Который, как и свободные выборы, является высшим непосредственным выражением
Воли народа.
Выборы и референдум не исчерпывают конституционное право граждан участво-
Вать в управлении делами государства. К тому же они проводятся относительно редко. Ос-
Новная форма осуществления народовластия – представительная, через выборных лиц.
Важным компонентом политических прав и свобод является право на объедине-
Ние. Оно охватывает право создавать профессиональные союзы для защиты своих инте-
Ресов. Конституция не называет здесь политические партии, но еще в первой главе гово-
Рит о признании политического многообразия, многопартийности. Это важное условие
Демократизации политической жизни в России предопределено нашим собственным
Опытом, показавшим, что монопольное положение одной партии, не допускающей и
Мысли об открытом политическом соперничестве, сыграло пагубную роль в истории
Страны. Этот же опыт лег в основу положения о том, что никто не может захватывать
власть или присваивать властные полномочия в Российской Федерации. Прямо ___________запре-
Щаются создание и деятельность политических партий и других общественных объеди-
Нений, преследующих цели, расходящиеся с Конституцией.
Демократизации государственного управления, предупреждению проявлений
Групповщины, клановости, закрытости в аппарате способствует конституционное ново-
Введение: гражданам обеспечивается равный доступ к государственной службе. Еще од-
Ной важной формой участия граждан в управлении делами государства является право
Участвовать в отправлении правосудия.
Принцип разделения властей
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение властей в
Главе об основах конституционного строя (ст. 10). Принцип гласит: государственная
Власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодатель-
Ную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судеб-
ной власти самостоятельны. Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как
Условие построения демократического республиканского строя, правового государства.
Сегодня разделение властей означает, что речь идет о механическом копировании у себя
Дома зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практи-
Ке разделения властей, перспективу его развития.
Прежде всего, разделение властей призвано стать гарантией демократизма государ-
Ственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип
Нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государ-
Ством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной
Жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов,
Являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разде-
Ление властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в
Решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение от-
Ношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способ-
Но резко ослабить и даже парализовать управление страной.
Принятие новой российской Конституции означает, что из двух наиболее распро-
Страненных форм демократического правления – президентской и парламентарной рес-
Публик – в России сделан выбор в пользу президентской республики. Но ставить точку
Было бы преждевременно. «Президентская республика» – это понятие, охватывающее
Большое число разнообразных моделей. В некоторых странах утвердилась форма прав-
Ления, которую нередко называют полупрезидентской республикой.
Общая теория права
Президент Российской Федерации
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется
Конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Конституционный статус реали-
Зуется в нормах конституции, определяет функции и полномочия главы государства1.
Конституция 1993 года закрепила избрание российского Президента непосредственно
Населением. Это – наиболее последовательное проведение в жизнь принципа, согласно
Которому президент должен получать свой мандат от народа. В ряде стран могут прово-
Диться косвенные выборы: в США население избирает сначала выборщиков, а они – пре-