Круг лиц, составляющих субъектный состав правотворчества и имеющих в силу этого

полномочия по:

• разработке проекта нормативного правового акта и вынесению его на рассмотре-

ние компетентных лиц;

• рассмотрению представленного проекта;

• отклонению проекта или принятию на его основе (через ___________ряд строго последова-

тельных действий) нормативного правового акта;

• введению в действие принятого нормативного правового акта.

Субъектный состав правотворчества зависит от юридической силы принимаемого

Нормативного правового акта. В демократическом государстве конституция (основной

Закон) как акт, провозглашающий основы государственного строя и основные права и

Свободы человека и гражданина, имеет высшую юридическую силу и объективно требует

Принятия путем широкого голосования всех лиц, имеющих политическую дееспособ-

Ность (могущих на законном основании своими действиями участвовать в ведении госу-

Дарственных дел, т.е. реализовывать свою политическую правоспособность).

По этой причине для разработки конституции, как правило, созывается учреди-

Тельное (конституционное) собрание авторитетных представителей от народа, а приня-

Тие конституции оговаривается рядом условий (одобрение текста конституции учреди-

Тельным (конституционным) собранием и собраниями граждан на местах либо одобре-

Ние текста конституции учредительным (конституционным) собранием, вынесение его

На референдум (опрос мнения политически дееспособных граждан) и положительные

Результаты голосования в ходе референдума; могут быть и другие процедуры, главное,

Чтобы они обеспечивали широкое участие граждан, их политических общественных ор-

Ганизаций в обсуждении и принятии проекта конституции).

Законы XII Таблиц — основной закон Римской республики V в. до н. э. — разраба-

Тывались по решению центуриатных комиций (собраний «способных носить оружие»

граждан-мужчин по имущественным разрядам), Коллегией десяти (децемвиров), которая

Была специально для этого избрана и обладала всей полнотой власти в государстве на

Период разработки Основного закона (Таблиц). Разработанный проект Таблиц обсуждал-

Ся на центуриатных комициях, где высказывались замечания. Дополнительно были раз-

Работаны и рассмотрены в комициях еще две Таблицы. В конце концов, Законы XII Таб-

Лиц были приняты голосованием в центуриатных комициях («Прежде чем войско поки-

Нуло Город», — отмечает римский историк Тит Ливий, поскольку в Риме времен Респуб-

Лики собрание по центуриям было фактическим смотром войска и проходило на Марсо-

Вом поле за городскими стенами).

Как видим, уже в древние времена республиканского строя для принятия осново-

Полагающих (конституционных) нормативных правовых актов были необходимы особые

Правотворческие процедуры, благодаря которым в действие вводился акт высшей юри-

Дической силы.

Конституция РФ 1993 г. была разработана специально созванным для этого Кон-

Ституционным Собранием и одобрена в ходе общероссийского референдума 12 декабря

Г.

Без указанных или подобных им процедур незыблемый авторитет (высшая юри-

дическая сила) акта отсутствует. Следовательно, юридическая сила акта зависит от авто-

Ритета издающего акт органа государства. Авторитетность, действительная способность

Общая теория права

Вершить власть в обществе гарантирует взвешенность, продуманность, осмысленность

Правотворческих процедур, целью которых является создание эффективно действующих

Правовых норм.

Помимо этого, субъектный состав правотворчества зависит от режима правотвор-

Ческого процесса.

В режиме единоначалия круг субъектов принятия конкретного нормативного

Правового акта ограничивается одним лицом. Это имеет место в государстве с такой фор-

мой правления, как абсолютная монархия, или в государстве, допускающем издание ор-

ганами государственного управления (министерствами) нормативных правовых актов

(положений, правил, инструкций), затрагивающих права и свободы граждан, не состоя-

Щих на службе в данных органах, поскольку при такой практике правотворческие акты

Могут издаваться министрами или руководителями ведомств1.

В режиме коллегиальности круг субъектов принятия конкретного нормативного

Наши рекомендации