Альные принадлежит одному из первых исследователей проблемы пробелов в праве гер-
Манскому цивилисту Э. Цительману, который настоящими пробелами считал только те
Случаи, когда закон «молчит» и не предоставляет возможности вынести решение, тогда
Как решение должно быть вынесено; когда воля закона ясна, но в ее рамках имеется не-
Сколько возможностей, а закон умалчивает о том, какую из них предпочесть.
Еще одна выделяемая в литературе разновидность пробелов – пробелы «коллизи-
Онные». Причиной их возникновения является наличие «абсолютного противоречия» в
нормах одного акта либо противоречия в требованиях норм различных нормативных ак-
Тов. В результате того, что и те и другие нормы являются действующими, они нивелиру-
Ют друг друга, образуя пробел в праве.
Можно выделить три их разновидности, связанных:
1) с неполнотой правовых норм;
2) с противоречием существующих правовых норм друг другу;
С полным отсутствием нормы.
Общая теория права
Один из основных представителей расширительного понимания пробела В.В. Ла-
Зарев называет следующие критерии, которые могут быть использованы для деления пробе-
лов на виды:
1) содержание и структура правового материала;
2) причины и время возникновения;
3) отношение законодателя к пробелам и его вина в их появлении;
4) способы установления;
Средства устранения.
Наряду с этим Лазарев считает, что наиболее приемлемым и простым с точки зре-
Ния последующего устранения пробелов является их деление на виды по следующим
признакам:
По структуре права с точки зрения форм его выражения: можно говорить о пробе-
лах в законе, в постановлении, решении и т.д.;
2) по отраслям права;
По времени возникновения.
По времени возникновения ряд авторов делит пробелы на первоначальные и по-
следующие. Первоначальные пробелы появляются в момент издания нормативного акта.
В отечественной правовой системе они возникают вследствие того, что законодатель или
Не знал вообще о наличии обстоятельств, требующих нормативного урегулирования, или
Не осознавал необходимости урегулирования известных ему общественных отношений,
Или, наконец, зная о них и сознавая необходимость их закрепления в праве, упустил их
регулирование при издании акта.
Первоначальные пробелы в свою очередь могут делиться на «простительные» и
«непростительные». В случае когда компетентный на издание нормы орган не знал и не
Мог знать о существовании отношений, требующих (потребующих) правового регулиро-
Вания, можно говорить о «простительных» пробелах. Если же орган, издающий норма-
Тивные акты, мог знать о наличии определенных явлений или возможности их возникно-
вения в ближайшем будущем, выявить потребность их юридического оформления, знал
О необходимости закрепления определенных отношений в издаваемом акте, но упустил
Их регулирование, пробелы оказываются «непростительными».
Последующие пробелы появляются после издания нормативного акта. Их возникно-
Вение обусловлено, во-первых, появлением совершенно новых, не существовавших ранее,
Общественных отношений, новых обстоятельств, требующих правового опосредования,
«новых отношений, которые хотя и охватываются правом, но в деталях не могли быть
Предусмотрены законодателем», во-вторых, возникновением потребности нормативного
Регулирования таких явлений, к которым ранее право было безразлично.
И.В. Михайловский же собственно понятия «первоначальных» и «последующих»
Пробелов не использовал, но он отмечал, что их возникновение всегда возможно, потому
Что «1) жизнь необъятна и ни один законодатель не в состоянии предусмотреть все без
Исключения ее комбинации и 2) жизнь постоянно идет вперед и может создавать такие
новые комбинации, которых еще не было во время издания действующих законов».
Для определения некоторых видов существующих в отечественном законодатель-
Стве пробелов зачастую используется понятие «технического» пробела, под которым пони-
Маются такие недостатки правовых норм, которые связаны с несовершенством законода-
Тельной техники. При этом саму законодательную технику характеризуют как «совокуп-
Ность правил наиболее правильного и рационально изложения правовых институтов,
Норм, статей в правовых актах в целях достижения совершенства форм их выражения».
При отсутствии таких правил, а тем более – при нарушении их, в нормативных актах
Глава 17. Реализация права