Как «обязательно», «разрешено», «запрещено», которые складываются на основе правовых
Знаний, оценок и т.д.
Помимо вышеназванных структурных элементов правовой культуры другие авто-
ры включают в нее еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль,
Регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и
Правового поведения, правовую науку. Но оценки можно дать, выражая свое отношение к
праву, правосудию и т.д., т.е. тогда, когда ___________речь идет о правосознании, а потому выделять
Их отдельно нет необходимости. В качестве элемента правовой культуры выделяют также
уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов)2.
Полагаем, что в состав правовой культуры следует включать следующие компо-
ненты:
1) правосознание;
2) правовое мышление;
3) право;
4) правовые отношения;
5) законность и правопорядок;
6) правомерная деятельность субъектов;
7) государственно-правовые институты;
8) юридическая наука;
Юридические акты.
Данный перечень не является исчерпывающим и в процессе эволюции социаль-
Ной жизни может быть изменен.
По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и
Правовую культуру общества. «Под правовой культурой личности понимается знание,
умение применять и сознательно выполнять требования права в процессе жизнедеятель-
Ности человека»3.
Правовая культура общества охватывает весь ценностный срез правовой действи-
Тельности, юридической практики, уровень и проблемы правового развития обществен-
Ной жизни, формы ее включенности в процессы цивилизации. Правовая культура обще-
Ства – хранитель всех ценностей, накопленных правовой историей народа, кладезь обще-
Человеческой правовой мысли4.
В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна, так
Как включает в себя сочетание общегосударственной и национальной правовых культур.
Правовая культура человеческого общества (населения земного шара) формируется под
Влиянием общечеловеческих ценностей, государственных и национальных правовых куль-
Тур. Правовая культура общества отдельно взятого государства содержит как общие, осо-
Бенные, так и единичные признаки.
Поскольку нет совершенно одинаковых людей, народов, государств, то нет и оди-
Наковых правовых культур обществ, народов и т.д. Конечно, правовая культура одной,
отдельно взятой личности – это частица правовой культуры нации, расы, класса, общест___________-
ва, зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, пра-
Вовых навыков и влияющая на нее юридически значимое поведение.
Сальников В.П. Правовая культура. – С. 155.
Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 296.
Там же. С. 297.
См.: Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. – С. 503.
Глава 23. Правовая культура
Правовая культура имеет три уровня: обыденный, профессиональный и теорети-
Ческий. Обыденная правовая культура обычно характеризуется отсутствием глубоких
Обобщений. Однако ей более чем какому-либо другому уровню присущ здравый смысл, в
Том числе и в области юриспруденции.
Профессиональный уровень правовой культуры обычно приписывают юристам и
Всем тем, кто связан с правовой деятельностью.
Теоретический уровень правовой культуры присущ ученым-правоведам.
Место правового менталитета в структуре правовой культуры
В отечественной теории права соотношение категорий «правовая культура», «пра-
Восознание», «правовой менталитет» и «правовое мышление» являются слабо разрабо-
Танными.
В переводе с латинского «mentos» – мысль. Менталитет обычно переводят как
«склад ума», «умонастроение», «воображение» и т.д.
«Менталитет, – пишет А.Ю. Мордовцев, – это то, что позволяет представителям
Одного социума и (или) типа цивилизации относительно сходно, единообразно воспри-
Нимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии
С определенными, сложившимися в обществе установками и стереотипами поведения,
«понимая» друг друга, сохраняя (благодаря этому) стабильность и целостность нацио-
Нального (цивилизационного) пространства»1.
По мнению В.А. Шкуратова, «ментальность можно назвать человеческим измере-
Нием исторических макромасс или человеческой активностью, объективированной в
культурных памятниках»2. Он считает, что ментальности присущи особые черты: