, но до сих пор многим не
Понятного термина «менталитет» (ментальность).
Мордовцев А.Ю. Национальный правовой менталитет. Введение в проблему. – Ростов-н/Д,
С. 14.
Шкуратов В.А. Историческая психология. – М., 1997. – С. 119.
Там же.
Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 301.
См.: там же. С. 301–302.
Общая теория правовой культуры и правового мышления
Думается, что в структуру правового менталитета следует включать правосозна-
Ние, юридически значимую деятельность и правовое мышление.
Таким образом, «правовой менталитет, – пишет А.И. Овчинников, – исторически
Сложившаяся матрица типизаций юридически значимого поведения и правовых оценок,
Схема смыслопостроений, определяющая правовое мышление и остающаяся полностью
Неуловимой в рефлексии»1.
Влияние правосознания на правовую культуру
Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с
Правом, правовой культурой, как целостными социальными институтами, с их возникно-
Вением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, дру-
Гими сторонами правовой действительности. Без обращения к данной теме вряд ли воз-
Можно сколько-нибудь серьезное изучение многообразных сознательных и созидательных
Процессов в правотворчестве и правоприменении2.
По мнению И.А. Иванникова, «правосознание зародилось в раннеклассовом обще-
Стве из реальных правовых связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные веро-
Вания. Правовая мысль длительное время существовала в лоне мифологического и рели-
Гиозного сознания. В средние века правосознание характеризовалось: 1) дифференциа-
Цией по сословно-классовой принадлежности, принятием общественного неравенства
Как естественного явления; 2) зависимостью от религии»3.
Вместе с тем правосознание является одной из форм общественного сознания, на-
Ряду с политическим, религиозным, философским, научным и др.4
«Человеку невозможно не иметь правосознания, – пишет И.А. Ильин, – его имеет
Каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть и другие люди. Человек имеет правосоз-
Нание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием. Вся
Жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руково-
Дством; мало того, жить – значит для человека жить правосознанием, в его функциях и в
Терминах: ибо оно остается всегда одною из великих и необходимых форм человеческой
Жизни. Оно живет в душе и тогда, когда еще отсутствует положительное право, когда нет
Еще ни «закона», ни «обычая»; когда никакой «авторитет» еще не высказался о «правовом»,
Верном поведении»5.
В советской теории государства и права правосознание рассматривалось с классовых
Позиций. «Правосознание – это форма общественного сознания, выступающая как система
Взглядов, убеждений, оценок, представлений, настроений, чувств данного класса либо об-
Щества, определяемая материальными условиями их жизни, направленная на установле-
Ние правового режима в обществе, отвечающего интересам и целям этого класса либо об-
Щества»6, – пишет Е.А. Лукашева.
Современные представления о правосознании далеко неоднозначны. Так, Н.Л. Гра-
Нат отмечает, что «правосознание отражает правовую действительность в форме юриди-