Диционной формы права в России обладают уставы крупных общественных объедине-

Ний и религиозных организаций7.

Правовая доктрина представляет ___________собой совокупность юридических взглядов и

Методологических установок, направленных на разрешение правовых споров и выработ-

Ку правовых позиций по наиболее значимым общественным вопросам.

Классическая советская наука не признавала за правовой доктриной значение

Формы и источника права. Как правило, теоретические наработки в области юриспру-

Денции рассматривались либо как источники познания действующего права, либо как

Фактор совершенствования законодательства. Однако едва ли данный взгляд отвечал

Действительным тенденциям конкретной правовой жизни.

См.: Вопленко Н.Н., Рожнов А.П. Правоприменительная практика: понятие, основные черты и

Функции. – Волгоград, 2004. – С. 38.

2 См.: Щиглик А.И. Закономерности становления и развития общественных организаций в СССР:

Политико-правовое исследование. – М., 1977. – С. 206; Тихомиров Ю.А. Общественные организа-

Ции в системе социального управления // Вопросы теории общественных организаций / Отв. ред.

И.А. Азовкин. – М., 1977. – С. 9.

Горшенев В.М. Правотворческая деятельность общественных организаций в СССР: Учебное по-

Собие / Отв. ред. А.Н. Бычек. – Ярославль, 1972. – С. 7.

Там же. С. 9.

См.: там же. С.13.

См.: там же. С. 14.

См.: Вопленко Н.Н., Рожнов А.П. Указ. соч. – С. 52.

Глава 11. Источники и формы права

Ярким примером того, что наука является специфической формой права, являют-

Ся уголовное и уголовно-процессуальное право. Так, довольно часто по тексту УК и УПК,

Включая и их утратившие силу редакции 1960 г., законодатель оперирует понятиями «со-

Став преступления», «характер и степень общественной опасности». Данные дефиниции

Являются базовыми для этих отраслей права, поскольку играют значение главного юри-

Дического факта при решении подавляющего большинства уголовно-правовых и значи-

Тельного количества уголовно-процессуальных вопросов. Вместе с тем по тексту УК и

УПК содержание данных понятий не раскрывается. Однако практика остается единооб-

Разной и в целом исходит из правильного понимания этих правовых категорий. Неопре-

Деленность же их законодательного содержания преодолевается за счет теоретических

Наработок отечественных правоведов прошлых лет и современности. В отдельных случа-

Ях, благодаря деятельности научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, не-

Которые глобальные уголовно-правовые категории объясняются в постановлениях Пле-

Нума Верховного Суда России, причем некоторые из них, принятые еще в прошлом веке,

Остаются действующими до сих пор за счет четкости, строгости и логичности юридиче-

Ского языка, которым было изъяснено то или иное значимое для практики понятие. Так,

Ни в тексте УК РСФСР 1960 г., ни в тексте УК РФ 1996 г. не встречается понятие длящихся

И продолжаемых преступлений. Данное понятие выработано наукой уголовного права и

Является крайне значимым в практическом смысле: при квалификации преступных дея-

Ний, при отграничении тождественных преступлений, совершенных неоднократно, от

Продолжаемого преступления, при определении места совершения преступления, при

Определении момента окончания преступления и соответственно при определении уго-

Ловного закона, подлежащего применению в конкретном случае и т.п. Понятие длящихся

И продолжаемых преступлений было определено единственный раз в постановлении 23-го

Пленума Верховного Суда СССР «Об условиях применения давности и амнистии к для-

Щимся и продолжаемым преступлениям» от 4 марта 1929 г. (с последующими измене-

Ниями). Данное постановление является действующим до настоящего момента1.

Таким образом, правовая наука, дополняя и объясняя правовые нормы, как бы ор-

Ганично сливается с законом и тем самым становится особой формой права.

Правоприменительная практика также является нетрадиционной формой пра-

Ва, которая официально не признана в Российской Федерации, но уже довольно давно и

Основательно играет роль дополнительного фактора, уточняющего, развивающего и

Приспосабливающего инструмента позитивных правовых норм к новым общественным

Условиям2.

Религиозные догмы в современных условиях представляют собой сакральную

Форму мусульманского права, они в различной степени санкционированы и допускаются

К использованию в государствах арабского мира. Вместе с тем следует помнить, что в эпоху

Наши рекомендации