Конодательных и судебных органов является надлежащее истолкование божественной

воли. При этом сама правовая система не имеет деления на публичное и частное право;

Отсутствует концепция субъективных прав, ибо верующие по отношению к богу наделе-

Ны лишь обязанностями и должны подчиняться шариату – своду правил поведения му-

Сульман на основе Корана. В современных арабских государствах мусульманское начало

В правовых системах присутствует не в равной мере. Часто наблюдается причудливое,

Исторически обусловленное переплетение старинных обычаев, остатков колониальных

правовых систем, норм и принципов шариата. На сегодняшний день на планете насчи-

Тывается около 800 млн мусульман и почти 30 стран мира признали ислам государствен-

Ной религией. Поэтому рудименты нормативного регулирования эпохи феодализма на-

Ходят мировоззренческую поддержку в XXI веке.

Индусское право тесно связано с религиозными догмами индуизма. В его содержа-

Ние входят обряды, верования, идеологические ценности (мораль, философия), которые

Нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм

Сформировался около двух тысяч лет назад и до настоящего времени сохраняет свое регу-

Лирующее значение. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние рели-

Гии наиболее сильно. Это семейные и наследственные отношения. В современный период

Индусское право – это совокупность норм, применяемых только к индусской части населе-

Ния Индии. В Индии большинство населения живет в деревне и почти поголовно входит в

Систему каст, а 45 млн человек еще проживают в условиях племенного строя3.

Индусское право и право Индии в современных условиях – это не одно и то же.

Индийское право сложилось в годы правления англичан. Здесь нет верховенства закона.

В Индии еще не принят Гражданский кодекс, необходимость которого предусмотрена

Конституцией, принятой в 1950 г. Основной закон Индии является самым объемным в

Мире: она состоит из Преамбулы, 491 статьи (25 частей) и 13 приложений. Закон и судеб-

Ный прецедент считаются главными источниками права современной Индии.

Специфическими особенностями характеризуется система иудейского права,

Действующая в Израиле. Государство Израиль возникло 29 ноября 1947 г. по решению

Генеральной Ассамблеи ООН, упразднившему мандат Великобритании на территорию

Палестины, которой она владела с 1923 г. До этого Палестина входила в состав Османской

Империи.

Давид Р. Основные правовые системы современности. – С. 389.

2 Саидов А.Х. Правовые системы современности // Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. –

Н. Новгород, 1993. – С. 74.

3 См.: Муромцев Г.И. Типологическая характеристика правовых систем… // Вестник Российского

университета дружбы народов. Серия юридических наук. – 1998. – №1. – С. 57.

Общая теория права

Мая 1948 г. за один день до истечения мандата Великобритании на территории

Палестины Народное правительство Израиля (из местных евреев и представителей меж-

Дународных сионистских организаций) на заседании в Телль-Авивском музее приняло

Декларацию независимости Израиля, провозгласив самостоятельное еврейское государ-

Ство (Мединат Исраэль), основанное на принципах свободы, справедливости и мира в их

Понимании израильскими пророками. Были оставлены в силе те британские законы, ко-

Торые не противоречили Декларации независимости. Некоторые израильские юристы

Предлагали считать Декларацию независимости конституцией Израиля. В настоящее

Время в Израиле, как и в Англии, нет единой писаной конституции. Понятие «основной

Закон» используется в конституционном праве страны, и имеется в виду совокупность

Законов о структуре госорганов (о парламенте, правительстве, президенте, о контрольных

Органах и др.).

Правовая система Израиля является смешанной и сочетает черты романо-

Германской (нормативно-правовые акты) и англосаксонской (судебные прецеденты).

В стране также действуют две системы религиозного права – еврейская (Талмуд) и му-

Сульманская, применяемые к представителям соответствующих конфессий. Источниками

Права Израиля признаются и нормы международного права, не противоречащие законам

Этого государства.

В начале 50-х гг. XX в. в Израиле были приняты Закон о возвращении (1950 г.) и Закон

Наши рекомендации