Ции требуют сколько-нибудь развитой методологической базы, они не всегда бывают на-

Учно-обоснованными.

Понятие пробела в советской юридической литературе практически не исследова-

Лось. Но в ситуации появления новых институтов практика и жизнь наиболее ярко де-

Монстрируют несовершенство и пробельность права и, соответственно, вызывают необ-

Ходимость и потребность в поиске методов и способов разрешения спорных вопросов как

В судебных случаях, так и в просто жизненной практике. Так, после нэповской кодифи-

Кации появление совершенно обновленного типа правоотношений повлекло за собой со-

Ответствующее появление норм материального и процессуального права, допускавших

Применение аналогии как механизма разрешения и устранения пробелов.

На первом этапе развития советской юриспруденции главенствующую роль игра-

Ли формулировки права, исключавшие постановку вопроса о пробелах саму по себе.

Критика действующего законодательства в период 30–50-х годов не только не поощря-

Лась, но и, естественно, наказывалась. В то же время западная юридическая наука предос-

Тавила ряд крупных работ, посвященных проблеме пробелов в праве, из которых можно

И целесообразно почерпнуть технический инструментарий и накопленную ими сумму

Знаний о приемах и средствах исследования пробелов.

Вопрос о пробелах в праве в юридической науке возникает преимущественно в

Связи с применением и толкованием правовых норм, а также при решении общеметодо-

Логических задач правотворческого и правоприменительного процесса. Право по содер-

Жанию есть совокупность конкретно определенных правил поведения людей1.

Понимание понятия пробела в законе или праве достаточно сложно. Смешение

Фактических общественных отношений с правоотношениями и, особенно, их включение

В понятие права, затрудняет уяснение вопроса о пробелах. Трудностей в определении

пробела еще больше в случае включения в содержание права правосознания. В таком

Случае восполнение пробелов может осуществляться и на основании правовых взглядов

Судьи, а не только на основании общих положений закона. Но и определяя право через

Нормы или совокупность норм, необходимо обращать внимание на применение права в

Общественных отношениях.

Юридической наукой дано следующее определение понятия пробела в праве: это

Отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоя-

Тельств, находящихся в сфере правового регулирования, отсутствие нормы права для уре-

Гулирования какого-либо вида общественных отношений.

Пробел в праве – несовершенство права, отсутствие реального содержания, кото-

Рое должно являться необходимым его компонентом. Некоторые видят в праве и наме-

Ренные пробелы: законодатель сознательно оставил вопрос, находящийся в поле его зре-

Ния, открытым, с целью предоставить его решение течению времени или отдавал его на

Усмотрение практики. Необходима теоретическая разработка оснований оставления за-

Конодателем тех или иных вопросов без внимания.

1 Алексеев С.С. Государство и право (доступно на http://vuzlib.net/17103/).

Глава 17. Реализация права

Пробелы в праве – это своего рода дефекты в волеизъявлении законодателя, ко-

Гда объектами праворегулирования не осознаются институты, подлежащие закрепле-

Нию в праве.

Пробелы – это дефекты системы права, когда отсутствуют отдельные нормы, а

Возможно и целые их совокупности.

Пробелы в праве имеют объективную и субъективную природу. Законодатель

Может быть не готов к принятию того или иного закона. Законодательный орган разди-

Рают политические страсти, столкновение интересов социальных групп, политических

Партий. Верхняя палата отклоняет закон, принятый нижней палатой. Общественные

Отношения обладают такой новизной и степенью сложности, что непонятно, как, с по-

Мощью каких правовых средств их надо регулировать. Это объективные факторы. Они

Ведут, как утверждают некоторые ученые, к появлению так называемых правовых ва-

Куумов. К субъективным относятся несовершенство законодательства, отсутствие над-

лежащей законодательной техники и т.п. Например, при подготовке Закона Российской

Федерации о демонстрациях, шествиях, собраниях законодатели попросту забыли о та-

кой форме протестов, как пикетирование. Или, например, в законодательстве отсутст-

Наши рекомендации