Мы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нор-
Мам текущего законодательства.
Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности,
Законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки кон-
Ституционного права.
В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется ста-
Бильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоя-
Тельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подверже-
На постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений
И дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.
Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур го-
Сударства должны соответствовать конституции – их правовой основе. Те из них, что про-
Тиворечат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание
Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что от-
Ражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного право-
Сознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна
Определенная унификация представлений о содержании современной конституции на
Базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений,
Что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии
Прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может
Чиркин В.Е. Основы государственной власти. – М.: Юристъ, 1996. – С. 56.
Общая теория права
Быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения
Властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, фор-
Мируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.п. – то есть сложилась опреде-
Ленная модель демократического государства, соответствующего принципам современ-
Ной цивилизации. Эта модель указывает на то, что непременно должно быть включено в
Конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодатель-
Ного регулирования или вообще лишним.
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как
Особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее
Глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.
По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории при-
Держиваются неодинаковых взглядов.
Одним из распространенных представлений является трактовка сущности консти-
Туции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили
Договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное об-
Щество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть
Выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Представители теологической теории видят сущность конституции в воплощении
В ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают,
Что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.
Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность
Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно склады-
Вающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают учредитель-
Ным характером, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в
Кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.
Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие
Ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как само-
Ограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти
Безграничны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает
И закрепляет пределы этого ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой совет-
Ской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она
Выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего клас-