Как «обязательно», «разрешено», «запрещено», которые складываются на основе правовых

Знаний, оценок и т.д.

Помимо вышеназванных структурных элементов правовой культуры другие авто-

ры включают в нее еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль,

Регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и

Правового поведения, правовую науку. Но оценки можно дать, выражая свое отношение к

праву, правосудию и т.д., т.е. тогда, когда ___________речь идет о правосознании, а потому выделять

Их отдельно нет необходимости. В качестве элемента правовой культуры выделяют также

уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов)2.

Полагаем, что в состав правовой культуры следует включать следующие компо-

ненты:

1) правосознание;

2) правовое мышление;

3) право;

4) правовые отношения;

5) законность и правопорядок;

6) правомерная деятельность субъектов;

7) государственно-правовые институты;

8) юридическая наука;

Юридические акты.

Данный перечень не является исчерпывающим и в процессе эволюции социаль-

Ной жизни может быть изменен.

По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и

Правовую культуру общества. «Под правовой культурой личности понимается знание,

умение применять и сознательно выполнять требования права в процессе жизнедеятель-

Ности человека»3.

Правовая культура общества охватывает весь ценностный срез правовой действи-

Тельности, юридической практики, уровень и проблемы правового развития обществен-

Ной жизни, формы ее включенности в процессы цивилизации. Правовая культура обще-

Ства – хранитель всех ценностей, накопленных правовой историей народа, кладезь обще-

Человеческой правовой мысли4.

В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна, так

Как включает в себя сочетание общегосударственной и национальной правовых культур.

Правовая культура человеческого общества (населения земного шара) формируется под

Влиянием общечеловеческих ценностей, государственных и национальных правовых куль-

Тур. Правовая культура общества отдельно взятого государства содержит как общие, осо-

Бенные, так и единичные признаки.

Поскольку нет совершенно одинаковых людей, народов, государств, то нет и оди-

Наковых правовых культур обществ, народов и т.д. Конечно, правовая культура одной,

отдельно взятой личности – это частица правовой культуры нации, расы, класса, общест___________-

ва, зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, пра-

Вовых навыков и влияющая на нее юридически значимое поведение.

Сальников В.П. Правовая культура. – С. 155.

Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 296.

Там же. С. 297.

См.: Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. – С. 503.

Глава 23. Правовая культура

Правовая культура имеет три уровня: обыденный, профессиональный и теорети-

Ческий. Обыденная правовая культура обычно характеризуется отсутствием глубоких

Обобщений. Однако ей более чем какому-либо другому уровню присущ здравый смысл, в

Том числе и в области юриспруденции.

Профессиональный уровень правовой культуры обычно приписывают юристам и

Всем тем, кто связан с правовой деятельностью.

Теоретический уровень правовой культуры присущ ученым-правоведам.

Место правового менталитета в структуре правовой культуры

В отечественной теории права соотношение категорий «правовая культура», «пра-

Восознание», «правовой менталитет» и «правовое мышление» являются слабо разрабо-

Танными.

В переводе с латинского «mentos» – мысль. Менталитет обычно переводят как

«склад ума», «умонастроение», «воображение» и т.д.

«Менталитет, – пишет А.Ю. Мордовцев, – это то, что позволяет представителям

Одного социума и (или) типа цивилизации относительно сходно, единообразно воспри-

Нимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии

С определенными, сложившимися в обществе установками и стереотипами поведения,

«понимая» друг друга, сохраняя (благодаря этому) стабильность и целостность нацио-

Нального (цивилизационного) пространства»1.

По мнению В.А. Шкуратова, «ментальность можно назвать человеческим измере-

Нием исторических макромасс или человеческой активностью, объективированной в

культурных памятниках»2. Он считает, что ментальности присущи особые черты:

Наши рекомендации