Под грамматическим (филологическим, языковым) толкованием права пони-

Мают совокупность специальных приемов, направленных на уяснение морфологической

И синтаксической структуры текста акта. Оно охватывает уяснение отдельных слов и

Терминов, грамматический смысл всего предложения или группы предложений.

Историко-политическое толкование права есть уяснение содержания воли зако-

нодателя благодаря исследованию исторической обстановки издания правового акта,

Расстановки политических сил в обществе, социально-экономическим и политическим

Факторам, обусловившим инициативу и само появление правового акта.

Систематическое толкование права – это уяснение содержания и смысла право-

вых требований в их взаимной связи, с учетом их места и значения в данном нормативно-

Правовом акте, институте отрасли и всей системы права в целом.

Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 229.

См.: там же. С. 230.

Глава 18. Юридическая герменевтика (толкование права)

Систематическое толкование имеет особое значение для органов, применяющих

Нормы права. Оно является необходимым условием правильной квалификации юриди-

Ческих дел1.

Функциональный способ толкования права опирается на знание фактов и усло-

Вий, в которых функционирует (действует), применяется толкуемая норма права. Это но-

Вый способ толкования, и он пока слабо разработан в юридической науке.

Результаты использования всех способов толкования обуславливают объем толко-

Вания.

Виды толкования

По объему толкование норм права может быть буквальным, ограничительным и

Распространительным.

В подавляющем большинстве случаев действительный смысл правовой нормы

Уясняется буквально – в точном соответствии с текстом нормы. При буквальном толкова-

нии содержание нормы права полностью соответствует ее текстуальному выражению

(«дух закона» и «буква закона» совпадают). Буквальное толкование наиболее характерно

Для норм уголовного права.

Однако в исключительных случаях может возникнуть некоторое несоответствие

между действительным содержанием нормы и ее текстуальным выражением. В таких

Случаях «дух закона» и «буква закона» не совпадают. Если в результате объяснений обна-

руживается, что действительное содержание нормы несколько уже ее текстуального вы-

Ражения, то толкование будет ограничительным. Здесь «дух закона» уже «буквы закона».

При ограничительном толковании текст нормы приводится в полное соответствие с ее

содержанием.

Если в результате уяснения оказывается, что действительное содержание нормы

Несколько шире ее текстуального выражения, то толкование будет распространитель-

Ным. В данном случае «дух закона» шире «буквы закона».

Примером распространительного толкования может служить ст. 167 УК РФ, кото-

Рая гласит, что уголовному наказанию подлежит умышленное уничтожение или повреж-

дение чужого имущества. Но, например, научная рукопись есть объект, например, ин-

Теллектуального труда и понятием «имущество» не охватывается. Поэтому это надо по-

Нимать расширительно, т.е. как уничтожение или вред любому чужому предмету.

Таким образом, ограничительное и распространительное толкование приводит в

полное соответствие действительное содержание правовой нормы и ее не совсем точную

Форму изложения в тексте статьи нормативно-правового акта.

В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование подраз-

Деляется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование права – это разъяснение смысла юридической нормы, ис-

Ходящее от уполномоченных на то органов, которое является обязательным для субъектов,

Осуществляющих применение этой нормы. Официальное толкование, в свою очередь,

подразделяется на аутентичное (разъяснение Президентом изданных им указов) и легальное

(осуществляемое органами, на которые возложена обязанность толковать законы или дру-

Гие нормативные акты). Так, законодательный орган может поручить соответствующим

Органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. На основании специаль-

ных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъясне-

Ния нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Министерство финансов

Может разъяснять решения Правительства по вопросам распределения государственного

Бюджета, Министерство труда – по вопросам использования трудовых ресурсов и т.п.

1 См.: Иванников И.А. Теория ______государства и права. – С. 232.

Общая теория права

Наши рекомендации