Ческого светского еврейского права, а представляет собой легитимацию в определенных
Пределах прямого влияния религии на государственную и общественную жизнь, вопрос о
Месте религии в Государстве Израиль в целом был и остается предметом острых разногла-
сий. Ортодоксальные религиозные круги (харедим), составляющие не более 15% населе-
Ния, требуют абсолютного приоритета Галахи над государственным законодательством, а
Самые крайние их представители открыто стремятся превратить страну в теократическое
«государство Галахи»1.
Особенности избирательной системы в Израиле, которые делают необходимым
Создание после парламентских выборов правительственных коалиций, обладающих
Весьма незначительным, как правило, большинством, позволяет ортодоксальным религи-
озным кругам через свои политические партии (Агуддат Исраэль, Шас, Дегел ха-Тора),
хотя их представительство в Кнессете почти никогда не достигало и 15%, добиваться оп-
Ределенных уступок в этом направлении. Так, в 1990 г. Агуддат Исраэль за согласие войти
В правительственную коалицию потребовала и получила от Ликкуда обязательство про-
Вести через Кнессет законы, запрещающие производство и продажу свинины в стране и
Рекламу, в которой используется даже частичное изображение обнаженного женского
Тела, а также законы, ставящие почти под полный запрет аборты и еще более ограничи-
Вающие движение общественного транспорта по субботам (немалые уступки удавалось
получить этим партиям в прошлом и от Ма‘араха). Выступающая с противоположных
позиций группа населения, чьи требования полной секуляризации законодательства ка-
Саются и семейного права, также относительно невелика. Значительное же большинство
Еврейского населения Израиля отвергает обе эти крайности; решительно выступая про-
Тив попыток превратить страну в теократическое государство, оно, однако, считает, что
Для еврейского государства необходимо сохранение ряда идущих от иудаизма традиций,
Но уже в качестве не столько религиозных, сколько национальных.
В уголовном праве религия также тесно связана с правом. Это касается не только
Десяти заповедей. Достаточным будет упомянуть принцип зеркального талиона (око за
Око), объективного вменения, применяемый в Израиле и нашедший отражение в Ветхом
Завете (книга Исход, 21, 24).
Реальная роль современного еврейского права в системе израильского законода-
Тельства определяется в процессе законотворческой деятельности Кнессета. В целом, по-
зиция правительства сводится к следующим требованиям. Закон, прежде всего, должен
Учитывать существующие в стране отношения. Он должен базироваться на положениях
Существующих в стране юрисдикционных норм, еврейском праве и международном пра-
Ве. При возникающих юридических коллизиях предпочтение в большей степени отдает-
Ся положениям еврейского права2.
Индусское право
Индусское право – это право общины, которая в Индии и других странах Юго-
Восточной Азии исповедует индуизм. Так же, как ислам, индуизм обязывает своих после-
Дователей, помимо принятия на веру определенных догм, и к определенному понима-
Нию мира. Это понимание предлагает особую общественную структуру и особый образ
1 Электронная Еврейская энциклопедия (http://www.eleven.co.il/).
Мелехин А.В. Теория государства и права. – С. 176.
Глава 11. Источники и формы права
Жизни; таким образом, религиозные предписания в огромной степени играют ту же роль,
Которая в других типах обществ принадлежит праву. Подавляющее большинство жите-
Лей Индии исповедуют эту доктрину, которая, таким образом, играет важную роль в от-
Ношениях, связанных с «личным статусом». Вместе с тем сегодня в Индии значительный
Круг общественных отношений регламентирован общенациональными нормами, осно-
Ванными на английских понятиях.
Индусское право в наши дни приобрело в Индии совершенно новые черты. Оно
Остается правом, применяемым только к индусской части населения Индии. Однако от-
Пало много обычаев, нарушавших его единообразие. Это первое значительное изменение
По сравнению с прошлым. Значительны и изменения по существу, причем такие, кото-
Рые не являются безупречными с ортодоксальной точки зрения. Дхарма должна приспо-
Собиться к социальным группам, находящимся на разных стадиях цивилизации. Она ни-