Утихают теоретические споры о сущности и социальном назначении морали. В этой свя-
Зи она рассматривается в разных аспектах: как особый общественный институт и форма
Общественного сознания5; как оценочно-императивный способ освоения социальной
Действительности на основе противоположности понятий добра и зла6; в качестве особого
Байрон Д.Г. Дон-Жуан // Избр. Произв.: В 2 т. Т. 2. – М., 1987. – С. 602–603.
Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. – М., 1957. – С. 246.
Новгородцев П.Н. Право и нравственность // Правоведение. – 1995. – №6. – С. 113.
См.: Вопленко Н.Н. Право в системе социальных норм: Учебное пособие. – Волгоград, 2003. – С. 35.
См.: Философская энциклопедия. Т. 3. – М., 1964. – С. 499.
6 См.: Титаренко А.И. Специфика и структура морали // Мораль и этическая теория. – М., 1974. –
С. 11.
Общая теория права
Типа нормативной регламентации общественной жизни1 и т.д. Все это подчеркивает
Сложность и неоднозначность понятия морали, а также многообразие выполняемых ею
Социальных функций.
«В самом общем виде мораль можно определить как исторически сложившуюся
Систему идей, норм и отношений, рассматриваемых и оцениваемых с позиции человече-
Ских представлений о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом»2.
Более того, «мораль в единстве своих трех элементов: сознания, норм и отношений –
Явилась исторически и социально обусловленным прообразом права»3. Поэтому у права
и морали имеются общие признаки:
1) представляют собой разновидность социальных норм;
Регулируют общественные отношения, образуя диалектическое единство в рамках
целостной системы нормативного регулирования;
Имеют одну и ту же социальную основу и служат средствами обеспечения баланса
интересов индивидов, социальных групп и общества в целом;
4) как правило, едины в оценке преступлений и правонарушений;
5) в философском плане мораль и право являются надстроечными категориями, обу-
Словленными экономическими, политическими и культурными факторами4.
Вместе с тем право и мораль значительно отличаются друг от друга.
Нормы права складываются в обществе стихийно, под воздействием религиозного
Мировоззрения и понятий о добре и зле. Ведущую роль в формировании правовых норм
Играет государство.
Нормы морали охватывают большую часть общественных отношений (дружбу,
Любовь, и т.д.). Право, напротив, регулирует самые важные общественные отношения
Для государства: торговлю, государственную службу, уголовное преследование, форми-
Рование высших органов государственной власти и т.д.
Нормы права обычно закрепляются в официальных документах, в нормативно-
правовых актах (законах, указах___________, декретах, постановлениях и др.), имеют четкие формы
Своего внешнего выражения, а нормы морали являются неписаными правилами, которые
Живут в сознании людей.
Нормы морали не содержат точных детализированных правил поведения. Зачас-
Тую, они являются принципами поведения людей (быть честным, верным, справедливым,
Милосердным, гостеприимным, смелым, и т.д.) во всех жизненных ситуациях.
Нормы права обеспечиваются силой государственного принуждения. Мораль, на-
Против, держится на общественном мнении.
Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения
Жизни, а мораль более подвижна, динамична.
В идеале государству, следует стремиться к тому, чтобы нормы права не проти-
Вопоставлялись нормам морали. Поэтому законы должны проходить нравственную экс-
Пертизу.
См.: Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М., 1977. – С. 17.
Вопленко Н.Н. Право в системе социальных норм: Учебное пособие. – С. 36.
Там же. С. 38.
См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 56.
Глава 9. Сущность права
Соотношение права и закона
Большинство обывателей в повседневной жизни отождествляют понятия «права»
и «закона». Связано это с тем, что университеты, в которых формировались юридические
Концепции, преимущественно опирались на древнеримские законы и использовали их.
Кроме того, до XIX века интерес к национальному закону не проявлялся. Школа естест-
Венного права, начиная с XVII века, требовала, чтобы законодатель санкционировал сво-
Им авторитетом справедливые нормы, созданные доктриной, основанной на природе и
Разуме. Но предполагая новую технику кодификации, эта школа никогда не смешивала
Право и закон и не утверждала, что изучение только закона позволяет узнать, что такое
Право. Для того чтобы отбросить традиционный взгляд, утверждавший, что право и за-